Школа щетинина

Основа новаторской системы – педагогика сотрудничества

У школы есть своя философия: образование необходимо для формирования гармоничной, цельной личности с системным мышлением.


Идеи метода:

  • все люди обладают неограниченными возможностями к саморазвитию;
  • задача воспитателя-педагога – предоставить свободу выбора ученику;
  • развитие личности должно опираться на присущие ей природные таланты;
  • у каждого обучающегося свои сроки развития.

В итоге ученик сам формирует удобную ему систему обучения. А школа только помогает в полезных начинаниях.

Педагогика сотрудничества базируется на следующих принципах:

Нравственность и духовность обучающегося является частью его образа жизни, а не давлением сверху. Важно стремиться к знаниям. Красота присутствует во всем. Трудолюбие – основа всего. Спортивная подготовка осуществляется через занятия рукопашным боем в качестве самозащиты.

Эффективность методики хорошо заметна в учениках. Они способны к сотрудничеству и продуктивному мышлению, общительны и открыты для окружающих, могут творить что-то новое и берут на себя ответственность.

Концепция школы Щетинина

По сути, это школа интернатского типа, она представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики постоянно проживают на территории школы, иногда выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися — это отличный способ приобрести все необходимые для жизни навыки (и чему никак не учат в обычных школах).

Занятия в школе проводятся круглый год. Часть учеников проживает в школе постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод погружений, в котором изучение различных предметов разделено по дням. Это очень хорошая техника — учитывая постоянные жалобы учеников обычных школ, что «скакать» с одного предмета на другой просто невозможно!

Погружения происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться ежедневно, потому что большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа.

Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также разные учения эзотерического толка.

Система образования внутренних коллективов и дисциплинарного контроля сходна с армейской. При этом на все источники информации накладывается жёсткая цезура. Это для меня очень понятно — ведь то, что читают и смотрят ваши дети, вы должны отбирать сами.

Погружения длятся не больше недели. Потом экзамен.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  1. Разновозрастные группы учащихся.
  2. Отсутствие системы классов.
  3. Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
  4. Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
  5. Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.
  6. Отсутствие балловой системы оценок.

Как поступить в школу Щетинина:

В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих здесь учиться, в школу принимаются не все. Конкурс большой. Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует. Поступают в школу круглый год, но нужно пройти собеседование у Щетинина М.П. (а он часто бывает в отъезде). Кстати, поступают не только очень одарённые, но и такие, кто не особо хорошо в обычной школе учился: главное — умение приспособиться к обстоятельствам и желание учиться и узнавать новое, и — способность выдержать крайне суровый режим с малым количеством свободного времени.

Дети летом учатся тоже. Но забрать их можно почти в любое время и на любой срок. Но потом снова придется проходить испытательный срок.

Свободного времени мало, зато иногда организовываются походы, с поеданием «жаренного на костре». 🙂 Места там потрясающие, есть что посмотреть. Инициаторы походов — ученики, по согласованию с пед.составом.

Лучше поступать в школу Щетинина после окончания начальной школы. То есть ребёнка оставить придётся довольно рано — уже в 10-11 лет. Чтобы взяли на испытательный срок — сначала нужно пройти 2 собеседования. Если пройдете — оставляете ребенка на сколько сможете (лучше не меньше 10 дней, можно и на месяц). Трудности могут быть — в общении и налаживании отношений, в поиске друзей и т.д. Также ребёнок должен быть готов в бытовом смысле — постирать, помыться, следить за своими вещами — как мальчики, так и девочки.

Качество образования высокое, выпускники без труда поступают в ВУЗы и т.д. А вот с ЕГЭ — проблемы. Тесты — это не знания, это совсем другое. Если дети устно экзамены сдают — всё отлично, по тестам… — надо именно к тестам готовиться.

После обучения там дети начинают любить самые разные предметы, и знают по ним очень и очень много. Могут заткнуть за пояс многих преподавателей.

Масштабы и качество строений в школе поражают — что-что, а строить они точно научаются. 🙂

Одежду носить можно только такую, которая без надписей.

