Премьеры и хиты константина богомолова

«Год, когда я не родился»

Театр-студия п/р Олега Табакова на сцене МХТ им. А.П. ЧеховаРасписание

В основе не самого популярного, однако важного для Богомолова спектакля — пьеса Виктора Розова «Гнездо глухаря». Но если советский драматург говорит о распаде одной семьи, то режиссер — о целой стране

Он усиливает обличительный пафос с помощью видео (нарезка из советских передач, концертов вечно молодого Кобзона, «Смехопанорам» и пр.), стихотворения «Смерть пионерки», проекций красного знамени. Главный герой этой истории у Розова — Степан Алексеевич Судаков (Олег Табаков, несколько предсказуемый в роли почивающего на лаврах вожака со стажем), у Богомолова же его значимость оспаривается. Во-первых, разговор со зрителем вроде бы ведется от лица неродившегося внука Судакова, умная и тонкая дочь которого, Искра (Дарья Мороз), сделала аборт по настоянию мужа


Во-вторых, Богомолов фокусирует внимание публики на образе супруга Искры, карьеристе Егоре (исключительная работа Александра Голубева). Этот человек с прилизанными волосиками выдает себя каждой фразой, жестом, взглядом

Он отнюдь не злодей, но «прародитель» будущих негодяев. Их финальный вокальный дуэт и гордо брошенная в зал фраза «Вся страна будет наша» не оставляет сомнений, какие «будущие негодяи» имеются здесь в виду.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Театр НацийРасписание

Известный текст эпохи Возрождения о двух великанах-обжорах, доживающих свой век в доме для престарелых, звучит со сцены без изменений. Но Богомолов не был бы собой, если бы не смешал его со своим собственным сочинением. В спектакле появляются персонажи вроде певицы Звезды Иванны или дамы Тамары. В качестве саундтрека звучат песни группы «Ласковый май» и Наташи Королевой, монологи о том, как хорошо «мы в молодости какали». Богомолов назвал роман Рабле «случаем феноменального тысячестраничного произвола» — такое же определение подходит и к его спектаклю. И да, на «арене» те же: Виктор Вержбицкий, Александра Ребенок, Дарья Мороз, Сергей Чонишвили.

Зрители о спектакле

Зрители, как и критики, в своих мнениях о неоднозначной постановке разделились на два лагеря — недовольные и восхищающиеся.

Кто-то из зрителей посоветовал Богомолову обратиться к помощи специалистов: «Конечно, художник так видит историю про князя Мышкина. Видеть художнику в разрезе, своего и наболевшего, кто же запретит? Но, возможно, для начала стоило хотя бы сходить к психологу (если к психиатру опасно сразу идти) перед тем, как ставить спектакль?»

«Я обыватель, провинциал. Ехал на премьеру «Князя» по мотивам «Идиота» Достоевского. Вышел «обплёванный», «обоссанный», «измазанный менструальной кровью», с «эхом из прекрасного далёка», с «проблемами умирающих детей, педофилов и гомосексуалистов». Господин Богомолов сыграл наверно самого себя… А куда смотрел Марк Анатольевич, выпуская эту похабщину…»

А кто-то ещё до просмотра спектакля был настроен скептически:

Другая часть зрителей, которые остались довольны подобной интерпретацией романа, просто говорят режиссёру спасибо:

Другие просто лаконично восхищаются талантом Богомолова: 

Мороз уходит к Богомолову

Наивно думать, что актер, который был доверенным лицом кандидата в президенты России Михаила Прохорова в 2012 году, а в 2018-м — доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина, не претендует на роль руководителя театра, в котором вырос и где работал его отец. Речь идет об улыбчивом Игоре Вернике.

При Олеге Табакове Верник знал свое место, играл второстепенные роли, но когда его друг Владимир Машков стал худруком театра Табакова, крепко призадумался: «А чем он, сын профессора Верника, хуже?» Он — ребенок МХТ, такой же народный артист, как и Машков, воспитанник Школы-студии МХАТ. Молодой, красивый, мобильный, с продюсерским опытом, да еще активно занимающийся благотворительностью.

