Требования к участникам закупки по 44-фз и 223-фз по новым правилам

Содержание документа

Согласно Гражданскому кодексу, существенными условиями гарантии является указание на принципиала, сумму обеспечения и сроки ее действия. Тогда как перечень требований к указанному документу по 44-ФЗ гораздо более обширен.


Требования к содержанию банковской гарантии приведены в ч. 2 ст. 45 ФЗ-44. Согласно им, данный документ должен содержать такую информацию:

  1. Сумма банковской гарантии, которая должна быть выплачена гарантом заказчику в установленных случаях. Согласно ст. 96 44-ФЗ, это ситуации ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по госконтракту.
  2. Обязательства принципиала, ненадлежащее исполнение которых подлежит обеспечению через банковскую гарантию.
  3. Обязанность гаранта выплатить неустойку в виде пени при просрочке оплаты требования по банковской гарантии. Размер таких штрафных санкций составляет 0,1% суммы, которая подлежит оплате за каждый день просрочки.
  4. Условие о том, что обязательства гаранта считаются исполненными после фактического поступления денежных средств на счет заказчика.
  5. Сроки действия банковской гарантии на основании требований ст. 96 44-ФЗ.
  6. Отлагательное условие о заключении договора предоставления гарантии по обязательствам принципиала.
  7. Установленный перечень документов, которые предоставляются заказчиком вместе с требованием об оплате суммы по гарантии. Он составляется с учетом Постановления Правительства от 2003 года №1005. При этом в перечень документов не допускается включать судебные акты, которые подтверждают неисполнение обязательств поставщиком.

В том случае, если закупочная документация содержит соответствующее условие, в банковскую гарантию включается условие о том, что заказчик вправе в бесспорном порядке списать денежные средства со счета гаранта, если им в течение 5 рабочих дней не было исполнено требование заказчика об уплате денег по банковской гарантии, которое направлено до того, как ее сроки действия не истекли.

Несмотря на жесткие требования к содержанию гарантии, унифицированная форма данного документа не разработана.

Кто принимает участие в государственных закупках

Участниками сферы применения государственного заказа по 44-ФЗ выступают:

  1. Заказчики в лице государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Это, например, школы, больницы, муниципальные органы власти, научные институты и пр.
  2. Поставщики в виде физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Физическое или юридическое лицо не должно иметь налоговых задолженностей, иметь аффилированных лиц с заказчиком (находиться в конфликте интересов), не должно принадлежать к оффшорам, находиться в стадии банкротства, ликвидации, а также состоять в реестре недобросовестных поставщиков (при наличии подобного требования заказчика) и соответствовать иным единым требованиям по ст. 31 44-ФЗ. 15% от всех закупок заказчика должно приходиться на субъекты малого предпринимательства.
  3. Электронные торговые площадки. С учетом постепенного перевода всех закупок в электронный формат электронные торговые площадки теперь выступают важным участником контрактной системы. Заказчик по 44-ФЗ может выбрать одну из площадок, прошедших отбор Правительства. Сегодня таких площадок 8 – Сбербанк АСТ, ТЭК-Торг, ЭПБ ГПБ, Российский аукционный дом, РТС-тендер и пр. Отдельная площадка предусмотрена для проведения торгов в закрытой форме.
  4. Федеральные органы власти, которые наделены функциями нормативно-правового регулирования, а также контроля. Это, в частности, Минфин, ФАС, Росатом, Роскосмос и Рособоронзаказ.

44-ФЗ обладает приоритетным статусом в рамках государственных и муниципальных закупок. Он также опирается на нормы Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.

Кто может принимать участие в закупках, а кто нет?

Наравне с организациями и предпринимателями имеют право участвовать в закупках физические лица.Они нужны заказчикам в большинстве случаев, если торги проводятся по получению услуг гидов, переводчиков и т.п. Физическому лицу, как и всем участникам, необходимо зарегистрироваться на сайте ЕИС и получить автоматическую аккредитацию на электронных торговых площадках. Из документов они предоставляют только копии всех страниц паспорта и ИНН.

Заказчику, который заключает контракт с физическим лицом, необходимо помнить

  1. Он должен выполнить по отношению к физлицу роль налогового агента, то есть рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. При этом в договоре отмечается, что поставщик получит сумму, уменьшенную на величину налога.
  2. При закупке услуг физического лица не указывается, что закупка предназначается для СМП, т.к. физлица не относятся к субъектам бизнеса и  СМП.

Самим гражданам, которые хотят участвовать в торгах, следует помнить названные обстоятельства. Также необходимо учесть:

На серьезные денежные закупки в физические лица рассчитывать не могут. Нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого или ИП. 

