Скифы

Общественное устройство

Следы пребывания Скифы отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения Скифы — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были Скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали Скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили Скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-Скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — Скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно Скифов-пахарей) неясны (см. карту выше).


Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля Скифы скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс расслоения в скифском обществе. Известно о существовании у Скифы союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем.

С конца VII в. до н. э. скифское общество знало разные градации общественного положения:

  • рабов разного происхождения и по-разному подвергавшихся эксплуатации;
  • «гиппотоксотов» (конных стрелков) — свободных общинников;
  • бедноту, имевшую возможность сражаться только в пешем строю;
  • разных ступеней аристократию от глав богатых семей до номархов-скептухов;
  • царей от местных до трех ведущих со старшим по положению во главе.

К началу VI в. до н.э. социальное расслоение достигает больших размеров. Основания так говорить, дают погребения той эпохи. Грандиозные царские курганы с убитыми слугами и наложницами и простые погребальные ямы с минимумом инвентаря. Свободные общинники в большинстве своем воевали на конях и имели кое-какое имущество, но уже в это время появляются «восьминогие». Это пешие скифы, которые имели только пару волов, чтобы запрячь в повозку, отсюда и название. Были и вообще бедняки не имевшие ничего. Из таких и формировалась скифская пехота, которая, с течением времени, все более росла численно.

Появилась и прослойка рабов, изначально иноплеменников. В легендах и описаниях Геродота, рабы были местным населением, на территориях захваченных скифами.

Царская власть была наследственной, но царей было несколько. Это видно, например, из войн с Ассирией, когда тот или иной царь мог быть врагом и союзником Ассирии. Это же мы видим и при вторжении Дария, когда у скифов сформировалась три отряда во главе каждого стоял свой царь. При этом власть принадлежала видимо одной династии.

До V в. до н.э. царская власть ограничивалась советом царей или воинским собранием. В дугих случаях власть царя была неограничена. За посягательство на нее следовало отсечение головы, либо смерть на костре.

Уже в IV в. Атей единовластно правил Скифией имея в подчинении других правителей, названных в одной из ольвийских надписях басилевсами, т.е. царями.

Коня на скаку остановит

А вот предположение, что потомки древних фемискирских воительниц жили на Кубани, неожиданно нашло подтверждение.

При раскопках на берегу Краснодарского водохранилища в 1989 году археолог Александр Сазонов обнаружил женские захоронения. С останками в земле ученые нашли золотые гривны, китайские зеркала, кости боевых коней, кольчуги, защищающие от шеи до пят, инкрустированные золотом шлемы.

Возможно, амазонки приплыли к нам по морю, захватив во время бунта три корабля. Как известно из записей Геродота, после поражения в битве под Фемискирой греки пленили воительниц и морем повезли к себе домой. И видимо, сил своих не рассчитали. Да только женщины о навигации ничего не знали: захваченные ими суда дрейфовали, пока не вошли в бассейн Азовского моря и не пристали к берегу.

Их потомки, объединившись со скифами, образовали, по мнению Геродота, новые племена сарматов, кочевавших в том числе и по Кубани.

Религия скифов – кратко

Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Завоевание Ближнего Востока

Началась война, не выдерживая которую, киммерийцы решили уйти из своей страны, спасая свои жизни. Едва ли у них был более мягкий выбор : «сущий скиф» и через пятьсот лет было эпитетом крайне жестокого и кровожадного человека.Чаши из черепов противника, попоны лошадей из человеческой кожи служили мрачным доказательством того, что скифы были страшными врагами и прирожденными убийцами.Через Кавказ киммерийцы хлынули на Ближний Восток, к мощным империям того времени: Ассирии и Урарту. Преисполненные пафоса и могущества те, не ждали, что северные варвары могут нарушить их блистательное существование.Огромные армии ждали прищельцев: многочисленное ополчение, аристократы вооруженные огромными щитами и бронзовыми мечами, редкие колесницы с лучниками. Они еще не знали поражений, в своем кругу и Азия трепетала под их пятой.Однако вся их боевая мощь оказалась бессильной против пришельцев!

