Шаумянский перевал: состояние, фото, отзывы. дорога через шаумянский перевал

Дорога Хадыженск – Горячий Ключ

Дальше поехали через Хадыженск на Горячий Ключ.


Эта часть пути тоже оставила богатые впечатления. Проехав Большой Тук, попали в туманную осень. Деревья жёлтые. Наверное, в горах ночи холодные. Настоящий октябрь! Дождливая погода усиливала осеннее настроение. Попасть от пальм и тёплого моря в золотую осень – неожиданно и странно!

Проехав Старый Куринский,

Куринскую с курящимися туманом горами,

вдоль красивой скалы над дорогой,

выехали к Хадыженску. Город известен вкусным разливным живым пивом, так и называется – «Хадыженское».

Дальше два пути – через Апшеронск на Майкоп, или через Горячий Ключ. Выбрали второй вариант – короче на 70 километров.

Ехали и удивлялись: отличная дорога – и никто не ездит!

Многие километры – никого! Какие-то странные ограничения скорости – 80, 60, вовсе 40… А дорога пустая, населённых пунктов нет, знаков ремонта – тоже. Загадка!

Взлетаем на очередной пригорок, а за ним – опа-на! – отсутствует асфальт! Хорошо, муж успел притормозить, но протрусило порядком…

А вот мост укатан асфальтом! Почти на всех мостах этой дороги асфальт имеется!

Неожиданно увидеть у дороги нефтекачалку.

Начинается населённый пункт – появляется асфальт.

Населённый пункт заканчивается – асфальт кончается.

Забавно! Нигде такого не встречали. И так – весь путь! Кусочек асфальта, потом на десятки километров – грунтовка.

Ни асфальта. Ни машин. За всё время встретили, может, десяток авто. И те – местные. Понятно, почему мало кто ездит этой дорогой…

Ближе к Горячему Ключу снова начался асфальт. Дорога изгибается то вверх, то вниз…

То из стороны в сторону.


Ехать интересно! Уже вернувшись домой, прочитала отзывы об этой дороге: «Боже упаси поворачивать на Горячий Ключ», «даже и танки застрянут, наверное». Отчасти согласна – дорога не самая лучшая. Но прокатиться всё равно интересно, а насчёт танков – явное преувеличение.

Горячий Ключ встретил нас холодным дождём.

Дальше – знакомая дорога через Краснодар.

Вот и Ростовская область.

Почти дома.

Так ли страшен Шаумянский перевал?

Мне было особенно интересно, Шаумянский перевал не видела раньше. Муж видел. Тогда дорога была сухая – машины покрывались густой белой пылью.

В сентябре ехали в дождь. На перевале – не белая пыль, а жидкая серая грязь.

В районе Индюка выглядывала гору Индюк. Однако горы окутал белым одеялом туман… Названия забавные, птичьи: посёлок Индюк, река Индюшка, Кура, Цыпка…

Вершины гор окутаны туманом

Красивые арочные железнодорожные мосты.

До начала перевала и после – дорога неплохая, местами неважная, но вполне нормальная.

Участок дороги Шаумянского перевала длиной 7 километров – гравийка. Асфальта нет. И не ожидается. Причина – подвижные грунты, оползни и сели. Если проложат асфальтированную трассу, она вскоре съедет в пропасть вместе с асфальтом.

А вот и Шаумянский перевал. Конец асфальта

Так ли страшен Шаумянский перевал? Нет, прекрасен! Действительно, часто с одной стороны – стена скалы, с другой – обрывы. Отбойники присутствуют, хотя встречаются редко. Но по краю обрыва растут деревья, отчасти играющие роль отбойников. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Слева от дороги – пропасть и туман

Самое интересное: на вершине перевала укатан асфальт – сотня метров возле кафе. На высоте 512 метров над уровнем моря. Представляете?


Кстати, дальше, за перевалом, видели участок дороги, где встречная полоса просто отвалилась. Зрелище жуткое. Надеюсь, в момент обвала по дороге никто не ехал…

На Шаумянском перевале машин довольно много. Водители пузотёрок настолько берегут подвеску, что создают небольшие заторы, ползут черепашками. Но пробки отсутствуют. Разметка тоже отсутствует, поэтому каждый едет, как хочет: кто – по встречке, кто – протискиваясь между тихоходами. Весьма экстремально.