Распространенность системы Щетинина

В настоящее время существует всего одна школа в Текосе, которая работает по методикам Щетинина. Разработанная им система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. А сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия. В текоскую школу свозят детей со всей страны и из ближнего зарубежья. Его популярность выросла настолько, что на 300 мест в школе претендует более 4000 человек.

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Щентинин осторожен — он не хочет навредить детям, ему не нужны простые обещания о стабильности потенциальной школы, ему нужны гарантии. Но их пока нет. Поэтому нет и подобных школ. Русская школа на государственных дотациях и опекается Минобразования. Но и здесь нет стабильности: экспериментальную отработку модели новой школы будущего уже не раз приостанавливали. И очень неясна ее будущность. Учебный центр тесно сотрудничает с центром Рерихов, который во всем его поддерживает. Щетининский центр получает поддержку и от Шалвы Амонашвили.

Биографические сведения о директоре школы


Щетинин Михаил Петрович был рожден в казачьей семье в годы Великой отечественной войны (1944) и все детство провел в селе Новый Бирюзяк (Кизлярский район республики Дагестан).

После службы в армии он поступил в музучилище, но был вынужден прервать учебу из-за прогрессирующей болезни рук. В 1966 году начал преподавательскую деятельность в музыкальной школе, параллельно обучаясь на заочном факультете педагогического института. С этого времени у Щетинина началось увлечение новаторскими методиками обучения.

В 1972 году назначен директором музыкальной школы Кизляра в родном Дагестане. На основе учебного заведения Щетинин открывает первый Лицей искусств. Первые успехи не заставили себя долго ждать: новая методика благотворно повлияла на способности к обучению у детей.

Через год оканчивает Саратовский пединститут и приступает к преподаванию музыки и пения под аккомпанемент на баяне. В течение следующего года продолжает работу в музшколе и подводит первые итоги своего новаторского эксперимента.

С 1974 года возглавил школу-комплекс п. Ясные Зори Белгородской области. У Щетинина уже сложились представления о том, как правильно развивать самодостаточность в ученике через знания по искусству, музыке, пению, танцам и спорту

Также гармонично развитой личности очень важно принимать участие в системе школьного самоуправления и проходить обучение по нескольким предметам. Для учеников проводились занятия на «кафедрах», ставшие началом методики погружения

С 1979 года получил научную степень в АПН. Его педагогическая система становится известной в московских кругах, но новаторство методики пока еще воспринимается обществом негативно. Власти приняли решение о закрытии школьного комплекса, а автор методики получает назначение в украинскую сельскую школу в Зыбково. Но Щетинин не отступился от своей идеи и продолжил эксперимент по внедрению методики погружения в учебно-трудовом интернате.

В 1986 году сведения о школе Щетинина распространились по всему Советскому союзу. Но чиновники из Министерства образования отрицательно отнеслись к новой системе обучения и закрыли учебный интернат, запретив автору продолжать педагогическую деятельность. В этом же году академик Петровский приглашает Щетинина на должность старшего научного сотрудника НИИ АПН. В течение этого времени он сумел обобщить весь накопленный опыт и расширить педагогический метод сотрудничества. Позже он опубликовал книжное издание «Объять необъятное», на основе изучения мировоззрения Николая и Елены Рерих.

Через некоторое время Щетинину удается стать директором школы станицы Азовская Краснодарского края. Учебное заведение реформируется по авторской системе, но это вызывает недовольство у родителей некоторых учеников.

В 1990 году школа делится на две части: одна занимается по методу Щетинина, а вторая пользуется классическими образовательными стандартами. Так появился Центр комплексного формирования личности детей и подростков.

Щетинину удается найти единомышленников и наладить взаимодействие с вузами.

Через год он получает статус академика.

После возникших на конференции разногласий в 1994 году Щетинину приходится уехать в поселок Текос недалеко от Геленджика, где он открывает Русскую родовую школу-лицей (интернат).

