Регламент таможенного союза лифты тр тс 011/2011

Содержание

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска. (ИСО/ТС 14798:2006 «Лифты (подъемники) эскалаторы и движущиеся тротуары для пассажиров. Методология анализа риска и его снижения», MOD)


ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

7 Маркировка. Знаки, пиктограммы и предупредительные надписи

Если в результате анализа риска выясняется, что требуются дополнительные специальные предупреждающие знаки, то эти знаки размещают непосредственно на лифте или его частях, или в непосредственной близости от них.

Маркировка, знаки, пиктограммы и предупреждающие знаки должны быть легко читаемыми и понятными. Знаки или предупредительные надписи, содержащие только одно слово «опасность», не следует применять.

Информация, размещаемая на лифте или его частях, должна быть долговечной. Если в течение времени такая информация становится трудно читаемой, то требуется ее обновление или замена.

I. Общие требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов

1. Точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортировку людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах ±0,035 м.

2. Двери шахты, двери кабины, стены купе кабины лифта должны выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. При этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускаются.

3. Высота в свету проема двери шахты и кабины лифта, допускающего транспортировку людей, должна быть не менее 2 м.

4. Усилие, необходимое для предотвращения закрывания автоматической двери шахты с механическим приводом, не должно превышать 150 Н.

Кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 10 Дж в тех случаях, когда предусмотрено автоматическое реверсирование закрывающихся створок дверей при или до воздействия их на препятствие, находящееся в дверном проеме.

При отсутствии реверса кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 4 Дж.

Указанные требования распространяются на конструкции, в которых двери шахты и кабины лифта кинематически соединены между собой.

5. Высота купе кабины лифта, допускающего транспортировку людей, измеренная от пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2 м. При этом выступающие от конструктивного потолка вниз не более чем на 0,05 м элементы (плафон светильника, декоративные элементы и т.п.) не учитываются.

6. В лифте, у которого предусмотрена возможность самостоятельного освобождения пользователей из кабины лифта, находящейся в зоне отпирания дверей шахты, усилие открывания дверей кабины лифта должно быть не более 300 Н.

7. Величина среднего замедления при посадке кабины лифта с номинальным грузом на ловители плавного торможения или на буфера должна быть не более 9,81 м/с2, на ловители резкого торможения — не более 25 м/с2. Допускается величина замедления более 25 м/с2 при времени его действия не более 0,04 с.

8. Токоведущие части электрооборудования лифтов, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 60 В постоянного тока, должны быть защищены от прикосновения, обозначены предупредительными надписями и иметь специальную маркировку.

9. Напряжение питания цепей управления лифта, освещения, розеток для подключения переносного инструмента, вентиляции, двухсторонней переговорной связи должно быть не более 250 В.

Напряжение цепи питания для переносных ламп должно быть не более 42 В.

10. Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы не должна превышать:

для пассажирских лифтов и грузовых лифтов, доступных для людей, — 2 м/с2;

для пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений — 1 м/с2.

Величина среднего замедления кабины лифта при экстренном торможении должна быть не более 9,81 м/с2.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного Союза 011/2011, включает в себя:

  • Буфер: — энергонакопительного типа (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками) — с нелинейными характеристиками — с амортизированным обратным ходом — энергорассеивающего типа
  • Гидроаппарат безопасности (разрывной клапан).
  • Замок двери шахты.
  • Ловители.
  • Ограничитель скорости.

Применимые схемы сертификации:

  • 1с – на серийно выпускаемую продукцию;
  • 3с – на партию продукции;
  • 4с – на единичное изделие.

Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта требованиям ТР ТС 011/2011, перед вводом в эксплуатацию осуществляется в форме декларирования соответствия лифта , по схеме 4д (испытание в аккредитованной лаборатории единичного изделия).

Оценка соответствия лифта в период эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования, не реже одного раза в 12 месяцев, аккредитованной (уполномоченной) организацией, в установленном законодательством государства — члена Таможенного Союза порядке. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.

Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования аккредитованной (уполномоченной) организацией, в установленном законодательством государства — члена Таможенного Союза порядке. Сведения о проведенном обследовании указываются в паспорте лифта. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:

  • условия и возможный срок продления использования лифта (при отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации, устанавливается срок использования лифта по назначению)
  • рекомендации по модернизации или замене лифта

Модернизация лифта — комплекс мероприятий по повышению безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации лифта до уровня, установленного настоящим Техническим регламентом. Заявитель на основании положительных результатов оценки модернизированного лифта оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта; вносит в паспорт запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.

I. Общие требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов

1. Точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортировку людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах ±0,035 м.

2. Двери шахты, двери кабины, стены купе кабины лифта должны выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. При этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускаются.

3. Высота в свету проема двери шахты и кабины лифта, допускающего транспортировку людей, должна быть не менее 2 м.

4. Усилие, необходимое для предотвращения закрывания автоматической двери шахты с механическим приводом, не должно превышать 150 Н.

Кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 10 Дж в тех случаях, когда предусмотрено автоматическое реверсирование закрывающихся створок дверей при или до воздействия их на препятствие, находящееся в дверном проеме.

При отсутствии реверса кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 4 Дж.

Указанные требования распространяются на конструкции, в которых двери шахты и кабины лифта кинематически соединены между собой.

5. Высота купе кабины лифта, допускающего транспортировку людей, измеренная от пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2 м. При этом выступающие от конструктивного потолка вниз не более чем на 0,05 м элементы (плафон светильника, декоративные элементы и т.п.) не учитываются.

6. В лифте, у которого предусмотрена возможность самостоятельного освобождения пользователей из кабины лифта, находящейся в зоне отпирания дверей шахты, усилие открывания дверей кабины лифта должно быть не более 300 Н.

7. Величина среднего замедления при посадке кабины лифта с номинальным грузом на ловители плавного торможения или на буфера должна быть не более 9,81 м/с2, на ловители резкого торможения — не более 25 м/с2. Допускается величина замедления более 25 м/с2 при времени его действия не более 0,04 с.

8. Токоведущие части электрооборудования лифтов, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 60 В постоянного тока, должны быть защищены от прикосновения, обозначены предупредительными надписями и иметь специальную маркировку.

9. Напряжение питания цепей управления лифта, освещения, розеток для подключения переносного инструмента, вентиляции, двухсторонней переговорной связи должно быть не более 250 В.

Напряжение цепи питания для переносных ламп должно быть не более 42 В.

10. Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы не должна превышать:

для пассажирских лифтов и грузовых лифтов, доступных для людей, — 2 м/с2;

для пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений — 1 м/с2.

Величина среднего замедления кабины лифта при экстренном торможении должна быть не более 9,81 м/с2.

I. Общие требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов

1. Точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортировку людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах ±0,035 м.

2. Двери шахты, двери кабины, стены купе кабины лифта должны выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой деформацией не более 15 мм. При этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускаются.

3. Высота в свету проема двери шахты и кабины лифта, допускающего транспортировку людей, должна быть не менее 2 м.

4. Усилие, необходимое для предотвращения закрывания автоматической двери шахты с механическим приводом, не должно превышать 150 Н. Кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 10 Дж в тех случаях, когда предусмотрено автоматическое реверсирование закрывающихся створок дверей при или до воздействия их на препятствие, находящееся в дверном проеме. При отсутствии реверса кинетическая энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна быть не более 4 Дж.

Указанные требования распространяются на конструкции, в которых двери шахты и кабины лифта кинематически соединены между собой.

5. Высота купе кабины лифта, допускающего транспортировку людей, измеренная от пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2 м. При этом выступающие от конструктивного потолка вниз не более чем на 0,05 м элементы (плафон светильника, декоративные элементы и т.п.) не учитываются.

6. В лифте, у которого предусмотрена возможность самостоятельного освобождения пользователей из кабины лифта, находящейся в зоне отпирания дверей шахты, усилие открывания дверей кабины лифта должно быть не более 300 Н.