Удивляют знаки ограничения скорости – здесь и так невозможно быстро ездить! Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Красивые пейзажи. Но мы не останавливались. Не хотелось выходить в грязь.

Общие впечатления: живописно, но утомительно. Дорога посыпана гравием, кочки, ямки, трясёт, руль прыгает… Зато как потом радуешься асфальту! Не могу назвать дорогу прямо ужасной. Ездить можно. Изредка.

Хотя вот брат мужа, серьёзно увлекающийся внедорожьем, покатушками по грязи, любит Шаумянский перевал…

Где можно остановиться и что посмотреть

Практически со всех точек Шаумянского перевала открывается прекрасный вид на красоты природы.

На вершине серпантина есть памятник героям, погибшим во время защиты Туапсе в годы ВОВ. Он представляет собой меч, направленный острием вверх. На нем можно прочитать слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придет…». Кроме того, на вершине есть кафе, в котором можно перекусить местными пирогами, которые стоят около 300 рублей.

Тем, кто едет из Туапсе, после перевала рекомендуется остановиться у автомойки. Там машину не то что вымоют, а отдраят. Управятся примерно минут за 15. Летом, после того как машина будет приведена в порядок, стоит позаботиться и о себе. Для этого достаточно свернуть к речке и искупаться, смыв с себя дорожную пыль.

Если у вас есть время, не поленитесь и попробуйте забраться на гору Индюк. С нее открывается вид, как с высоты птичьего полета. На верху горы расположен родник. Из него раньше заправляли паровозы, так как вода в нем исключительно мягкая, и в котлах не образовывалась накипь.

Описание

Шаумянский перевал — это альтернативная дорога до Туапсе, если ехать со стороны Краснодара, Апшеронска либо Майкопа. Является альтернативой самому популярному маршруту на Туапсе — трассе М-4 через Горячий ключ. Всем известно какими многочасовыми пробками в летний сезон славится эта дорога к морю. Через Шаумянский перевал есть шанс проехать без пробок. Трафик здесь в разы меньше за счет, во-первых, меньшей известности маршрута, во-вторых, дорога идет именно на Туапсе, а не на Джубгу, и, в-третьих, отсутствия асфальтового покрытия на самом перевале длиной в 7 километров, что зачастую решает не в пользу этого маршрута. Также через перевал получается короче дорога на поселок Индюк, знаменитый своей туристической меккой — одноименной горой Индюк.

По километражу через Шаумян от Краснодара до Туапсе получается дальше — 210 км, в то время как через Джубгу — 190 км. Но в сезон пробок это будет незначительной разницей.

Маршрут на Шаумянский перевал

!Стоит обратить внимание — навигатор может проложить от Краснодара на Шаумян 2 маршрута: 1) Горячий ключ — Кутаис — Хадыженск; 2) Саратовская — Имеритинская — Апшеронск. В 2015 году я поверил навигатору и поехал по первому маршруту сразу на Хадыженск — это было фиаско, т.к

порядка 30 км участка «Горячий ключ — Хадыженск» гравийная дорога качества ниже среднего. Подвеску автомобиля можно оставить на этой стиральной доске. Возможно сейчас здесь лежит асфальт, но я больше не проверял ни разу и всегда ездил только через Саратовскую на Апшеронск, а далее уже на Хадыженск

В 2015 году я поверил навигатору и поехал по первому маршруту сразу на Хадыженск — это было фиаско, т.к. порядка 30 км участка «Горячий ключ — Хадыженск» гравийная дорога качества ниже среднего. Подвеску автомобиля можно оставить на этой стиральной доске. Возможно сейчас здесь лежит асфальт, но я больше не проверял ни разу и всегда ездил только через Саратовскую на Апшеронск, а далее уже на Хадыженск.

До начала перевала дорога хорошая, местами встречаются выбоины, но в целом всё ровно. Чем ближе к Шаумянскому перевалу, тем дорога становится атмосферней, впереди начинают проглядываться изгибы местных гор.