Обучение проводилось в бывшей казарме. Спустя несколько лет директором и учениками было построено новое здание для школы. А в 2000 году она получила всемирную известность и удостоена признания ЮНЕСКО. Щетинин М. П. является бессменным директором этого учебного заведения.

Вопросы и ответы

Эта информация неофициальная, какие правила сейчас в школе — нужно уточнять в самой школе. Не на все вопросы у меня ответы есть.

Сколько хотите! Ограничений нет.

Теперь это решает специальная комиссия (раньше дети просто занимали очередь с утра и вынуждены были её всю отстоять).

Есть и ноутбуки, и смартфоны… Это по одним данным. А по другим — совсем наоборот, есть только один телефон в администрации, и всё.

Все передачи и посылки проходят обязательный осмотр, что можно — надо в школе уточнять, может быть от группы зависит.

Только по истечении срока обучения.

Праздники есть, даже с тортами, но кто видел — говорят что лица у детей совсем нерадостные. Но если посмотреть фотографии — то вроде и нормально… :-))

При поступлении выдают брошюру — там есть полный список. Обучение ведется методом погружений в предметы поочередно. Только после окончания этой школы вы получите полный курс знаний по всем предметам. Если ребенок пробудет там всего полгода или год, а потом уйдет, то он по каким-то предметам что-то упустит (по общешкольной программе), но по другим приобретет знания, которые ему еще и в университете пригодятся! А общую программу он нагонит без проблем.


Запрещено. Но — тоже надо уточнять.

По отзывам — кормят очень хорошо. В столовой — без мяса. Каши, рыба, овощи, выпечка. Все очень вкусно. Дети готовят сами и сами же составляют меню.

По слухам — спонсорами являются богатые и влиятельные родители, которые своих неудачных чад (наркоманов и т.д.) сюда сослали на исправление. Не все там дети такие, есть из разных семей, таких очень мало, но тем не менее есть.

Сайт школы:

Пожар-очищение

Все 106 детей, обучающихся в школе Щетинина, были принудительно отправлены домой, хотя родители долгое время не хотели увозить их. Но их заставили это сделать, пригрозив надзором органов опеки.

— Рядом со мной стояла Галина Ивановна Скворцова, заместитель министра. Она меня заставила обзвонить каждого родителя и сказать, чтобы дети переходили в обычные школы, иначе каждую семью проверят органы опеки, — рассказала Виктория Жилнинская. — Очень жаль. Ведь дети строили дома, создавали все, что есть в школе, своими руками.

— Деятельность школы приостановлена и неизвестно когда возобновится, — говорит Сергей Семенов, главный консультант отдела лицензирования, государственной аккредитации по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Краснодарского края, который был в составе комиссии в мае. Семенов отказался отвечать на вопрос о том, почему ранее здания не вызывали опасений у представителей надзорных органов и почему школу закрыли так резко. В течение 26 лет все проверки со стороны надзирающих органов существенных нарушений в работе школы не выявляли, даже после пожара в 2003 году.

— Возгорание произошло на третьем этаже здания, где была мансарда, — рассказал о том пожаре учитель физкультуры Виталий Кузовкин. — Никто из детей не пострадал. Вместе с детьми я тоже тушил пожар. За два с половиной месяца мы восстановили здание. В сентябре уже его использовали для учебы. Почему произошло возгорание, я не помню.

Никакого расследования со стороны пожарных и Рособразования не проводилось.

Корпуса лицея в Текосе

«Пожар тем летом — был лишь очищением», — решили родители и, привлеченные необычной методикой преподавания и организации жизни в школе, снова привозили туда детей.