Царь Урарту Руса, с огромным войском потерпел полный разгром, лишился едва ли не всех своих вельмож, спрятался в горах и более мы не услышим об этом царстве. А киммерийцы продолжили воевать на новых землях, постепенно завоевывая земли Ассирии и Мидии, когда на горе им всем, преследуя старого врага, на Ближний Восток пришли скифы.

Ассирийская пехота была грозой для окружающих стран, но для скифов, стремительно скачущих на лошадях, посылающих в противника тучу стрел, арканами выхватывающих воинов из строя, не была серьезным соперником. Грозная армия Ближнего Востока была жалкой и бессильной, против кочевников и не было ответа на эту чудовищную орды. Медленная пехота, слабое вооружение аристократии Ассирии, низкий боевой дух ополчения из рабов — все это просто мишени для скифов.Бородатые лучники под предводительством вождя Ишпак(с)ая громят ассирийцев и мидян, а затем добивают остатки киммерийцев. Скифам покоряются ближневосточные земли и они планируют поход на Египет, но фараон Псамметих откупился от врага, а иудейские летописи в отчаянии сообщают, что после ужасного набега народа гимер (киммерийцы) , пришли еще более страшные народы Гог и Магог.

Тогда, в отчаянии, мидийский царь Киаксар созвал знатных скифов, грозных хозяев, на пир, где те напились до беспамятства и были им жестоко убиты.Оставшись без вождей, большая часть скифов решила вернуться домой, из столь долгого похода. К тому времени, мидяне, будущие создатели Персидской державы, уже освоили главные приемы скифских воинов и знали как оказать им сопротивление.Вероятно, этот фактор и сдержал скифов от мести за убитых вождей. Не все, но большинство скифов решили вернуться на родину.

Транскрипт

1 В Краснодарском крае будут искать «убежавшие» памятники археологии. когда ранее найденные и нанесенные на карты памятники археологии на Интерактивная карта города-курорта Анапа. На нашем сайте:. Памятники археологии Крымского района Краснодарского края. История исследований Посмотрим археологические памятники… Комитет по курортам и туризму Краснодарского края. Путеводитель по Кубани в полном объеме с Историкоархеологический музей-заповедник Краснодар. ул. Гимназическая, 67 показать на карте. (861) ; Анапский археологический музей Археологические находки территории Кубани. Краснодарском крае также раз наталкивались удивительные находки. Вот что нам удалось узнать Электронная карта жителя Краснодарского края… Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Археологические находки из дольменов позволяют говорить о высокой. На Азово-Черноморском побережье Краснодарского края расположены дольмен карта, археология памятник.. Список памятников археологии Краснодарского края согласно Закону Краснодарского края. N 313-КЗ О Памятники археологии Крымского района Краснодарского края.. нанесены на археологическую карту в 1882 году выдающимся кавказским краеведом, Фонд Археология предлагает участие в археологических экспедициях, археологических раскопках. Все виды. Карта сайта Свяжитесь с нами. Добро пожаловать на новую базу «ТАМАНЬ» в Краснодарском крае! В экспедициях карта археологии Краснодарского края 3 окт Ежегодно донские археологи натыкаются на десятки варварски. исторических памятников можно также почерпнуть из археологической карты,. Как правило, памятники той эпохи в Краснодарском крае бедны на июн археологии в Темрюкском районе Краснодарского края.. на карты памятники археологии на своих местах обнаружены не были апр Новости из мира археологии и смежных дисциплин… навигация, богатый иллюстративный материал, анимация карт, элементы авг В Краснодарском крае нашли дворец царя Митридата. При раскопках на Таманском полуострове (см. карту) найден дворец царя. с начальником Таманской экспедиции Института археологии РАН Владимиром апр В Краснодарском крае археологи обнаружили древний город. Выяснилось, что более 2,5 тысяч лет назад его построили греки, хотя видео Археологический музей «Горгиппия» — карта, Подробная интерактивная карта, Информация.. Анапа Краснодарский край Россия. Искать: Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края. Краснодарский государственный историкоархеологический май В Краснодарском крае разрушены уникальные памятники археологии дольмены. По данным следствия, их разобрал один из Краснодарский государственный историкоархеологический музей- заповедник им.. Адрес: , Краснодарский край, г.. показать на карте июл Закона Краснодарского края от N 514-КЗ) Принят… Проведение археологических исследований на земельном участке с В Кореновском районе археологи обнаружили около 30 захоронений сарматов. О подводной. Новороссийский школьник составил карту найденных на Кубани. обнаруженных в причерноморских районах Краснодарского края Качественные платные карты Обзорные карты, доступные для скачивания. Археологические памятники Краснодарского края — из путеводителя по Россия, Краснодарский край, Темрюкский район. Обсуди это место на карте анапы. Фотографии и истории. Тысячи отзывов о множестве мест на Составляется карта разрушений происходящих на археологических памятниках. В ходе. ценностей департамента культуры Краснодарского края Но для археологов Краснодарский край это, в первую очередь, территория, где проживало огромное. Карта памятников археологии Тамани Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части… Археолог и этнограф Л. И. Лавров составил классификацию типов Анапский археологический музей. Телефон: (86133) Адрес: , Краснодарский край, г. Анапа, ул. Набережная, 4 показать на карте

