История проектов долгосрочных стратегий развития россии. досье

Концепция и реализация

Начало разработки Стратегии было положено в 2006 г. Именно тогда соответствующее поручение правительству было дано В. Путиным. Утверждена она была двумя годами позже – непосредственно в разгар разразившегося финансового кризиса. В первом варианте Концепция имела целью определить долгосрочные способы, которые позволили бы добиться укрепления положения страны в мире, динамично развивающейся экономики, улучшения благосостояния жителей.


Дополнительно с целью реализации стратегии были поставлены задачи с четко определенными количественными результатами выполнения, разделенными по периодам развития. Среди них – повышение таких показателей:

  • Внутренний валовый продукт;
  • Средняя продолжительность жизни граждан;
  • Инвестиции в производственный капитал;
  • Реальные доходы граждан;
  • Производительность труда.

По оценке специалистов из-за финансового кризиса все показатели, положенные в основу концепции и, следовательно, стратегии 2020, остались лишь на бумаге. В 2010 г. правительство вместе с различными финансовыми, научными организациями приступила к подготовке нового документа. В первом квартале 2012 г. был опубликован второй вариант.

Целевые индикаторы

Стратегия инновационного развития содержит 45 целевых индикаторов. В их числе — доведение в 2020 году объема промышленных предприятий, осуществляющих технические инновации, до 40-50% с 9,4% в 2009 году. Для Германии, например, аналогичный показатель еще на момент утверждения стратегии составлял 71,8%, для Эстонии и Финляндии — 52,8% и 52,5% соответственно.

Доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг должна составить не менее 5-10% к 2020 году, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта – до 2% против 0,35% в 2008 году.

Также к указанному сроку стоит цель увеличить количество патентов, ежегодно регистрируемых россиянами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии с 63 в 2009 году до более 2,5-3 тыс. Удельный вес инновационной продукции в общем промышленном объеме должен увеличиться с 4,9% в 2009 году. до 25-35%.

Для того чтобы достигнуть этих и ряда других показателей, чиновники предлагают осуществить 20 ключевых шагов. Реализовывать стратегию предлагается в два этапа. Первый (2011-2013 гг.) предлагается направить на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) будет происходить рост доли частного финансирования R&D, а также рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики.

Частичная реализация

Показательно, что почти по половине направлений, выделенных в Стратегии-2020, не было выполнено полностью ни одной меры. К их числу относится и «Новая модель экономического роста». Кроме нее, в данном списке оказались: развитие общественных институтов, жилищная политика, сокращение неравенства и бедности, реформа бюджетного сектора.

Если говорить о конкретных мерах, то не были выполнены такие ключевые мероприятия Стратегии-2020, как: формирование условий для роста деловой активности и внутренней конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности, адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития (модернизации), «бюджетный маневр», сокращение государственного сектора, меры на рынке труда миграционной политики, улучшение налогового администрирования, стимулирование экспорта несырьевых секторов, предотвращение «утечки мозгов», развитие человеческого капитала.

Согласно экспертным оценкам, 16 из 25 глав Стратегии-2020 были выполнены на уровне 25 — 50%. К ним относятся: развитие финансового рынка, реформа пенсионной системы, налоговая политика, приватизация, инновации, изменения делового климата, на рынке труда и миграций, в сфере профессионального образования и другие.

Только один раздел Стратегии-2020 был выполнен более чем наполовину – это развитие среднего образования («Новая школа»). Около 50% составляет уровень выполнения реализации мер по совершенствованию политики России на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве.

Динамика изменений

Формально можно говорить о снижении уровня выполняемости стратегий. Так, если Стратегия-2010 была выполнена, согласно оценкам, на 39%, то Стратегия-2020 – только на 29%.

Тем не менее, сравнивая две стратегии, необходимо понимать их существенное различие. Стратегия-2010 была ориентирована в первую очередь на развитие «базовых» рыночных институтов, «реформу власти» и «установку нового социального контракта», стратегия же -2020 отличалась высоким уровнем детализации административных поручений.

Не стоит забывать и о том, что именно на этап реализации стратегии-2020 пришлось резкое усиление внешнеполитического и внешнеэкономического давления на Россию, что потребовало резкой корректировки планов и оперативного решения большого количества новых задач. Впрочем, о причинах такого исполнения стратегий и что надо сделать, чтобы такое не повторилось, поговорим в последующих публикациях.

Продолжение следует

Публикация подготовлена на основе доклада «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня»

Формальное исполнение

Результаты получились неутешительными. По мнению экспертов, средний уровень выполнения мер, заложенных в Стратегию-2020, составил только 29,5%.