Отбор и условия обучения в школе были строгими. Занятия проходили по спецпрограмме, утвержденной Щетининым. Детям не разрешали пользоваться компьютерами. Разговоры по телефону с родителями ограничивались. Употребление в пищу мяса запрещалось. Дети не получали оценок, предметы они изучали с точки зрения славянской мифологии. «Водород — это вода и род», — говорил преподаватель в фильме Натальи Бондарчук, который она снимала в школе. «Ребенок — идеальный человек. Вслушайся: «Че» — это «Отче», чистота, святость, единение мужского и женского начала. «Ло» — событие, наполненное любовью, «Ве» — проникновение в круг сил, а «К» — главенство от Бога. Зачем такому «Че-Ло-Ве-К-у» взрослый? Ребенок и сам найдет правильное в своем образе, и другого кратчайшим путем выведет к пониманию, — разъяснял основу своего воспитания Михаил Щетинин. — Уроки — это от лукавого»

Бить и «качать» — норма жизни

Несколько детей, с которыми удалось поговорить корреспонденту РС, рассказали об избиениях и жестоком отношении в школе Щетинина.

Один из них — Данил, сын высокопоставленных родителей, которые купили в Новороссийске дом, чтобы быть поближе к сыну, обучающемуся в школе Щетинина. Данил попросил не указывать его фамилию.

— Попал я в школу в 10 с половиной лет, в 2014 году. Проучился три года. Сначала все было хорошо, и мальчиков сильно не наказывали — могли иногда поставить всех в строй и ударить разок в пресс за провинность, — рассказал он.

Школьные испытания

Провинности могли быть самые разные. Например, ребенок никак не мог понять объяснение педагогов, что камни — живые, занимаются сексом, и после этого рождаются мелкие камешки.

— У меня нет претензий к Михаилу Петровичу, — говорит Данил. — Просто после того, как он перестал заниматься оперативным управлением школы (ходили разговоры, что он заболел: 75 лет — преклонный возраст), детей стали наказывать очень сильно. Это случилось ближе к моему окончанию девятого класса, когда мне было 13 лет.

— Кто вас бил?

Однажды Ульданов меня швырнул вглубь комнаты — я ударился о тумбочку. Потекла кровь

— В нашем коллективе было восемь человек мальчиков, за которыми смотрел Антоний Ульданов из Санкт-Петербурга. Он окончил 11 классов, но никуда не уехал и жил на территории школы в корпусе под названием «Омега».

Это в традициях школы, когда выпускники никуда не уезжали, оставались и помогали воспитателям держать нас в узде.

— Ульданов издевался над всем нашим коллективом, избивал по каждому поводу. Если, например, мы плохо выполнили задания по предмету, он угрожал, говорил: «Живым из лицея не выйдешь. Где бы вы ни были, я вас найду и убью». Однажды Ульданов меня швырнул вглубь комнаты — я ударился о тумбочку. Потекла кровь. Но на это воспитатели внимания не обращали. Это была норма жизни. Там людей приучили жить в боли. Все смирились с побоями, ведь их тоже в свое время били. Еще одна угроза — детям говорили, что не дадут документы об окончании школы или аннулируют все экзамены, которые мы сдавали. Родителям об издевательствах было страшно говорить. Я до сих пор родителям все полностью не рассказал. Я думал о самоубийстве. И если бы я сейчас оставался в России, то я бы не мог и вам всю правду сказать. Сейчас я уехал из страны, поэтому могу говорить свободно. Также нас бил наш командир Кирилл Сергеевич Гордиенко. Воспитатели знали об этом. Некоторые из них сами нас били и «качали».

«Качали» — это еще один школьный термин, означающий наказание. Мальчиков ставили в круг. А посередине становился педагог — Ульданов или Гордиенко. Они били всех мальчиков по лицу много раз, пока тем не становилось очень плохо.

В 2018 году Данил уговорил родителей забрать его из лицея, хотя и не рассказал об издевательствах. Часть правды он все-таки сообщил, когда родители стали донимать вопросами, почему он бросил «такую хорошую школу». Тогда отец задействовал связи — и в школу пришли с проверкой. Несколько месяцев назад Данил эмигрировал в США.

Лицей Михаила Щетинина сегодня

Рассказ Данила подтвердила его одноклассница Ангелина Бигарина из украинского города Кривой Рог.