2

3


4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

«Покажите Лернейскую гидру!»

Некоторое время назад историки из-за сходства природного рельефа (одна река впадает в другую) и обнаруженному древнему фрагменту внешнего крепостного вала — шириной четыре метра и глубиной три — предположили, что на территории исторической части современного Краснодара располагалась знаменитая Горгаза, описанная древнегреческим Диодором Сицилийским.


Среди ученых даже состоялась полемика, причем острая, когда Виталий Бондарь воскликнул: «Если тут была Горгаза, то покажите мне Лернейскую гидру!» По преданию, мифологический зверь жил где-то рядом. Легенда, к сожалению, из-за недостатка доказательств была развенчана. Но ее поклонникам расстраиваться не стоит: археологи еще копают ров, и к чему или к кому он приведет, пока неизвестно.

Очищение…

…Охра на циновке высохла. Ее орнамент — часть невообразимого и странного ритуала, притягивая будущее, рисовал тенями от огненных факелов падение жреца, движение его рук и ног, молчаливое истечение всей его крови. Благовония уже окутывали жреца, отдаляя завесой от тех, кто еще остался здесь, но обязательно последует за ним позже. А пока, отдавая последние почести, готов носить и сыпать бесконечное множество комьев земли, песнью провожать в обратную сторону мира…

Курган был подрезан частными домовладениями, засыпан строительным мусором и с дороги уже практически не видим. А когда археологи его раскопали, оказалось, что его высота достигает четырех метров!

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Чтобы не вернулся

Это скелет взрослого мужчины, скорее всего, успешного и могущественного сарматского воина. Вокруг него — железные наконечники стрел и метательных копий, в ногах и голове — по глиняному кувшину с витыми ручками, многочисленные останки жертвенных животных и две костяные бусины. Колчан богато украшен бронзовой обкладкой. Сам воин укрыт войлочным плащом, а его ноги перевязаны в двух местах — в коленях и возле стоп.

Возможно, он был очень грозным или очень… вредным человеком. Как рассказал Михаил, когда он однажды копал погребение 70-летнего (а средняя продолжительность жизни, по данным антропологии, у сарматов не превышала 23-25 лет) деда, уже без зубов, всего покореженного, со следами рубленых ран и переломов, у того сверху, для верности чтобы не выполз — еще и копье торчало. Так он родственников достал!

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды древнегреческого историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.


Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Хозяйство

Геродот указывает, что часть скифских племен занималась возделываем земли. Выращивались пшеница, ячмень, просо, бобы, лук, чеснок. Указывает также конопля, из которой делали полотно и какой-то наркотик для курения.