7. Величина среднего замедления при посадке кабины лифта с номинальным грузом на ловители плавного торможения или на буфера должна быть не более 9,81 м/с2, на ловители резкого торможения — не более 25 м/с2. Допускается величина замедления более 25 м/с2 при времени его действия не более 0,04 с.

8. Токоведущие части электрооборудования лифтов, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока и более 60 В постоянного тока, должны быть защищены от прикосновения, обозначены предупредительными надписями и иметь специальную маркировку.

9. Напряжение питания цепей управления лифта, освещения, розеток для подключения переносного инструмента, вентиляции, двухсторонней переговорной связи должно быть не более 250 В.

Напряжение цепи питания для переносных ламп должно быть не более 42 В.

10. Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при эксплуатационных режимах работы не должна превышать:

для пассажирских лифтов и грузовых лифтов, доступных для людей, — 2 м/с2;

для пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений -1 м/с2.

Величина среднего замедления кабины лифта при экстренном торможении должна быть не более 9,81 м/с2.

Приложение А (справочное)

Примеры типовых проверок лифта при техническом обслуживании

Таблица А.1 — Электрические лифты

Проверяемая часть лифта

Проверка

Общая

Чистота всех компонентов. Устранение пыли и коррозии

Натяжное устройство уравновешивающих канатов

Свободное перемещение и функционирование.

Равенство натяжения канатов.

Электрический выключатель (при наличии).

Смазка

Буфера

Уровень масла.

Смазка.

Электрический выключатель (при наличии)

Электродвигатель лебедки

Износ подшипников.

Смазка

Редуктор

Износ зацепления.

Смазка

Тормоз

Система торможения.

Износ частей тормоза.

Точность остановки кабины

Станция управления

Отсутствие пыли, чистота в шкафу

Ограничитель скорости и натяжное устройство

Наличие износа и свободное движение частей.

Электрический выключатель

Канатоведущий шкив, блоки

Износ и состояние канавок шкива, блока.

Наличие увеличенного шума и вибрации в подшипниках.

Защитное ограждение.

Смазка


Направляющие кабины (противовеса)

Наличие смазки на направляющих.

Крепление направляющих

Направляющие башмаки кабины, противовеса

Наличие износа.

Крепление.

Смазка (где необходимо)

Электропроводка

Состояние изоляции

Кабина лифта

Аварийное освещение, кнопки приказов.

Крепление обрамления, потолка кабины

Ловители

Свободное движение частей ловителей, износ.

Смазка.

Крепление.

Электрический выключатель

Несущие канаты

Износ, удлинение, натяжение.

Смазка (в тех случаях, где она предусмотрена)

Узлы крепления несущих канатов

Износ.

Крепление

Двери шахты

Работа замков.

Свободное движение створок.

Состояние направляющих створок.

Зазоры в дверях.

Тросы, цепи или ремни (при наличии).

Аварийное устройство отпирания.

Смазка

Двери кабины

Свободное перемещение створок.

Направляющие створок.

Зазоры в двери.

Тросы, цепи или ремень (при наличии).

Устройство контроля дверного проема.

Смазка

Этажная площадка

Точность остановки

Конечные выключатели


Работа

Ограничитель времени работы электродвигателя

Работ

Электрические устройства безопасности

Работа.

Электрическая цепь безопасности.

Правильность фаз

Аварийное устройство вызова

Работа

Устройство управления и сигнализации на этаже

Работа

Освещение шахты

Работа

В дополнение к таблице А.1 в части обслуживания идентичных элементов электрических и гидравлических лифтов предлагаются дополнительные проверки при техническом обслуживании гидравлических лифтов.

Таблица А.2 — Гидравлические лифты

Проверяемая часть лифта

Проверка

Гидроцилиндр

Плотность уплотнений.

Наличие воздуха в гидравлической системе

Блок клапанов гидроагрегата

Плотность клапанных уплотнений.