— Мальчикам вообще не повезло. По вечерам их строили в линейку, приказывали развернуться спиной — били нагайкой в целях профилактики. Некоторые из мальчиков, чтобы смягчить удары, подкладывали под брюки тетрадки, — рассказывает Ангелина. — Ночью нам спать не давали. Управление школы убеждало нас, что всюду враги, война, террористы и мы должны охранять дом голыми руками. Если кто-то не вышел на свою смену, то ты не имеешь права оставить свой пост и лечь спать.

Медицинского работника в школе не было.

Подробнее о методе погружения

Идея построения учебного процесса методом погружения возникла еще в середине 19 века у Писарева Д. И.

Щетинин собрал все доступные исследования по этому вопросу и сформировал свою систему. В течение года ученик погружается в один и тот же предмет 4 раза. Начинается все со знакомства с предметом, затем происходит углубление и творческое переосмысление полученных знаний. При этом создается образное восприятие предмета через музыку, танцы, спорт и труд. Ребята, которым удалось усвоить предмет раньше своих товарищей, помогают им преодолеть возникшие барьеры. В школе очень развита помощь ближнему.

Каждое погружение длится в течение 7 дней и оканчивается экзаменационным испытанием.

1. Ученики погружаются в предмет:

  • формируют группу;
  • выбирают интересующее их направление;
  • прослушивают курс лекций признанных специалистов.

2. Группа выходит из погружения:

  • переходит к самообразованию;
  • делится на маленькие группы (2-5 чел);
  • участники группы советуются с помощниками (учениками, которые уже сдали экзамен по предмету), узнают от них дополнительную информацию;
  • ученики уединяются для более глубокого погружения в предмет;
  • нарабатывают свои собственные творческие представления о предмете и защищают право быть учителями.

3. Подведение итогов погружения:

  • сдача зачета по предмету;
  • получение статуса «учитель» для оказания помощи другим ученикам;
  • успешное прохождение экзаменационного испытания по программе вуза;
  • получение статуса «студент».

В школе нет звонков и домашних заданий, нет общепринятого деления на классы и специальных кабинетов. Ребята могут обучаться на открытом воздухе или в комнате. Они стремятся изучить предмет самостоятельно. Учитель выполняет роль наставника, советчика. Главными предметами считаются русский язык, литература и отечественная история. Уроки длятся около 30-35 минут. Внеурочное время ученики используют для саморазвития.

В первую очередь все учащиеся получают историческую специальность, а второй предмет они могут выбрать самостоятельно. В возрасте 14 лет у ребят уже получено первое высшее образование, есть практические знания нескольких рабочих специальностей (швея, плотник, отделочник и т.д.) и навыки самозащиты на основе рукопашного боя.

Опасные связи

Ученик школы в Текосе рассказывает, что узнал о лицее из «Анастасии» — книги главы секты анастасийцев Владимира Мегре (настоящая фамилия — Пузаков). О распорядке обычного дня он рассказал в ролике, который распространили защитники школы: «Как правило, с утра у нас занятия, потом либо политология, либо строевая. Потом завтрак. Далее хореография. После хореографии у нас чередуется либо ансамбль, либо швейный , либо рисунок. Дальше у нас занятия в 11:45… Встаем мы обычно в 6:30. Если нужно что-то еще сделать по дому, встаем в шесть… В час у нас обед. С 13:00 до 15:00 свободное время, потом опять занятия. В 16:00 у младших рукопашный бой, в 17:00 — у старших. После ужин, в 19:15 опять занятия. А потом «огоньки» — это когда все рассказывают, как прошел день и какие от него впечатления».

Обилие политологии представители школы объясняют желанием воспитать «крепких государственников». Родители бывшего ученика щетининского лицея рассказали «Известиям», что при прохождении отбора у детей спрашивают, хотят ли они учиться воевать и готовы ли защищать Родину.