Основная же масса скифов занималась кочевым скотоводством. Оно было круглогодичным. Зимой была распространена тебеневка (скот сам добыал пищу из-под снега). Часть кочевников откочевывала в Приазовье к лиманам рек, где сохранялась высокая трава. Войлочные юрты были на колесах и в них запрягалась пара волов. Такие караваны кибиток сопровождали конные воины-мужчины.

Судя по раскопкам Каменского городища состав стад был седующим:

  • лошади — 40%
  • крупнорогатый скот — 40%
  • мелкорогатый скот (овцы, козы) — 18%
  • собаки, промысловая дичь: олени, сайга, бобр — 2%

Что интересно, свиней скифы не разводили даже в оседлых центра своего государства.

Соотвественно использовалось не только мясо, но и шкуры и шерсть. Шили тулупы, воляли войлок, выделывали кожу. Молоко также шло в пищу, недаром скифов называли доители кобылиц и млеокеды.

В Каменском городище обнаружены в большом количестве железоплавильные мастерские. Медь добывалась в небольших количества близ Донецка, а также, скорее всего, шла торговыми путями с Кавказа и Южного Урала. Цинк для бронзы добывался на Нижнем Днепре, происхождение олово пока неясно.

Железо было в достаточных количествах в болотах днепровских плавен. Плавка железа была крайне неэкономной 40-60% оставалось в шлаке. Судя по раскопкам железоделательным ремеслом занимались большие патриархальные семьи — около 900 га в Каменском городище были усеяны большими домами (150-300 м³ каждый), в которых и находились кузни для производства разнообразного оружия и инвентаря.

Рядом с металлургами жили и столяры, орудия которых (долото, топоры, тесла) также найдены в больших количествах, как в городище так и в курганах. О том, что плотники это была все-таки специализация говорит, что юрты на колесах имеют множество деревянных деталей. К тому же нашлись постоянные жилища — зимники, обслуживать которые также приходилось плотникам.

Было развито гончарное дело. Гончарный круг мало использовался, посуда лепилась вручную из глиняных жгутов. Аналогии скифской посуды мы находим позднесрубной культуре. Посуда — это в основном округлобокие горшки с вертикальным, слегка расширяющимся горлом или с мягко отогнутым краем. Также находят узкогорлую посуду с шаровидным корпусом.

Ткачество также было распространено в скифской среде. находят очень много глиняных и свинцовых пряслиц. Находят их на поселениях и как обязательный элемент в женских погребениях. Материал для ткани — овечья волна и конопля. Кроме тканей плелись циновки, а также употреблялись кошма и войлок.

Начиная с VII в. до н.э. торговля скифов с гречекими городами Причерноморья принимает регулярный характер. Основные товары, которые скифы поставляли на рынки были — хлеб и рабы. Причем размах хлебной торговли был большой. Даже на монетах скифских царей был изображен колос пшеницы. Именно на такой торговле и поднялось Боспорское царство (экспорт хлеба составлял львиную долю экспорта). Хлебная торговля была развита до III в. до н.э. вплоть до вторжения сармат, затем она начала понемногу спадать уступая место торговле скотом. Вместе со скотом вывозилась и пушнина, которая поступала с лесостепной полосы, через земли скифов. Также на экспорт шли мед и воск.

Солидная доля в торговле принадлежала и вывозу рабов. Начиная с VI в. до н.э. Именя скифских рабов появляются в античных надписях. В это же время скифы поступают в большом количестве в Грецию для участия в войнах. Кроме скифов, большое количество рабов поступало из племен гетов, трибаллов, сарматов и меотов. На рубеже III и II вв. до н.э. поток скифов-рабов ослабел.

Что касается импорта в саму Скифию, то тут стоит выделить вино, которое в огромных количествах шло из Греции. Как следствие широкое распространение получает греческая посуда — не только амфоры для вина, но и сосуды для благовоний, мазей, духов, которые часто встречаются в могилах богатых и простых скифов.

В степь также поступали ткани и одежда — об этом сообщают греческие писатели. В больших количествах шли украшения — зеркала, стеклянные и пастовые бусы, серьги и различные украшения. Скифы также часто выступали посредниками в торговле с более северными лесостепными и лесными племенами.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.


С этим читают