Проверка и регулировка клапанов движения и предохранительного клапана

Ручной насос

Работоспособность насоса и плотность соединений

Гидроагрегат безопасности

Срабатывание и регулировка срабатывания

Гидроагрегат

Уровень масла и его состояние

Гидротрасса

Плотность и уплотнение трубопроводов.

Визуальный контроль трубопроводов по всей длине трассы

Электрическая схема

Система противосползания.

Время питания электродвигателя.

Блок защиты по температуре масла

Правила обращения на рынке

Обязательным условием для запуска в обращение лифтов и устройств безопасности лифтов является признание их соответствующим актуальному ТР ТС. Важным требованием, которое предъявляется к подъемным устройствам, является сохранение работоспособности на протяжении всего срока службы, гарантированного изготовителем. Необходимое условие для выполнения этого требования:

  • Использование лифта, устройств безопасности по назначению
  • Работа в соответствии с требованиями сопроводительной документации производителя

Среди ключевых правил обращения лифтовых систем можно отметить следующие:

  • Обязательная комплектация сопроводительной документацией. Бумаги оформляются на государственном языке страны, участвующей в ТС или на русском языке. В пакет сопроводительной документации входит паспорт, инструкция по использованию, электрическая схема элементов, копия сертификата

В руководстве по эксплуатации описываются моменты монтажа, сборки, ремонта, регулировки, испытаний и проверок, меры безопасности, содержание технического обслуживания, методы безопасной эвакуации людей, указания по выводу из эксплуатации.

Наличие на лифтах информации о производителе, товарном знаке, заводском номере, дате изготовления, сроке эксплуатации. Сведения указывают в кабине или на кабине

Требования безопасности к лифтам

Должностные лица разработали систему средств и мер для гарантии качества подъемных механизмов с учетом общих требований безопасности, функций и условий эксплуатации конструкций.

Уполномоченные органы установили обязательные требования для обеспечения безопасного использования современных лифтовых систем, среди них:

  • Обязательное указание информации о классе энергетической эффективности системы в маркировке и технической документации подъемных механизмов
  • Применение специальных мер по отношению к лифту, установленному в здании. Перед вводом устройства в эксплуатацию квалифицированный персонал проверяет соблюдение требований к монтажу, сборке, наладке и регулировке. Ввод смонтированного лифта в эксплуатацию осуществляется строго в порядке, регламентированном ТР ТС
  • В период срока службы лифт используют по назначению, регулярно выполняют техническое обслуживание, ремонт, диагностические осмотры в соответствии с руководством по эксплуатации от производителя
  • Техническое обслуживание и ремонт подъемных механизмов доверяется только компетентным профессионалам. Оценка лифта выполняется в форме технического освидетельствования
  • После завершения срока службы, обозначенного изготовителем, нельзя использовать лифт без предварительной оценки соответствия. Эксперты устанавливают возможность и условия продления срока использования системы, необходимость модернизации или замены ее элементов
  • Если в паспорте на лифт не указан срок эксплуатации, то такой срок устанавливается равным 25 годам с момента ввода его в эксплуатацию

Подтверждение соответствия лифтов

Подтверждение соответствия устройств происходит путем обязательной сертификации перед выпуском в обращение. Для начала проверки ответственное лицо подает заявку и прилагает к ней технические документы на лифт.

Лабораторные исследования лифтов

Лабораторные исследования позволяют дать оценку соответствия лифта техническому регламенту. Эксперты проводят испытания:

  • Электрических сетей и электрооборудования
  • Сцепления тяговых элементов
  • Тормозной системы
  • Герметичности гидроцилиндра и трубопровода
  • Прочности кабины, тяговых элементов, подвески и опоры

Сферы использования регламента таможенного союза

Технический регламент распространяет свое действие на лифтовые системы и устройства безопасности лифтов, применяемые на территории государств, входящих в состав Таможенного союза. Контролю подвергаются ограничители скорости, аппараты безопасности, замки дверей шахты, буферы, ловители.