Как показал анализ, доля полностью реализованных мер составила всего 6,8%. В основном это были улучшающие организационные инновации, технические решения, но никак не реформы и коренные изменения, отвечающие реальным вызовам.


Одновременно эксперты фиксировали высокий уровень имитации реформ, формальной реализации мер и поручений. Согласно их оценкам, лишь немногие меры были выполнены без попыток искажения заложенных в них принципов.

К последним, по мнению большинства экспертов, относится создание Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния (наследников Стабилизационного фонда Российской Федерации), установка автоматизированных комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения и ряд других.

Кроме того, к полностью выполненным мерам относятся мероприятия, которые уже прорабатывались на протяжении последних лет, например, вступление России в ВТО или же работа по развитию ТС-ЕЭП и ЕврАзЭС, и которые были автоматически включены в Стратегию-2020.

Обсуждение и критика

После опубликования итогового доклада курировавшие работу экспертных групп В. Мау и Я. Кузьминов заявляли, что рассчитывают на поддержку основных предложений Стратегии 2020 со стороны президента и председателя правительства РФ. При этом они признавали и наличие расхождений во взглядах: «Ключевое расхождение (позиций экспертов и властей) — это пенсионная реформа. Нам кажется, что без более серьезных мер по прекращению дотаций из бюджета пенсионных обязательств мы не достигнем макроэкономической стабильности в близкой перспективе», — сказал Я. Кузьминов. Однако, напомнил эксперт, Путин ранее заявлял, что является сторонником «мягкого сценария», когда, в частности, пенсионный возраст не повышается (РИА Новости, 16.03.2012).

Зимой 2011/12 годов основные идеи Стратегии обсуждались с президентом, руководством российского правительства, с ключевыми ведомствами. Многие положения Стратегии 2020 уже стали программой деятельности государственных органов: в Москве в борьбе с пробками реализуется подход, отстаиваемый Михаилом Блинкиным (неявные общественные субсидии владельцем автотранспорта должны быть сокращены за счет ограничений на парковку в центре города и т. д.). Минфин и Минэкономразвития уточняют детали бюджетного правила, регулирующего расходы бюджета и уровень государственного долга. Очень активное обсуждение идет и по предложениям Стратегии 2020, связанным с пенсионной реформой.

Критики Стратегии 2020 акцентируют внимание на том, что некоторые вопросы в ней не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно (политическая реформа, борьба с коррупцией, реформа правоохранительной системы). Многократно высказывалось соображение, что нынешнее руководство страны не сможет реализовать основных положений Стратегии

В то же время некоторые лидеры оппозиционного движения на вопрос о том, в чём будет заключаться ваша позитивная программа после успеха на выборах предлагали читать Стратегию-2020: там изложена инвариантная программа реформ. А в главе о федерализме и местном самоуправлении предложен достаточно радикальный план возвращения политических свобод на региональном и местном уровне.

Главные цели и задачи

Целью Стратегии 2020 в ее новейшем (втором) варианте, согласованном и опубликованном в 2012 г., стала работа над определением новой модели экономического и социального развития. В основу легло предположение, что старые модели себя изжили. Считается, что для достижения этой цели необходимо добиться ежегодного роста экономики как минимум на 5%, причем не за счет продажи и использования сырьевых ресурсов.

Изменения должно базироваться на высоком научном, человеческом потенциале, возможности его экспорта, повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Толчок ему должен давать средний класс, обладающий возможностями и способностями работать и обеспечивать потребление.

Поставлен также широкий круг ключевых задач, связанных с развитием инновационной сферы. Среди них:

  1. Повышение кадрового потенциала в различных областях науки, технологий, образования;
  2. Увеличение количества предприятий, использующих и представляющих новые технологии;
  3. Внедрение инноваций в работу производства, государственных органов;
  4. Повышение имиджа России как технологической державы;
  5. Увеличение и достижение сбалансированного распределения расходов, направляемых на проведение различных исследований;
  6. Повышение доли технологической продукции в общем объеме производства;
  7. Способствование вовлечению России в общемировые инновационные процессы и развитию международного партнерства;
  8. Повышение престижа российских высших учебных заведений;
  9. Обеспечение поддержки предпринимательства;
  10. Стимулирование проведения олимпиад, конкурсов, исследований среди школьников, студентов;
  11. Воспитание так называемого инновационного человека, способного критически мыслить, принимать риск, самостоятельно думать, работать.

Возврат к планированию

Стратегии развития с многолетними горизонтами планирования — важные ориентиры при осознанном формировании образа будущего любой страны. Для их написания, как правило, привлекаются эксперты из различных областей знания, определяются точки роста экономики, приоритеты развития общества.