О-1

Учащаяся школы Михаила Щетинина, начало 2000-х

Фото: ТАСС/Валерий Матицын

Еще в 2000 году «Огонек» писал, что патриарх Алексей II на встрече с участниками Рождественских чтений отметил наличие черт тоталитарной секты у школы в Текосе. В тот же период исследование о ней опубликовал священник, преподаватель сектоведения, а в прошлом — учитель физики Алексей Касатиков. «При моем посещении школы дети на уроке физики начали доказывать мне, что всякая геометрическая фигура оказывает магическое воздействие на человека «в зависимости от его «биополя», — писал он.

Пять лет назад зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин опубликовал статью о деятельности Щетинина. «До сих пор «школа гениев», как ее рекламирует Михаил Щетинин, так и не выпустила не то что одного гения, но даже ни одного кандидата наук. Это лучшее доказательство того, что построенная им секта производит кадры только для себя, на большее она не способна», — отметил в беседе с «Известиями» Александр Дворкин.

Автор цитаты

Школа Щетинина — педагогическая секта авторского типа, считает специалист: автор объявляет, что изобрел некий инновационный метод, способный воспроизводить гениев, открывать сверхъестественные способности и давать первоклассное образование в крайне короткие сроки. Но истинная цель — извлечь ребенка из семьи и вовлечь в секту, после чего вовлечь туда и его семью, подчеркивает Александр Дворкин. «Школа в Текосе — локальный эксперимент, завязанный на личности самого Щетинина. Без него это не работает», — добавляет он.


О-3

Михаил Щетинин, начало 2000-х

Фото: ТАСС/Валерий Матицын

По формальным признакам все эти годы школа не вызывала вопросы у властей. По словам адвоката Виктории Данильченко, закон «Об образовании» позволяет устанавливать режим занятий локальными актами — как правило, уставом, правилами внутреннего распорядка школы и учебным планом. Однако при составлении режима учебного дня образовательное учреждение должно ориентироваться на соответствующие СанПиНы, подчеркнула юрист в беседе с «Известиями».

«Важной составляющей учебного процесса является проверка квалификации педагога, требования к которой прописаны в профессиональном стандарте. Профессиональный стандарт (действующий сейчас датирован 2013 годом) может использоваться для определения уровня грамотности и компетентности педагога, а также использоваться руководителями в качестве инструмента для построения квалифицированного педагогического коллектива», — подчеркнула адвокат

Проверяли ли чиновники соответствие распорядка дня СанПиНу или школьников-учителей профстандарту, неизвестно. В минобразования Краснодарского края не смогли оперативно предоставить запрос на комментарий.

Закрытая система — это зло, которое неизбежно приводит к еще большему злу

И вопрос вовсе не в том, что ученики его школы, якобы уже на школьной скамье получившие «вузовское образование», производят впечатление весьма ограниченных и поверхностных, когда общаешься с ними. Это все мелочь. Главное — то, что происходящие в Текосе процессы никогда и никем не были внятно и развернуто описаны. А качественная альтернативная школа — это школа, которая всегда стремится описывать происходящие в ней процессы. Возьмите школу Александра Тубельского — с фантастическим количеством написанных текстов и книг, и изнутри (учителями и детьми), и извне. Включая гигантское количество текстов, написанных самим Тубельским. Или войдите в фейсбук к разным нынешним «альтернативщикам» — они постоянно пишут, рассказывают о происходящем у них, в том числе о проблемах.

Школа Щетинина

Писатель и журналист Мария Панкевич проучилась в лицее Щетинина один год и уверена, что любой интернат порочен по своей сути.

— Хорошие намерения педагогов-новаторов с помощью их последователей трансформировались в коммерчески успешную, но спорную и небезопасную в первую очередь для детей псевдообразовательную площадку, — говорит она

— Неважно, элитная ли это школа в Британии или исправительная колония строгого режима в Мордовии. Закрытая система — это зло, которое неизбежно приводит к еще большему злу

Щетинин растил идеальных солдат. И вот мы наконец выросли.

Полина Ефимова

Радио Свобода — 24.10.2019.

