Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в местном самоуправлении текст научной статьи по специальности «политологические науки»

Условия создания

Чтобы на конкретной территории создать такое сообщество собственников, необходимо соблюсти определенные условия:


  • границы его территории не должны выходить за пределы самого поселения;
  • на определенной территории допускается создание только одного ТОС;
  • нельзя организовывать их на тех территориях, которые не имеют общих границ.

Существует несколько вариантов регистрации: ТОС с образованием юридического лица, а также с уставом.

Утвержденным товарищество считают с момента его признания юридическим лицом.

Утвержденным его считают после того, как будет официально зарегистрирован устав ТОС уполномоченным органом самоуправления конкретного населенного пункта.

Суть подобной процедуры состоит во внесении в реестр информации об учреждении товарищества.

Если устав ТОС с образованием юридического лица, то товарищество по ФЗ оформляется как некоммерческая организация. В российском законодательстве не установлена ее конкретная организационно-правовая форма.

Выделяют следующие варианты таких организаций:

  • религиозные либо общественные объединения;
  • некоммерческие партнерства;
  • благотворительные фонды;
  • союзы и ассоциации.

В качестве оптимальной организационно-правовой формы для товариществ общественных собственников рассматривают автономную некоммерческую организацию. ТОС осуществляется гражданами посредством проведения конференций и собраний, а также путем создания органов такого товарищества.

Правомочным собрание признается в том случае, когда участие в нем принимает не меньше половины всех жителей территории, которые достигли шестнадцатилетнего возраста.

Конференцию граждан по вопросам создания и реализации ТОС признают правомочной, если на ней присутствует больше 2/3 жителей территории, которым исполнилось шестнадцать лет.

Польза ТОСа

В зависимости от того, где именно образован ТОС, одинаковая польза от него очевидна как для субъектов федерации, так и для муниципальных образований. Стоит классифицировать основные преимущества рассматриваемой системы.

В конкретном российском регионе ТОС может обладать следующими достоинствами:

  • Наличие гарантии активизации правильным образом настроенного электората и всего гражданского общества в целом. Отныне люди полагается не только на ЖЭК, но и на самих себя.
  • Наличие эффективных рычагов управления отдельными территориями.
  • Использование инструментов по актуализации, выявлению и мобилизации собственных внутренних резервов.
  • Возможность самостоятельно управлять бюджетными средствами, грамотно расходовать их на достижение приоритетных целей и задач.
  • Использование механизмов по коррекции и мониторингу общественного мнения.

Для муниципального образования, в том числе для сельского поселения, плюсы также очевидны. Здесь стоит выделить:

  • выход муниципального образования из зависимости от финансовой конъюнктуры, возможность действовать самим, без опоры на малоэффективные государственные инстанции;
  • возможность самостоятельно, а потому качественно управлять социально-экономическим развитием муниципалитета;
  • наличие гарантий участия местных жителей в решении территориальных проблем;
  • полный контроль органа местного самоуправления за расходованием ТОСом выделяемых средств.

ТОС — что это такое? Это в первую очередь средство социального оздоровления. Каждый житель принимает активное участие в улучшении качества собственной жизни. Тем самым устраняется стереотип о том, что только государственные инстанции должны заниматься проблемами населения. ТОС в России особенно необходим. В нашей стране не лучшим образом развита система жилищного управления (ЖКХ) и жилищных служб (ЖЭК). Именно поэтому стоит брать инициативу в свои руки, что позволит куда быстрее и тщательнее повысить качество жизни.

Нормативные и правовые документы, регулирующие деятельность

Создание ТОС регулируется Конституцией РФ, ФЗ № 131, уставом МО, ФЗ № 7, нормативно-правовыми муниципальными актами, уставом товарищества. В уставе должны быть выделены следующие положения:

  • о территории, на которой будет осуществляться ТОС;
  • об основных целях, планируемых задачах, видах и направлениях работы;
  • об особенностях создания, а также специфике прекращения обязанностей, продолжительности полномочий;
  • последовательности покупки имущества, распоряжением им;
  • варианты расходования финансовых средств, особенности отчетности.

Среди форм деятельности выделяют: непосредственно населением, путем создания органов ТОС.

Первый вариант предполагает проведение собраний и конференций граждан, вынесение на них конкретных вопросов, совместный поиск решений.


Среди полномочий, которыми наделяются по отечественному законодательству конференции и собрания граждан, реализующих ТОС, относят:

  • выработку структуры организации;
  • разработку и принятие устава, внесение в него дополнений и изменений;
  • избрание органов ТОС;
  • выявление главных направлений работы;
  • проработку сметы, контроль за ее соблюдением;
  • утверждение отчетов о функционировании.