Если государству удается сформировать такой образ будущего, который будет разделяться большинством граждан и поддерживаться элитами, то стратегия становится «дорожной картой» развития страны.

Советский Союз имел колоссальный опыт выработки подобных стратегий. Легендарное многолетнее экономическое планирование вошло в историю как «пяти-, а затем и «семилетки». И хотя их эффективность до сих пор остается предметом бурных дискуссий, попытка полного отрицания планового опыта в 1990-е годы была очевидно неэффективной, поэтому в 2000-е годы стратегическое планирование вернулось в перечень государственных практик, пусть и не в столь всеобъемлющем формате, как в СССР.

Критика и обсуждение

Как и любой основополагающий документ, даже разработанный с участием специалистов из различных сфер, Стратегия не обошлась без критики. Многие считают, что она недостаточно полно осветила вопросы реформирования правоохранительной системы, политической структуры. Отсутствует в ней четко сформулированные принципы борьбы с коррупцией.

Много споров вызывает и пенсионная реформа. С точки зрения разработчиков, необходимы кардинальные изменения. Президент, органы социальной власти считают, что нужен мягкий подход.

Стратегия 2020 – документ, направленный на определение основных целей в развитии страны к 2020 году. В него включены направления, требующие особого внимания, работы, уточнены сферы, требующие реформирования. Особенность положений – добиться изменения структуры бизнеса, власти, определение новой роли России в мире.

Из видео, узнайте больше, о инновационном развитии России до 2020 года:

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

«Стратегия-2010»


Описание: В начале 2000 года Центр стратегических разработок (ЦСР), работавший над предвыборной программой Владимира Путина, начал готовить новый документ — «Основные направления социально-экономической политики правительства на долгосрочную перспективу» («Стратегия-2010»). Работой руководил Герман Греф, который вскоре стал министром экономического развития и торговли РФ.

Когда утверждали: 28 июня 2000 года.

Кто утверждал: правительство РФ.

Основные цели: Основной задачей было увеличение ВВП страны в 2,2 раза к 2010 году в долларовом соотношении. Кроме того, планировалось:

— значительное повышение уровня жизни населения;

— экономические реформы (в том числе естественных монополий);

— присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО).

Эксперты прогнозировали, что цена на нефть в 2000-х годах не будет превышать $20 за баррель.

Результаты: Подводя итоги работы программы в 2010 году, Министр финансов Алексей Кудрин заявил о практическом выполнении задачи «удвоения ВВП». Кроме того:

— доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 году, до 12,5% в 2010-м.

— задача по присоединению к ВТО решена не была, переговоры завершились только в 2012 году.

Герман Греф оценил исполнение «Стратегии-2010» в 40%, а новое руководство ЦСР — в 36%. Реформы экономики и власти были исполнены на 39%, а социальные реформы — на 31%. Во время действия программы шел активный рост цен на нефть. Исторический максимум был зафиксирован в июле 2008 года — $143,95 за нефть марки Brent.

От новой экономической модели к новой социальной политике

Одним из ключевых документов этого периода стала «Стратегия-2010» — перечень приоритетов экономической и социальной политики, во многом определившая вектор развития страны в начале XX века.

Ей на смену пришла стратегия с горизонтом планирования до 2020 года. Хотя в 2011 году, когда она писалась, экономическая статистика демонстрировала признаки спокойствия, эксперты уже били тревогу, указывая на структурные проблемы. После 2014 года последние резко усилились под воздействием внешнеполитических факторов.

Как сказано в докладе ВШЭ, посвященном этому документу, Стратегия-2020 базировалась на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста приходила на место прежней, опиравшейся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Такая модель должна была обеспечить темпы несырьевого роста экономики на уровне 5% и более в год, что позволяло решать вопросы новой социальной политики.

Обзор документа


Представлены Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики.

Они формируются в случае, если удовлетворяют одному из пяти критериев. Первый — доходы федерального бюджета от рассматриваемой отрасли занимают/будут занимать в перспективе более 1% общего объема доходов. Второй — вклад отрасли в ВВП в перспективе более 1%. Третий — отрасль обеспечивает решение задач технологического развития. Четвертый — отрасль обеспечивает выпуск продукции, направленной на поддержание безопасности и обороноспособности России. Пятый — отрасль в процессе изменений макроэкономической ситуации приобрела межотраслевой характер, и показатели этой отрасли оказывают существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.