Сумма договора указывается до налогообложения. То есть за выполненную работу физлицо получит сумму на 13% меньше указанной.

Гораздо больше контрактов можно выполнять в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятогот.к. они относятся к субъектам бизнеса.

Для регистрации в ЕИС потребуется меньший пакет документов, если сравнивать с юридическими лицами.

Индивидуальные предприниматели не могут участвовать в торгах, проводимых в рамках гособоронзаказа (п.3 ст.3 275-ФЗ). Но преимуществом для ИП является участие в тендерах для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым они относятся. Государство проводит для них очень много торгов.

Определенные риски у ИП тоже есть. В случае возникновения долгов, они могут потерять все свое имущество.

Большинствоисполнителей относятся именно к категории «коммерческая организация».Такие участники также могут участвовать в процедуре закупок.

Особенностью является организация бизнеса и размер компании

  1. Малые учреждения должны помнить о преимуществах для СМП и СОНКО.
  2. Относительно НДС для организаций на УСН действуютте же условия, что и для ИП.
  3. В Реестр недобросовестных поставщиков вносятся данные не только о самой компании, но и о ее учредителях

Следующая категория участников — бюджетная организация.Для них есть следующие нюансы:

  1. Казенные учреждения освобождены от уплаты обеспечения контракта.
  2. Учреждения уголовно-исполнительной системыпользуются преимуществами – могут повысить сумму выигранного контракта на 15%, не превышая при этом НМЦК.

В теории участвовать в закупках могут иностранные лица, но на практике не все так просто. В отношении них применяется национальный режими многие процедуры им недоступны.

Есть особенности при аккредитации иностранцев в ЕИС – им нужно предоставлять заверенный перевод документов иностранного лица.

Заказчики устанавливают требования в отношении исполнителей в закупочной документации, извещении (касается участников, допущенных к торгам).

Если организация поставщика относится к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), к ним предъявляются особые требования. Они должны подтвердить принадлежность к данным категориям участников на электронной торговой площадке с помощью ее программно-аппаратных средств.

Если торги проводятся с учетом национального режима, то следует обратить внимание на условие и ограничение допуска, а также его запрет. Национальному режиму мы посвятили отдельную статью, с которой вы можете ознакомиться здесь —национальный режим в госзакупках

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования (например, поставка лекарственных средств).

Кто не может участвовать в закупках?

Во-первых, организация, которая разрабатывала закупочную документацию для заказчика, не имеет права участвовать в торгах. Это делается с целью недопущения конфликта интересов.

Во-вторых, к торгам не будет допущена организация, сведения о которой занесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные отражаются в Единой информационной системе (ЕИС). В РНП организация вносится сроком на 2 года с момента включения в реестр.

Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

  1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
  2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица. Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения:

  • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
  • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, приведен в этом материале.

Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить. Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует. Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми. В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

https://youtube.com/watch?v=EzQnjpDwhm0

Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ

При проведении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика, Заказчик ОБЯЗАН предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг (ч.3 ст.29 44-ФЗ).

Организации инвалидов — общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (ст. 29 44-ФЗ).

Критерии отнесения организаций к организациям инвалидов

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы: 80% членов – инвалиды

Организации, уставной (складочный) капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

— среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам – не менее 50%;

— доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Как работает преференция 15% по 44-ФЗ?

Предположим, что Заказчиком проводится закупка товара из перечня ПП РФ №341 от 15.04.2014 г. и в документации установлено преимущество для организаций инвалидов в размере 15%. Начальная максимальная цена контракта 100 000 рублей.

Единственное правило в данном случае, чтобы цена, по которой будет заключен контракт с победителем, не превышала НМЦК, установленную в документации. В нашем случае это правило соблюдается, т.к. НМЦК — 100 000 рублей, а контракт с учетом преференции 15% заключен за 92 000 рублей.

Если бы Участник №2 (ОИ) победил с ценой 90 000 рублей и воспользовался бы своим правом на получение преимущества в 15%, то контракт был бы с ним заключен за 100 000 рублей, а не за 103 500 рублей (90 000 + 15%).

Преимущества организаций инвалидов

определяет следующие условия, которым должны отвечать организации лиц с инвалидностью для получения преимущества при закупках:

  • число инвалидов в организации должно быть не менее 80% – для всероссийских организаций и их союзов;
  • число инвалидов в организации должно быть не менее половины, если фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 25% от общего, и весь уставной капитал организации формируется всероссийскими союзами инвалидов.