Константин Богомолов демократично прикатывает в свой Театр на Малой Бронной на электросамокате. Фото: Instagram.com

Сергей Женовач, почувствовав наполеоновские планы Игоря, дал ему и роли в премьерных спектаклях, и ради него создал огромный медиацентр в МХТ, которым поставил руководить его брата — Вадима Верника.


Каких только штатных единиц нет в этом медиацентре! Только вот чем он занимается — большой вопрос. Понятно, что пиарит театр и Сергея Женовача. Но особых поводов для этого пока немного. МХТ теряет публику, деньги, славу и звезд. Весной ушел из театра Максим Матвеев, а сейчас навострила лыжи к своему бывшему мужу Константину Богомолову — в Театр на Малой Бронной — Дарья Мороз. Раньше все мечтали попасть в труппу в Камергерском переулке, а сейчас бегут из нее.

Дарья Мороз подумывает сменить место работы

Прикинь!

В конце июля стартуют съемки сериала «За час до рассвета» с Хабенским в главной роли. События проекта, создаваемого по заказу НТВ, разворачиваются в 1946 году. С фронта возвращается лейтенант Денис Журавлев (Андрей Бурковский), поступает в милицию и сразу подключается к борьбе с бандой преступника по кличке Клещ. Константин сыграет начальника милиции — майора Шумейко, за тяжелый характер прозванного Сатаной.

Критика о спектакле

Ясная мысль спектакля заявлена с самого начала — ещё первыми корчами князя при виде безупречного портрета ясноглазой девочки со светлыми локонами. Жизнерадостной песней Валентины Толкуновой «Кабы не было зимы…» из всеми любимого мультика «Простоквашино». Да и в самом слове «удочерить», эвфемизме, с помощью которого торгуются за Настасью Филипповну, много лицемерного разврата Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал

Наибольшей критике подверг спектакль обозреватель «Московского комсомольца» Александр Минкин: он призывал не покупать билеты в Ленком, назвав новую постановку театра беспросветной мерзостью. Он обвинил Константина Богомолова в изменении текста Достоевского, а именно в добавлении в сюжет «похабщины и всякого паскудства».

У Достоевского в «Идиоте» нет ни педофилии, ни педерастии. Но Богомолов без этого не может, он старается изо всех сил, и у него получается Александр Минкин

В качестве примера похабщины он приводит эпизод, где Настасья Филипповна пишет письмо менструальной кровью. Возмутило журналиста и то, что главный герой с вожделением смотрит на детский портрет героини: «Артист изображает откровенную страсть так долго, что самый последний идиот успевает понять: педофил». Минкин не стесняется в выражениях и называет Настасью Филипповну «сухопарой сукой за тридцать». А режиссёра постановки журналист сравнил с кретином, который гадит в лифте.

Но не все критики были настолько же категоричны. Так журналист «Афиши» Алексей Киселев не считает, что Богомолов перевернул «Идиота» Достоевского с ног на голову. Более того, он утверждает, что у режиссёра отношение к автору романа подчеркнуто почтительное. 

 

При желании тут можно найти и социальную аллегорию: мир, который показывает Богомолов в «Князе», — это мир, поделённый на детей и прокуроров, и первые — бесправные рабы вторых, усладители их похотей. Высказывание режиссёра относится далеко не только к России: большим вставным номером в первом действии оказывается актёрское соло Виктора Вержбицкого в роли депутата Афанасия Ашенбаха, совратителя Настасьи Филипповны, следующей жертвой которого стал тайский мальчик Тадзио Андрей Пронин, Colta.ru

Выгодная дружба с Прилепиным

Михаил Пореченков — интриган с опытом. Будучи первым заместителем Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов России, он жаловался на Олега Табакова в Минкультуры и выше. Пореченков был уверен, что достоин большего, чем играть две роли в театре: в «Крейцеровой сонате» и «Татуированной розе», и окольными путями добивался отставки Олега Павловича. Но тот своим незыблемым авторитетом и большими связями удержал власть. Правда, избавиться от Пореченкова не смог. Дело в том, что Михаил Евгеньевич тогда сдружился с Захаром Прилепиным и в результате тоже оказался очень близок к Кремлю.

Сергей Женовач хорошо усвоил, что Пореченков — сильный противник, и сразу дал ему понять, что без ролей он не останется. В своем спектакле «Бег» доверил Михаилу сразу две роли — генерала Черноты и Дамы. Причем эту постановку умудрились приурочить к 50-летнему юбилею актера, который тогда же, в минувшем году, получил звание народного.