Методика погружения

Педагог-новатор организовывает занятия методом погружения в учебный предмет. Эта идея была высказана Д.И. Писаревым (Россия, 1840-1868). Методика погружения — это способ познания. Ее основой стали исследования А.И. Ухтомского, П.М. Эрдниева, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили.

Щетинин трактует ее как целостное концентрированное восприятие и понимание учеником всего годичного курса в короткий срок. За год дети четыре раза погружаются в каждый предмет. Они начинают с общих представлений о нем, постепенно углубляясь и творчески расширяя свои познания. Такие погружения обязательно перемежаются с «образными»  занятиями (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).

Ученики, которые усвоили предмет, и подошли к нему творчески, сами становятся учителями и проводят занятия с вышедшими из погружения товарищами. В школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь.

Биография М.П. Щетинина

Михаил Петрович Щетинин родился в 1944 г. в с. Новый Бирюзяк (Кизлярский район Дагестана) в семье потомственного терского казака. С 1962 г. служил в армии.

Потом учился в музучилище, но не окончил из-за болезни рук. С 1966 г. начинает преподавать в музшколе, одновременно заочно учась в пединституте. Уже тогда Михаил начал педагогические эксперименты.

С 1972 г. работает директором музшколы в г. Кизляр (Дагестан), где создает первый лицей искусств, координируясь с обычной школой. Есть первый положительный опыт: активизировались способности отстающих учеников.

В 1973 г. заканчивает музыкально-педагогический факультет пединститута в Саратове и становится учителем музыки и пения (играет на баяне). Еще год работает в музшколе, заканчивая эксперимент.

В 1974 г. назначается директором школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). К этому времени Щетинин понял, что воспитать самодостаточную личность можно только через синтез искусства, спорта, творчества и знания. Его новаторство было направлено на это: уделяя много внимания музыке, пению, хореографии и физкультуре, он не забывал о школьном самоуправлении, насыщенных коротких продуктивных уроках (35 мин.) по широкому перечню предметов; практиковал «кафедры», которые  были прообразом метода погружения.  

В 1979 г. Михаил Петрович становится научным сотрудником АПН. О странной школе становится известно в Москве, причем пресса о ней высказывается нелицеприятно. Комплекс закрывают, а Щетинину дают школу на Украине в село Зыбково (Кировоградская обл.), чтобы дискредитировать его идеи. Он назначен научным руководителем эксперимента по созданию учебно-трудового комплекса-интерната. Щетинин продолжает внедрять новаторские методики, впервые пробует метод «погружения».   К 1986 г. об эксперименте заговорили по всей стране, но Минобразования СССР не увидело в нем положительных результатов, и школу закрыли.

Щетинину не дают учительствовать, и он уезжает в Москву по приглашению академика Петровского. Два года он работает старшим сотрудником НИИ АПН. За эти годы он обобщает свой опыт, расширяя педагогику сотрудничества, выпускает свою книгу «Объять необъятное», изучает  Рерихов.

В 1988 г. некоторые люди из ЦК помогают Михаилу Петровичу устроиться директором школы в станице Азовская (Краснодарский край). Школа сразу реорганизуется, в ней вводятся новаторские методики, которые не всем по вкусу.

В 1990 г. родители настаивают на введении классического обучения, и школа делится на две. Щетинин становится гендиректором Центра комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская. Вокруг новатора формируется коллектив единомышленников, налаживаются связи институтами и университетами, отрабатывается методика погружения.

В 1991 г. учреждается РАО и Щетинин становится академиком.

В 1993 г. после Всероссийской конференции по национальной школе, в центре возникли противоречия. В 1994 г. Щетинин с педагогами-единомышленниками и некоторыми учениками перебирается в посёлок Текос под Геленджиком (Краснодарский край) для создания экспериментальной  Русской родовой школы-лицея интернатного типа.

Под школу отдали старую армейскую казарму. Руками Щетинина, его единомышленников и детей была построена новая школа. К 2000 г. она стала широко известна в мире как школа будущего, признана ЮНЕСКО. Возглавляется Щетининым и сейчас.


С этим читают