Численность инвалидов определяется по отношению к количеству членов организации, имеющих право голоса на собраниях, или их законных представителей (для недееспособных инвалидов).

В Постановлении №341 приведен перечень товаров, при закупке которых предоставляется преимущество:

  • полуфабрикаты из мяса;
  • фруктовые и овощные соки;
  • консервированные овощи;
  • хлеб;
  • воды бутилированные;
  • текстиль, трикотаж;
  • мебель;
  • упаковка, емкости из металлов;
  • крепеж, метизы;
  • электротовары;
  • предметы гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Также преимущество предоставляется при закупке услуг курортов, спорткомплексов и по переводу текста.

Получение преимущества происходит в следующем порядке:

  1. Проводится закупочная процедура и определяется победитель.
  2. Победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии права на льготы в соответствии со ст. 29 44-ФЗ.
  3. Заказчик проверяет наличие у организации-победителя признаков, приведенных в .
  4. В проект контракта вносятся изменения, касающиеся увеличения цены.

Если в закупке несколько лотов, то на 15% увеличивается цена за единицу товара, работы или услуги по каждому лоту.

Контракт

На основании проведенных закупок по 44-ФЗ заказчик подписывает государственный или муниципальный контракт с победителем. В рамках 44-ФЗ используется категория «контракт», а не «договор». Сущность данных документов единая, но особенностью контракта является то, что его подписывают государственные и муниципальные заказчики.

Контракт подписывается в бумажной форме при стандартных закупках или в электронном виде посредством функционала ЭЦП. При подписании контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. р. допускаются разные формы подписания документа, в том числе без письменного договора.

Для того чтобы контракт можно было считать заключенным, он должен содержать ряд существенных условий, которые могут варьироваться в зависимости от предмета контракта. В их числе:

  1. Предмет контракта.
  2. Сведения о цене.
  3. Информация об ответственности сторон.
  4. Данные о сроках, порядке оплаты и приемки работы (они составляют не более 30 дней в стандартных случаях или 15 дней – при подписании договора с СМП).
  5. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам.
  6. Гарантийные обязательства.
  7. Сроки поставки.
  8. Требования к состоянию товара (новый).
  9. График выполнения работ.
  10. Требование о привлечении подрядчиков из числа СМП.
  11. Право на односторонний отказ от контракта.
  12. Срок действия контракта.
  13. Сведения о сумме и требованиях к обеспечению исполнения контракта, а также порядке его возврата.

В контакте также прописываются обязанности сторон и ответственность заказчика и поставщика за их неисполнение. Такая ответственность может иметь форму штрафов за неисполнение требований и пени за просрочку в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В ЕИС представлены шаблоны типовых контрактов по разным товарам, работам и услугам, которые следует применять заказчикам в закупочной деятельности.

Заказчик обязан потребовать внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Его размер устанавливается, как 5-30% от НМЦК, или в сумме предусмотренного авансирования. Участник закупки может внести его в виде банковской гарантии или в денежном виде (в последнем случае средства перечисляются на спецсчет).

Обеспечение вносится до подписания контракта поставщиком. Если он не уложится в отведенные ему сроки, то сведения о поставщике направляются в РНП, так как отсутствие обеспечения приравнивается к уклонению от подписания контракта.


Если контракт содержит ошибки или противоречит тому документу, который входил в состав закупочной документации, то поставщик вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий. Заказчик может учесть замечания или направить мотивированный отказ от подписания контракта.

Заказчик всегда подписывает контракт вторым – после того, как это сделает поставщик, и после проверки предоставленного обеспечения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ

В какой форме должны быть объединены лица для того, чтобы принять участие в закупке законодательно, не определенно. Обычно они участвуют в закупках в двух вариантах:

  1. Участники коллектива подают единую заявку на  участие в торгах, которая подписывается каждым членом. При признании данного коллективного участника победителем торгов и при заключении договора заказчик подписывает договор с каждым участником коллектива.
  2. Заявка передается в рамках договора простого товарищества, подписание которого регламентируется Гражданским кодексом (гл. 55 ст. 1041-1054). Такой вариант предполагает, что участники коллектива сами согласуют между собой все правовые нюансы взаимоотношений. Данный вариант является предпочтительной формой организации коллективного участия, так как позволяет формализовать всю закупочную процедуру.

В первом случае участникам следует составить отдельный проект договора или приложение к договору, в котором в отношении каждого участника будут определены: распределение зон ответственности, объемов работ, сроков выполнения работ, ответственности участников, способы расчетов за выполненные работы и пр.