Правда, недавно стало известно, что из репертуара сняли спектакль «Трамвай «Желание»» по пьесе Теннесси Уильямса. Пореченков очень любил свою роль Стэнли и возмущался: зачем убирать успешную постановку, на которой всегда аншлаг. По слухам, от «Трамвая…» решили избавиться из-за Марины Зудиной, которую Женовач давно хочет убрать из театра. Каждый год она теряет роли. С нового сезона Марина Вячеславовна не будет выходить на сцену в спектакле Богомолова «Мушкетеры», где играла Миледи.

Заметим, что зарплата Пореченкова — одна из самых больших. К тому же в МХТ играет его старший сын — Владимир Любимцев. Этот факт удерживает актера в театре. Михаила, как того солдата (он был курсантом военного училища), не отпускает мысль дослужиться до генерала, то есть худрука.

У братьев Верников жизнь по-своему удалась. Фото Ларисы Кудрявцевой

Вдова Юрского пожаловалась на нелюбовь


Связь Хабенского с Мариной Зудиной случилась спустя шесть лет после смерти его жены Анастасии от рака мозга. В той же «Чайке» играл и сам Олег Табаков (роль доктора Дорна). Несложно догадаться, что испытывал Олег Павлович, наблюдая за возникшей страстью между его женой и успешным коллегой. Говорят, отношения первым прекратил сам Константин. Сбежал с поля боя.

В труппе МХТ играет нынешняя жена Хабенского — Ольга Литвинова. Вот только из-за нее труппа не горит желанием видеть Константина в роли худрука. Все прекрасно помнят, что бывает, когда супруга руководителя театра всем распоряжается похлеще его самого. С Мариной Зудиной и Олегом Табаковым артисты МХТ пережили немало сочных моментов. Но то, что Константин Хабенский метит на место руководителя театра, — факт известный.

В объятиях Константина Марина Зудина очень правдоподобно изображала страсть. Фото:  «ИТАР-ТАСС»

— Хабенский давно не скрывает этого, — считает театровед Алина Полякова, дочь известного писателя Юрия Полякова. — На сборе труппы 10 июля он предъявил претензии худруку Женовачу, что тот якобы работает без планов и кассовых премьер. Заявил: «Наш театр — лайнер, который мчится вперед на 300 километров. А с вами он стал старой машиной, которая тащится со скоростью 30 километров в час». Его поддержала вдова Сергея Юрского Наталья Тенякова — обрушилась с резкой критикой на Сергея Васильевича и прямо в глаза сказала, что «он не любит артистов и этот театр».

«О театре заговорили в городе»

— В августе на сборе труппы — первом для вас в качестве художественного руководителя театра — вы сказали, что скоро поставите здесь спектакль «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина. Уже приступили к репетициям?

— Да, мы потихоньку собираемся с отдельными артистами, обсуждаем, читаем текст. Процесс запущен. Вообще, я очень люблю и пьесу, и знаменитый фильм, снятый Михаилом Козаковым. С ним, кстати, дружили мои родители, и я был хорошо с ним знаком. А еще со мной на связь вышла Анна Козакова, его вдова, и предложила свою помощь. Будем обсуждать.

— Почему вы решили взяться именно за этот материал?

— Для меня это чудесная, прекрасная сказка, мое детство, счастливое ощущение города и людей в нем. Мне показалось, что правильно будет начать свою творческую работу в этом театре именно с этой истории. Кроме того, материал подразумевает прекрасные роли для актеров. А еще интересно, что премьера «Покровских ворот» прошла в 1974 году именно здесь, в Театре на Малой Бронной, — в постановке самого Михаила Козакова

«Покровские ворота» станут тем спектаклем, который совместит в себе и радость творчества, и зрительский успех, что тоже очень важно сегодня для театра. А нам важно суметь совместить творчество и успешность

И мне кажется, все это сходится, как в узелке, уже в одном этом названии.

— С момента вашего назначения на пост художественного руководителя прошло уже полгода. Что удалось сделать за это время? Чем особенно гордитесь?