Среди органов ТОС выделяют комитеты (советы) жилых комплексов, микрорайонов, поселков. Существуют объединения собственников, обладающих определенным недвижимым имуществом.

Если регистрация ТОС осуществляется не в качестве юридического лица, создание контрольно-ревизионной комиссии не является обязательным элементом работы.

Чтобы проводить определенные работы, при органе товарищества создаются комиссии (группы) по разным вопросам. К примеру, по культурно-массовой работе, по строительству определенных объектов местного назначения.

Органы ТОС способны выполнять сразу несколько важнейших функций:

  • представлять интересы граждан, которые зарегистрированы на конкретной территории;
  • обеспечивать исполнение решений, которые были приняты в рамках конференций и собраний граждан;
  • вести хозяйственную деятельность, направленную на благоустройство территории, другую хозяйственную деятельность, которая направлена на удовлетворение бытовых и социальных потребностей граждан за счет личных средств, а также на базе договора между органами территориальным общественным самоуправлением и МО с применением ресурсов местного бюджета;
  • вносить в муниципальные органы проекты правовых документов, которые направлены на улучшение условий жизни граждан

При реализации иных полномочий, органы территориальных общественных союзов инициируют проведение конференций, собраний жителей, чтобы принимать в их рамках конкретные решения, следят за ходом их выполнения.

Они привлекают к работам, направленным на улучшение внешнего вида водоемов, парков, скверов, их озеленение обычных граждан. ТОС инициируют мероприятия, касающиеся ремонта тротуаров и дорог, строительство детских площадок, спортивных придомовых городков.

Они помогают поддерживать в порядке культурные и исторические объекты, поддерживают состояние братских могил, воинских кладбищ, принимают активное участие в создании условий для работы с детьми, проводят для них разнообразные спортивные праздники, культурно-массовые мероприятия.

ТОС оказывают поддержку одиноким пожилым людям, неблагополучным и малообеспеченным семьям.

Нормы местного самоуправления

Они закреплены в ст. 131 Конституции РФ. Подобный вариант подходит для сельских, городских поселений, а также для иных территорий. Определяются основы местного самоуправления с учетом местных традиций. Изменение границ территорий, в рамках которых оно функционирует, допускается только при согласии местного населения.

Конституция страны основанием для установления территориальной базы местного самоуправления выделила административно-территориальный принцип. Все единицы, которые имеют право на самоуправление, именуются муниципальными образованиями.

Осуществляется регулирование самоуправления путем совокупности разных видов социальных норм.

Они отражают объективную потребность общества в упорядочении отношений в конкретном сообществе, характеризуются историческим характером.

Создание

Что это такое — ТОС и как его можно создать? Ответы на эти вопросы находятся в статье 27 ФЗ «О местном самоуправлении в России». Опираясь на закон, следует рассказать о том, как именно можно сформировать и зарегистрировать систему территориального самоуправления. Первое, что необходимо, — это наличие группы инициативных граждан, обладающих достаточно высоким уровнем правовой культуры. Минимальное количество граждан, готовых к созданию ТОСа, не должно быть меньше 3 человек.

Далее следует установить границы ТОСа. Это должна быть территория одного подъезда, целого дома, группы домов, микрорайона и т. д. Все границы должны быть зарегистрированы в уполномоченном органе местного самоуправления.

Еще одним важным этапом в создании ТОСа является проведение учредительного собрания или конференции граждан, на котором следует определить наименование ТОСа, его устав, органы управления, председателей и многое другое. Последним этапом в создании самоуправления должна быть регистрация в соответствующем государственном органе в качестве юридического или не юридического лица.

Цели создания ТОС


Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

Формы и виды

Территориальное общественное самоуправление организовывается жильцами самостоятельно с формированием органов ТОС. Признаками правомочности собрания считается присутствие более 2/3 граждан, которые были выбраны в качестве делегатов. Положительное решение по вопросу должны принять не менее 50% от всего количества присутствующих делегатов.