В закупочной документации при таком варианте участия коллектива заказчику следует прописать, кто из участников попадет в реестр недобросовестных поставщиков при отказе от подписания договора после победы в закупке: один из участников коллектива либо все участники.

Если участники закупки выбрали вариант, основанный на коллективном участии в рамках простого товарищества, то им следует определиться с правами и обязанностями каждого участника при принятии участия в закупочных мероприятиях при исполнении условий контракта; распределить объемы товаров и услуг, которые будут поставлены каждым участником и назначить сроки поставок; определиться с участником коллектива, который будет представлять интересы участников коллектива, входящего в состав объединения и осуществлять все операции по исполнению договора, включая взаиморасчеты;  определиться с ответственностью каждого участника по обязательствам, которые связаны с участием в процедуре, и солидарной ответственностью за полное исполнение договорных условий.

Как применяется

Сведения о предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы должны быть включены заказчиком в конкурсную документацию и извещение о проводимой закупке либо в иной документ в зависимости от типа закупки: документа о проведении аукциона, запроса цен, запроса предложений, запроса котировок и пр.

Если такие преимущества установлены, то принадлежность компании к уголовно-исправительной системе потребуется подтвердить документально. Требование о подтверждении права на преимущества в закупке  прописывается в конкурсной документации.

В качестве такого документа выступает декларация. В ней участник закупки в произвольной форме указывает на то, что он соответствует требованиям ст. 28 для предоставления преимуществ. Заказчик не вправе требовать предоставления иных документов от исполнителя (этой позиции придерживается ФАС в письме от 2014 года №АЦ 37971 14).

Отличием новой версии 44-ФЗ, регулирующего госзакупки, от ранее действовавшего 94-ФЗ в том, что раньше заказчик устанавливал такие преимущества по своему усмотрению. Теперь же, если объект закупки входит в утвержденный перечень, заказчик обязан предусмотреть преимущества.

Список товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 2014 г. N649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» и дополнен постановлением Правительства РФ от 2016 года №724. В частности, в указанный список входят молоко, сметана, водоросли, электромясорубки, яйца, ножи, водонагреватели, кипятильники, тумбы, кровати, холодильное оборудование, электронагреватели, уголь, кормовые культуры, сыры и пр.

Согласно письму Минэкономразвития от 2017 года №Д28и-1330, в процессе установления преимущества заказчик должен руководствоваться названием объекта закупки из списка. Дело в том, что в последние годы изменился классификатор товаров ОКПД-2, и в перечне Правительства еще указаны старые коды (например, по коду сметаны сейчас проходит ацидофилин).

Если в закупке есть товары из утвержденного перечня, а также не входящие в него, то преимущества не устанавливаются.

При буквальном прочтении ст. 28 получается, что преимущество не должно превышать лимит в 15%, и ничто не мешает государственному заказчику установить его на уровне менее 1%, что практически никак не повлияет на выбор поставщика. Но согласно рекомендательному письму Минэкономразвития от 2014 года № Д28и-2197, преимущество для льготных организаций должно составлять именно 15%. Поэтому для избегания споров заказчикам рекомендовано прописывать преимущество в части цены контракта как 15%.

Как на практике применяется указанное ценовое преимущество? Учреждение уголовно-исправительной системы может требовать о предоставлении ему привилегии перед подписанием контракта, но полученная цена не должна превышать НМЦК.

Например, заказчиком в извещении на проведение запроса предложений были прописаны преимущества для учреждений (предприятий) уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта.

Начальная цена контракта была установлена в размере 100 тыс. р. Предложение победителя из числа учреждений уголовно-исполнительной системы составило 95 тыс. р. С учетом преимуществ цена контракта получится (95000 + 95000*15%)=109250 р. Значение превысило НМЦК, поэтому контракт будет заключен с ценой 100 тыс. р.

Данное преимущество предоставляется учреждениям, если с ними заключается контракт из-за уклонения победителя от подписания договора.

Помимо этого, из-за того, что учреждения уголовно-исправительной системы относятся к казенным предприятиям, то от них не могут требовать внесения обеспечения по контракту.

Единые требования к участникам закупки

Рассмотрим единые требования к участникам закупки. 1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов. 2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки. 5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты); 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией. Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию. Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки. Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях). 8) участник закупки не является офшорной компанией.Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно. Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.

Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо). Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости. Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.

Признание закрытого аукциона несостоявшимся

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЗА подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.10 ст.88 44-ФЗ).

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в ЗА принято решение об отказе в допуске к участию в ЗА всех участников закупки, подавших заявки на участие в ЗА, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в ЗА, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч.8 ст.89 44-ФЗ).