Действие описываемого стандарта не распространяется на объекты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема и устройства, применяемые:

  • В горных шахтах
  • На военных объектах специального назначения
  • На летательных аппаратах и самолетах
  • На предприятиях угольной промышленности
  • На морских платформах для разведки и бурения
  • На плавучих транспортных средствах

III. Специальные требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов, предназначенных для транспортировки пожарных во время пожара (лифты для пожарных)

16. Двери шахт лифта для пожарных должны иметь предел огнестойкости не ниже EI60.

При расположении лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами предел огнестойкости дверей шахт этих пассажирских лифтов должен быть не ниже EI60.

17. Ширина дверного проема кабины и шахты лифта для пожарных должна быть не менее 800 мм.

18. Кабина лифта для пожарных, обеспечивающая транспортировку спасаемых людей на носилках или кроватях, должна иметь пол с размерами не менее 1100 мм ´ 2100 мм.

19. Скорость перемещения кабины лифта в м/с должна быть не менее величины, определяемой по формуле Н/60, где Н — высота подъема кабины в метрах.

20. Грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее:

630 кг — для жилых зданий;

1000 кг — для общественных и производственных зданий.

21. В крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк размером в свету не менее 0,4 м ´ 0,5 м для лифтов грузоподъемностью 630 кг и не менее 0,5 м ´ 0,7 м для лифтов грузоподъемностью 1000 кг и более.

Перечень устройств безопасности лифта, подлежащих обязательной сертификации

1. Буфер

2. Гидроаппарат безопасности

3. Замок двери шахты

4. Ловители

5. Ограничитель скорости

Содержание и применение схем подтверждения соответствия лифта, устройства безопасности лифта требованиям технического регламента о безопасности лифтов

Приложение ДА (справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского регионального стандарта ЕН 13015:2001

Таблица ДА.1

Структура настоящего стандарта

Структура европейского регионального стандарта ЕН 13015:2001

1 Область применения


1 Область применения

2 Нормативные ссылки

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

3 Определения

4 Требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

4 Разработка инструкций по техническому обслуживанию

4.1 Общие положения

4.1 Общие положения

4.2 Условия, учитываемые при разработке инструкции по техническому обслуживанию лифтов

4.2 Элементы, которые должны быть учтены в инструкциях по техническому обслуживанию

4.3 Информация для владельца лифта и организации по техническому обслуживанию лифта

4.3 Информация, которая должна быть включена в инструкции по техническому обслуживанию

4.3.2.16 b) для эскалаторов и пассажирских конвейеров

5 Оценка рисков

5 Оценка риска

5.1 Общие положения

5.1 Общие положения

5.2 Информация по обеспечению безопасности персонала при техническом обслуживании

5.2 Информация для организаций по техническому обслуживанию лифтов

6 Информация для владельца лифта при организации работ по эвакуации людей из кабины лифта собственными силами

6 Информация для владельца по организации эвакуации людей из кабины лифта

7 Маркировка Знаки, пиктограммы и предупредительные надписи

7 Маркировка, знаки, пиктограммы и предупредительные надписи

8 Оформление инструкции по техническому обслуживанию

8 Содержание инструкции по техническому обслуживанию

Приложение А (справочное) Примеры типовых проверок лифта при техническом обслуживании

Приложение А Примеры проверок, которые должны быть учтены в инструкциях по техническому обслуживанию

Таблица А.1 Электрические лифты

Таблица А.1 Электрические лифты

Таблица А.2 Гидравлические лифты

Таблица А.2 Гидравлические лифты

Таблица А.3 Эскалаторы и пассажирские конвейеры

Приложение Б (справочное) Перечень опасностей, опасных ситуаций, учитываемых при выполнении работ по техническому обслуживанию

Приложение В (справочное) Примеры объектов, которые должны быть учтены при выполнении работ по техническому обслуживанию

Таблица Б.1 Лифты

Таблица В.1 Лифты

Таблица В.2 Эскалаторы и пассажирские конвейеры


С этим читают