Полномочия и функции органов управления

Граждане, входящие в состав этой организации имеют следующие полномочия:

  • утверждение и одобрение устава и его дополнение при необходимости
  • утверждение бюджета
  • формирование отчетов
  • определение структуры
  • создание стратегии самоуправления
  • выбор управляющих

Организация нужна для ведения надзора за выполнением решений, которые соответствуют потребностям жителей. Вся хозяйственная деятельность нуждается в качественной реализации и влияет на уровень благоустройства и развития территории

Важно наличие устава как основного документа. В нем обязательно необходимо прописать:

  • Способы принятия решений
  • Территорию, входящую в структуру
  • Принцип выполнения полномочий
  • Возможности завершения работы структуры
  • Способ покупки имущества, которое размещено на подконтрольной территории

Кто может участвовать в деятельности ТОС

Принимать участие в процессе функционирования структуры могут:

  1. Местные жители старше 16 лет. Они могут принимать участие в процессе самоуправления, проводить собрания, конференции, выбирать руководство и избираться в него.
  2. Граждане, не живущие на подконтрольной территории, однако имеющие там недвижимость, могут участвовать в собраниях.

Как финансируется

Согласно статье 27 ФЗ No131 финансирование ТОС возможно из собственных или привлеченных ресурсов. Формирование собственных ресурсов происходит благодаря внесению взносов местными жителями. Для привлечения средств обращаются к руководителям местного самоуправления.

Финансирование допускается в виде:

  • добровольными взносами местных жителей
  • частными взносами лиц, не причастных к структуре
  • целевыми средствами, выделенными из бюджета на поддержку ТОС
  • грантами, выдаваемыми частными организациями

По закону о ТОС регистрация осуществляется как юридическое лицо. Это дает право на:

  • сбор средств для осуществления тех или иных программ
  • свободное распоряжение собранными средствами
  • организацию действий, направленных на выполнение целей, прописанных в уставной документации
  • пользование имуществом, переданным органами самоуправления в распоряжение структуры

При организации самоуправления возможно пользоваться средствами, полученными как от физических, так и от юридических лиц. Важным пунктом является законность имеющихся источников финансирования.

Для чего создается

Цели, признаки и задачи создания ТОС следующие:

  • Выявление интересов людей, которые проживают на курируемом участке
  • Обеспечение выполнения утвержденных на собраниях решений
  • Реализация действий, которые нацелены на улучшение конъюнктуры домов и придомовой территории, способствующее удовлетворению социально-бытовых нужд жителей за их счет или с привлечением других источников финансирования
  • Вынесение проектов и предложений на обсуждение в органы местного самоуправления

ТОС по праву считается отличным методом, позволяющим улучшить уровень жизни людей, которые проживают на подконтрольной территории. При помощи самоуправления происходит сплочение различных элементов общества. Кроме того, подобная деятельность благоприятно сказывается на активности граждан, приживающих на территории микрорайона.

Организация ТОС позволяет ускорить реализацию существующих идей. Все граждане могут высказывать свои пожелания, способствующие совершенствованию текущего состояния дел. Изменения внедряются гораздо быстрее, поскольку большая группа лиц заинтересована в этом. С ЖЭУ быстрые изменения организовать более проблематично.

Оформление документов, принятых на учредительном собрании (конференции)

Решения, принятые на учредительном собрании (конференции) оформляются протоколом.

Требования к протоколу:

  • Протокол должен содержать данные о дате и месте проведения;
  • должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);
  • указываются принятые решения;
  • подписывается председателем и секретарем;
  • должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.

ВАЖНО: протокол учредительного собрания (конференции) должен храниться в месте, определенном на собрании (конференции). Житель соответствующей территории ТОС вправе знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции) граждан, делать из него выписки

Второй этап организации ТОС

Регистрация Устава ТОС

Для регистрации Устава ТОС уполномоченные лица представляют в администрацию поселения в срок не позднее 10 дней со дня принятия следующие документы:

  1. Заявление на имя главы администрации поселения с просьбой зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления.

Заявление подается на имя главы муниципального образования, подписанное председателем ТОС, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства и контактных телефонов.

  1. Устав соответствующего территориального общественного самоуправления, который должен быть прошнурован, заверен подписью избранного председателя учредительного собрания (учредительной конференции), иметь пронумерованные страницы, – в 2 экземплярах.
  2. Надлежаще заверенную копию решения Совета депутатов поселения об утверждении границ территориального общественного самоуправления.
  3. Протокол учредительного собрания (учредительной конференции) жителей территории в границах, утвержденных Советом народных депутатов поселения, по вопросу организации территориального общественного самоуправления и утверждения устава территориального общественного самоуправления.
  4. Лист регистрации участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения.
  5. Список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов.

Администрация поселения в течение 30 дней с момента поступления документов:

1) в случае регистрации Устава ТОС:

  • вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в поселении;
  • направляет заявителю в срок не более 5 дней:
    • Устав ТОС с отметкой о регистрации и печатью администрации поселения;
    • свидетельство о регистрации Устава ТОС, подписанное главой администрации поселения.