Приведена последовательность действий при разработке стратегии. Раскрыто содержание конкретных процедур.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Пенсионеры, бедняки

Наиболее интересными являются идеи, связанные с реформой пенсионной системы. Во-первых, эта тема по праву может считаться самой обсуждаемой в правительстве, во-вторых, предложения экспертов можно реализовать хоть завтра. Сейчас дефицит Пенсионного фонда составляет более триллиона рублей и исчезать никуда не собирается, его приходится компенсировать из госбюджета.

Существующих страховых взносов по ставке в 30 процентов на зарплаты не хватает, а бизнес отвечает на попытки повышения «уходом в тень». Разработчики Стратегии предлагают вернуться к отмененному в 2010 году Единому социальному налогу в 26 процентов, а пенсионный возраст постепенно поднять к 2030 году до 63 лет. Кроме того, предлагается в несколько раз увеличить трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию.

Пенсионный возраст стоит повышать на несколько месяцев каждый год. Таким образом, полагают ученые, пенсионная система станет более сбалансированной. Эти идеи во многом совпадают с мнением экс-министра финансов России Алексея Кудрина, который за день до выхода доклада указал в своей статье, что в противном случае социальные налоги россиян вырастут до 70 процентов. Поднять пенсионный возраст Россию в последнее время призывали все кому не лень, в том числе МВФ и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Есть в Стратегии и другие идеи, касающиеся незащищенных слоев населения. В частности, предлагается ввести страхование безработицы, как это сделано в странах ОЭСР. Кроме того, эксперты считают нужным раздавать беднякам талоны на еду и увеличивать пособия для многодетных семей. Также предлагается создать систему гарантированного дохода и увеличить вычеты из налогов на доход физических лиц для людей, живущих за чертой бедности. Налоговые вычеты для тех, кто имеет детей, которые действуют сейчас, напротив, предлагается ликвидировать.

Окно в Европу, дыра в Азию

Эффективность труда россиян предлагается повышать, но не забывая о роли неквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Таких работников, по мнению ученых, необходимо завозить около 250-300 тысяч в год, но при этом нужно обеспечить постоянный приток мигрантов «различного профессионального уровня». Без них, по расчетам авторов, число работоспособного населения в России к 2020 году сократится на 10 миллионов человек, а число пенсионеров, напротив, вырастет.

В то же время, эксперты обращают внимание на уровень образования россиян. Для улучшения ситуации предлагается отправлять на стажировку за рубеж около двух тысяч отечественных ученых в год

На эти цели из бюджета планируется выделять почти по три миллиарда рублей в год.

Эксперты также считают, что стоит обратить внимание на развитие программ прикладного бакалавриата — это ликвидирует разрыв между рабочими профессиями и присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом. К 2020 году, отмечают разработчики, получать прикладное образование в вузах будет около 30 процентов студентов

Стипендии студентов предложено увеличить до прожиточного минимума — после этого, по мнению экспертов, студенты не будут работать вместо занятий. По расчетам авторов Стратегии, расходы бюджета на адресную стипендиальную систему в 2015 году в этом случае составят не менее 80 миллиардов рублей — они вырастут в 2 раза по сравнению с уровнем 2011 года. Стоит отметить, что в настоящее время прожиточный минимум в России составляет 6500 рублей, а средняя зарплата превышает двадцать тысяч рублей в месяц.

Приоритеты инновационного развития

В стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития. Первый из них — развитие кадрового потенциала инновационной экономики, развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров и создание соответствующих благоприятных условий для такого развития. Стратегия предусматривает стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.

Второй приоритет — значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке

Особое внимание в Стратегии уделено содействию выходу российских компаний на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.

Третий приоритет — продвижение инноваций в госсекторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений. Вместе с тем, согласно стратегии, государство должно само становиться все более инновационным.

Люди вместо бомб

Расходы на оборону разработчики Стратегии призывают сократить, а вместо этого повысить траты на «приоритетные цели» — развитие инфраструктуры и человеческого капитала. Согласно действующим планам правительства, до 2020 года на военные цели должно быть потрачено около 20 триллионов рублей, расходы на оборону составят около 5-5,5 процента ВВП. Эксперты предлагают их снизить хотя бы на 0,9 процента ВВП в год.

Траты на приоритетные цели предложено увеличить на четыре процента ВВП в год. При этом часть финансирования планируется получить за счет сокращения ненужных и неэффективных расходов (в среднем на два процента от ВВП в год). Кроме того, к дополнительным источникам дохода можно отнести «радикальную приватизацию», которую авторы предлагают начать с 2015 года. Разработчики также настаивают на прекращении субсидирования неэффективных предприятий, которые используют полученные деньги для сохранения рабочих мест.


С этим читают