— Знаете, я горжусь тем, что, как мне кажется, в театре поселилось новое, бодрое настроение, настрой на работу. Люди почувствовали, что впереди какая-то очень интересная жизнь. У нас выстраиваются хорошие партнерские отношения с городом, театр как бы открывается Москве заново. Было бы желание! Я горжусь тем, что проблема не в том, чтобы найти идеи, а в том, чтобы производственные мощности театра успевали реализовать все, что мы придумываем. На самом деле предметов для гордости очень много. Но главное — это, как я уже говорил, то, что о театре заговорили в городе.

Еще у нас сформировалась программа спектаклей для всей семьи. Один из них — «Женщина — змея» Карло Гоцци в постановке Олега Долина. А сразу после вынужденного временного переезда во Дворец на Яузе (в январе в здании Театра на Малой Бронной начнется ремонт. — Прим. mos.ru) Филипп Григорьян поставит «Лунную масленицу».


— Вы сейчас говорите о тех спектаклях, которые входят в новую программу «Большие режиссеры маленьким зрителям»?

— Да. Мы пригласили замечательных молодых многообещающих режиссеров, которые с радостью согласились делать не какой-то сугубо взрослый спектакль, а спектакль для всей семьи, вложив в него все свои творческие силы, талант и энергию. Мне кажется, это какой-то другой подход к театру, неформальный.

— Вы упоминали, что будут проекты со студентами театральных вузов. Можно подробнее об этом?

— У Департамента культуры Москвы появилась программа поддержки режиссеров — выпускников театральных вузов. И мы присоединились к этой программе. Нам выделили небольшие средства, достаточные для того, чтобы молодой студент-режиссер мог сделать эскиз. В случае его успеха мы поддержим эту работу и своими силами доведем ее до состояния большого полноценного спектакля. И сейчас в рамках этой программы один из студентов ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича) работает над прозаическим материалом. Эскиз будет готов примерно к концу года.

Мы тоже выделяем некоторые средства на поддержку лабораторных работ выпускников ГИТИСа и не только. Ищем талантливых молодых режиссеров. Мы понимаем: ребятам надо работать, пробовать себя, экспериментировать. Не секрет, что театры с трудом идут на такие эксперименты, потому что это связано с тратой средств, велик риск неудачи. Но я считаю, что так рассуждать неправильно. У нас в течение сезона будет несколько таких лабораторных работ, которые, повторюсь, если будут получаться, вырастут в большие спектакли. И дай бог, мы к концу сезона откроем не одно имя.

— Как вам вообще работается с молодежью?

— А у меня нет деления по возрасту. Я и со старшим поколением очень люблю работать, и со средним, и с молодежью. Главное, чтобы это были интересные, талантливые люди, с которыми приятно общаться. Какая разница, сколько ему лет? Бывает, человек в 80 лет молод душой, сердцем, разумом, а бывает, в 20 лет уже старик. Поэтому это все очень индивидуально.

«Борис Годунов»

«Ленком»Расписание

Пушкинский «Борис Годунов» поставлен точно в стиле мхатовских блокбастеров «Идеальный муж» и «Карамазовы»: те же интонации злободневного капустника, саундтрек из песен Глюкозы и Киркорова, жестокий троллинг современной России и суперзвезды в эпатажных образах. Борис Годунов (Александр Збруев) жует жвачку и в упор расстреливает неугодных, Гришка Отрепьев (Игорь Миркурбанов) становится откинувшимся зэком, а Марина Мнишек (Мария Миронова) разговаривает с польским акцентом и жаждет уничтожить «побольше москалей и жидов». И, как ни странно, несмотря на драматизм, это фантастически смешно.

Что сказал Захаров

Художественный руководитель Ленкома Марк Захаров заявил, что спектакль Богомолова снят с репертуара из-за недостаточной посещаемости постановки.

— У нас в репертуаре много спектаклей, их более 30. Мы не успеваем сыграть эти постановки хотя бы по одному разу в месяц. Несколько дней назад мы вместе с директором театра Марком Варшавером посмотрели, какие спектакли можно убрать из афиши, и сошлись на том, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Таких спектаклей оказалось два: это «Князь» и «Борис Годунов», оба в постановке Богомолова, — пояснил Захаров.

Также же худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно: постановка будет «законсервирована».


С этим читают