2) в случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС:

  • направляет заявителю мотивированный ответ;
  • при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.

ВАЖНО:

  • основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы  осуществления территориального общественного самоуправления;
  • выявленных нарушений при проведении учредительного собрания (учредительной конференции) граждан;
  • непредставления необходимых для регистрации устава документов.

Исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих ТОС

Среди них выделяют следующие моменты:

  • структура;
  • устав ТОС;
  • выборы;
  • смета доходов и расходов, отчет об исполнении бюджета;
  • рассмотрение и утверждение отчета о функционировании органов.

Среди основных полномочий, которые осуществляют ТОС, выделим:

  • представление интересов граждан, которые проживают на конкретной территории;
  • обеспечение исполнения решений, принимаемых на конференциях и собраниях жителей;
  • осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории;
  • возможность внесения в МО проектов правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению должностными особами.

Устав ТОС без образования юридического лица, заполненный по всем правилам, должен содержать информацию о территории, на которой он функционирует. Также в нем указываются цели, формы, задачи, основные направления деятельности.

В устав ТОС муниципального образования включается также последовательность формирования, прекращения полномочий, обязанностей, а также сроки функционирования данного сообщества. Также в принимаемом документе отмечается последовательность приобретения имущества, порядок использования и распоряжения имуществом, финансовыми средствами.

Устав ТОС без образования юридического лица не предполагает каких-то дополнительных требований со стороны органов местного самоуправления. В федеральном законодательстве установлены только общие требования к деятельности и созданию товариществ. Подробный алгоритм их создания описывается в уставе МО либо разъясняется правовыми нормативными актами представительного органа конкретного МО.

Финансовая база

За счет чего формируются финансовые ресурсы ТОСа? Ответ на этот вопрос дает статья 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно закону, финансовая база ТОСа как юридического лица должна состоять из привлеченных и собственных средств. Привлекаются средства от органов местного самоуправления. Собственные же ресурсы формируются за счет взносов от местных жителей.

Закон указывает на следующие основные источники финансирования ТОСа:

  • денежные средства местных жителей, добровольно направленные на формирование и развитие структуры ТОСа;
  • частные пожертвование не причастных к ТОСу лиц;
  • целевое финансирование из бюджета муниципального или иного образования (нередко государственные органы или инстанции местного самоуправления устраивают конкурсы, итогом которых становится одноразовое или постоянное получение грантов и субсидий);
  • финансовые средства, получаемые от реализации хозяйственной деятельности;
  • гранты, получаемые от благотворительных организаций;
  • финансирование ТОСа из местного бюджета по программе поддержки территориальных самоуправлений.

Какими правами обладают территории муниципального образования на получаемые финансы? ТОС, зарегистрированный как юридическое лицо, имеет законное право:

  • на добровольное кооперирование денежных средств для финансирования определенных программ;
  • на самостоятельное использование финансов, имеющихся в распоряжении;
  • на организацию экономической деятельности, направленной на достижение целей, прописанных в уставе;
  • на пользование имуществом, которое было передано инстанциям ТОСа органами местного самоуправления и т. д.

Стоит также отметить, что в собственности ТОСа могут кооперироваться денежные средства юридических и физических лиц

Важно лишь, чтобы все источники финансирования имели законный характер

Зачем нужен ТОС?

К сожалению, далеко не всем российским гражданам известна даже расшифровка аббревиатуры ТОС. С чем может быть связан столь низкий уровень ознакомленности с одним из видов самоорганизации? Скорее всего, население попросту не знает о пользе ТОСа. Какие у этой системы могут быть преимущества?

Создание территориального самоуправления жителями конкретного населенного пункта может поспособствовать скорейшей реализации всех предложений и идей. Организовавшиеся в ТОС граждане имеют возможность вносить на рассмотрение свои пожелания, после чего заниматься их достижением на практике. Как правило, все идеи носят локальный характер, а потому могут быть полезны и для других граждан. Проживающие рядом люди поддерживают друг друга в реализации отдельных инициатив, а потому развитие населенного пункта происходит довольно быстро. Подобное вряд ли можно организовать во взаимоотношениях с ЖЭКом: как правило, его представители заняты куда более важными делами.

Какие вопросы наиболее часто поднимаются в рядах представителей ТОСа? Это благоустройство места проживания, организация спортивных или детских площадок, сохранение культурного наследия, ликвидация свалок, проблема экологии и многое другое. К тому же у представленной формы самоорганизации есть одно существенное достоинство: все предложения, направленные от организации в органы местного самоуправления, обязательно должны быть рассмотрены.


С этим читают