  • Дорога на Шаумянский перевал
  • Дорога на Шаумянский перевал

Состояние дороги на Шаумянском перевале

Сразу за информационной табличкой о начале перевала асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога. Проехать прям с комфортом здесь конечно не получится — потряхивать будет в любом случае, но в сухое время года участок легко проезжаем на легковом автомобиле. От пыли здесь не скрыться — она стоит столбом, даже порядком ухудшая видимость, и покрывает всю окружающую растительность. Если вы выехали на чистом автомобиле, то планируйте для него банные процедуры после пересечения Шаумянского перевала. Решите остановиться и выйти из машины — на несколько сантиметров погрузитесь ногой в слой белой маркой пыли. Источник этой пыли — горная порода и гравий, перетираемые колёсами машин.

  • Шаумянский перевал
  • Шаумянский перевал. Пыль на деревьях.
  • Шаумянский перевал. Пыль на траве.

Во время дождей условия ухудшаются — всю пыль, хоть как-то сглаживающую неровности между камнями, вымывает и ехать придется как по грубой брусчатке. Насколько часто чистится дорога от снега зимой — не известно. Но с учетом того, что машин здесь проезжает немало, кажется, что дорожные службы должны поддерживать её в порядке и в зимнее время года.

На всём участке перевала стоят знаки с ограничением скорости в 40 км\ч, но и это с запасом, т.к. более 20-30 км\ч лучше не разгоняться. Во-первых, на иногда встречаются ямы, во-вторых, ограждения по краям дороги стоят не везде, а обрывы местами очень приличной высоты, в-третьих, постоянные серпантины и повороты заставляют быть всё время на чеку. Также сюда можно добавить тот факт, что машин на перевале не так уж мало, как попутных, так и встречных. Очень много грузовиков, с которыми на некоторых участках приходится разъезжаться впритирочку.

Есть несколько обзорных точек, с которых открываются виды на юго-запад.

Горы Индюк отсюда ещё не видно, но проехав перевал, вы её обязательно заметите с левой стороны по ходу движения. Перед поселком Индюк проезжаем под живописным мостом:

По дороге через Шаумянский перевал мы ездили в посёлок Терзиян, когда ходили на гору Шесси, и в поселок Индюк — поход на гору Индюк и прогулка в каньон Бешенки.

Шаумянский перевал на карте:


Шаумянский перевал

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Невозможно загрузить карту — пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информация

Шаумянский перевал – экономия времени?

Дорога Ольгинка –  Ростов-на-Дону через Джубгу – 430 километров, без пробок – часов 5,5-6 пути. Но в сезон часто пробки. Туда проскочили рано утром, в пробке стояли недолго. Обратно ехали днём, другим путём.

Итоги: дорога через Шаумянский перевал и Горячий ключ оказалась длиннее на 70 километров, гораздо менее комфортной и более долгой (средняя скорость 62 километра/час). 500 километров ехали 8 часов (выехали в 12:00, в Ростов въехали в 20:00, отстояв две большие пробки – одну на въезде в Ростовскую область, другую – перед Самарским).

Дальние дороги – это не потеря времени. Потеря времени – это пробки. На въезде в Ростовскую область

Зато не стояли в многочасовых пробках Джубги и ехали практически безлюдной дорогой. Время, может, не экономится (хотя это зависит от длины пробок в Джубге), а вот нервы точно берегутся. Ещё я посмотрела новые живописные места. Теперь хочу увидеть Шаумянский перевал в сухую погоду, чтобы можно было выходить любоваться, фотографировать обрывы, ущелья… Но вот ночью этой дорогой не хочу ехать…

Хотя дождь, грязь, туман, а я довольна! Люблю видеть новые дороги, и жаль терять время в пробках.

P.S. Фотографии сделаны из машины, в дождь, не ругайте. Ехали бы в сухую погоду – фотографий было бы больше и лучшего качества. Хотя — не знаю… Возможно всё было бы в клубах пыли. В сухую погоду и дорога, и листва на деревьях, и машины выглядят так, будто их присыпали цементом…

Видео даёт больше представления о дороге. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик (фрагменты пути).

А Вы ездили через Шаумянский перевал?

Что наиболее запомнилось? Что советуете посмотреть?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

——————-

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!


С этим читают