В случае отказа участника ЗА, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, от заключения контракта Заказчик принимает решение о признании закрытого аукциона несостоявшимся (ч.3. ст.91 44-ФЗ).

Запросы на разъяснение положений документации

Просить разъяснений положений документации можно в 2-х видах закупок: 

  • аукцион;
  • конкурс.

Разъяснение положений документации в электронном аукционе


Кто может направить?

Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, обращение по поводу разъяснений положений документации о таком аукционе (ч.3 ст.65 44-ФЗ). Это можно сделать еще до подачи заявки.

Сколько раз участник может направить обращение?

Участник ЭА вправе направить не более 3-х запросов в отношении одного такого аукциона.

Как подать запрос и получить ответ?

Запрос нужно подавать исходя из документации заказчика, в которой он указал порядок подачи разъяснений. На практике, чаще всего, заказчики просто цитируют нормы 44-ФЗ и каких-либо конкретных рекомендаций не дают. В этом случае необходимо воспользоваться программно-аппаратными средствами электронной торговой площадки (шаблоном обращения). Рассмотрим на примере ЭТП «Сбербанк-АСТ»

Форма обращения содержит следующие разделы:

  1. Общие сведения об электронном аукционе:

— номер извещения;

— номер редакции извещения;

— наименование закупки.

  1. Сведения об участнике закупки:

— наименование (фамилия, имя, отчество);

— адрес электронной почты участника закупки;

— дополнительный адрес электронной почты для отправки уведомлений.

  1. Сведения о предмете запроса:

— тема запроса;

— текст запроса.

  1. В разделе «Документы» нужно прикрепить необходимые файлы, затем подписать усиленной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.

Сам текст обращения пишется в произвольной форме, заказчик обязан ответить вам в любом случае. Однако для большей убедительности рекомендуем обязательно указать:

  • тему с четко сформулированной проблемой;
  • подробное описание самой проблемы;
  • ссылки на нормы закона, по которым, по вашему мнению, заказчик допустил нарушения.

Сроки подачи и сроки ответов:

  1. Ваше обращение поступает на ЭТП;
  2. В течение 1 часа оно направляется оператором ЭТП заказчику;
  3. В течение 2-х дней заказчик размещает в ЕИС свой ответ (с указанием предмета запроса, но без указания обратившегося участника закупки);
  4. Обращение от участника должно поступить заказчику не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЭА (ч.4 ст.65 44-ФЗ);
  5. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч.5 ст.65 44-ФЗ);
  6. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию об ЭА не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.6 ст.65 44-ФЗ);
  7. Нельзя изменять объект закупки и сумму обеспечения заявок;
  8. При внесении изменений в документацию срок подачи заявок на участие в ЭА должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее 15-ти дней или, если НМЦК не превышает 300 млн. руб. – не менее 7-ми дней.

Разъяснение положений документации при открытом конкурсе в электронной форме

Согласно ч.7 ст.54.3 44-ФЗ любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

Сроки подачи и сроки ответов:

  1. В течение 2-х рабочих дней с момента поступления обращения заказчик обязан разместить в ЕИС свой ответ;
  2. Обращение должно поступить к заказчику не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  3. Участник вправе направить не более чем 3 запроса в отношении одного открытого конкурса в электронной форме;
  4. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (ч.9 ст.54.3 44-ФЗ).

На это обращение заказчик дал следующий ответ:

У заказчика всегда есть два пути:

  • не согласиться с участником и дать ему подробный и аргументированный ответ;
  • согласиться с участником и внести изменения в документацию, либо отменить закупку.

Общие ограничения

Система закупок призвана обеспечить конкуренцию, что в итоге должно привести к экономии средств бюджета. Поэтому ограничение круга участников закупки в общем случае считается нарушением. Выражается это в том, что заказчики не могут устанавливать к участникам какие-то специальные требования, за исключением отдельных случаев.

Но в некоторых закупках все-таки может принять участие далеко не любое лицо, например:

  1. Поставщик иностранного товара не сможет подать заявку на закупку, в которой действует национальный режим.
  2. Если для исполнения работ требуется лицензия, то не имеющие ее компании или ИП к закупке допущены не будут.
  3. К закупке товаров, которые являются технически сложными, высокотехнологичными или особо дорогими, будут допущены поставщики, имеющий определенный опыт и квалификацию.
  4. Если закупка объявлена для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, то иные лица поучаствовать в ней не смогут.
  5. Если закупка связана с информацией, составляющей гостайну, участниками могут стать только поставщики со специальными допусками.

С этим читают