Болдино, усадьба пушкина: где находится, адрес, описание, как добраться

Когда лучше ехать в Болдино?

Болдино — прекрасное место для путешествия и экскурсии в мир великого русского писателя и поэта. В любое время года посещение музея оставит яркие эмоции и впечатления.


Однако осеннее Болдино предстает во всей красе, именно в этот период можно прочувствовать то состояние поэтического вдохновения, которое здесь настигало поэта. А также представляется возможным взглянуть на мероприятия, которые проходят в тематике “Болдинской осени”.

Поездка во время всероссийского Пушкинского праздника поэзии Всероссийский Пушкинский праздник поэзии — большое мероприятие, имеющее большое значение для русской литературы, культуры и преемственности поколений. В Болдино он проходит летом, как правило, в начале июня, в неделю дня рождения поэта.

В день памяти поэта организовывается большая праздничная программа: спектакли, фестивали народных промыслов, чтение стихов, ярмарки, творческие встречи, конкурсы, выставки и многое другое. Как правило, полный список мероприятий публикуется на сайте музея. На праздник приходят писатели, поэты, артисты и все, для кого творчество Пушкина очень дорого.

Усадьба в Болдино стала значимым местом в жизни и творчестве Пушкина. Нигде русский поэт не находил такого вдохновения как здесь. Болдинская осень – явление уникальное и интересное. Это период самозабвенной работы писателя и поэта. Им написаны десятки произведений совершенно разнообразных по жанру, стилю, тематике за небольшой период времени.

Другого такого писателя или поэта мировая литература не знает. Родовое имение Пушкиных – это поистине культурное наследие России. Музей имени А.С. Пушкина в Болдино сейчас – это символ поэтического духа, дань памяти великому поэту и уважение к его творчеству.

Оформление статьи: Лозинский Олег

В старом доме[ред.]

Человек живёт в доме. Моды его времени, стиль его жизни, его социальная принадлежность — всё отражается в том, как он одевается, как выглядит его дом. Для середины XIX века штофные обои — признаки тарого времени, а в 1800-х годах они самые модные. Во времена Екатерины китайские моды из Европы проникли в Россию, и во дворцах стали появляться «китайские» комнаты и павильоны.

Обычные городские или деревенские дома были единообразны. Невысокая лестница обыкновенно сделана была в пристройке, целая половина которой делилась ещё надвое для двух отхожих мест — господского и лакейского. В передней в углу стоял стол, на нём раскладывались камзол или исподнее платье, которое кроилось, шилось или починялось; в другом углу подшивали подмётки под сапоги.

Затем следовала анфилада из трёх комнат: залы (она же столовая) в четыре окошка, гостиной в три и диванной в два окна. Спальная, уборная и девичья смотрели во двор, а детская помещалась в антресоли. Кабинет находился рядом с буфетом.

Внутреннее убранство было также везде почти одинаковое. В сохранении мебели видна была бережливость — обивка, ситцевая или из полинялого сафьяна, оберегалась чехлами из толстого полотна.

В Петербурге дома были совсем другие. Это были даже не дома, а дворцы, имели их самые богатые люди. Мелкие чиновники селились на окраинах Петербурга, снимая комнаты в маленьких одноэтажных домиках где-нибудь на Охте, в Коломне или на Песках.

Ссылка в Михайловское

Следующий период творчества Пушкина — это ссылка в Михайловское (1824-1826-й гг.). Переезд поэта в Псковскую глушь был вынужденным: его отношения с генерал-губернатором Одессы (где он находился на службе с 1823-го года) графом М. С. Воронцовым сложились так, что для поэта отъезд в Михайловское «под надзор» отца оказался самым благоприятным выходом из ситуации, когда красавица Елизавета Воронцова, жена губернатора, оказывала явные знаки внимания ничтожному чиновнику и великому поэту…

Оказавшись в Михайловском, Пушкин впервые по-настоящему понял, что же представляет собой российская глубинка, русская деревня. Общепризнанно, что именно в Михайловском Пушкин приобрел новый для него взгляд на действительность, по-новому понял свой народ, его богатейший фольклор («Что за прелесть эти сказки!»), по-новому ощутил прелесть русской природы, обратил свой взгляд к российской истории. Последнее нашло выражение в создании трагедии «Борис Годунов» (1825), произведении, ставшем этапным не только для творчества Пушкина, а и для всей русской литературы: впервые об истории России писали с такой глубиной, впервые не отдельные исторические личности выступили как ведущая сила развития исторического процесса, а народ. Это стало крупнейшим художественным достижением Пушкина, определившим понимание движущих сил истории в русской литературе, ведь не случайно же трагедия заканчивается великой ремаркой «Народ безмолвствует», которая и дает ответ на вопрос о вершителе истории, потому что каждая историческая личность, правители народа, по Пушкину, велики не какими-то внешними признаками величия, «А мнением; да, мнением народным». Эти краеугольные для понимания историософской концепции Пушкина слова в трагедии произносит… Пушкин! Да, Пушкин, один из далеких предков поэта, род которого был одним из самых древних в России…

Кроме трагедии, поэт активно работает над романом «Евгений Онегин», создает ряд удивительных стихотворений, относящихся к философской и любовной лирике: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» (1825 г., шедевр пейзажной и философской лирики), «Сцена из Фауста» (1825), «Пророк» (1826), «Няне» (1826), «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…», 1826). Последнее стихотворение — отклик на посещение Пушкина лицейским другом, одним из видных декабристов, взгляды которых поэт разделял и судьбам которых сочувствовал, в чем открыто признавался самому Николаю I: на вопрос царя о том, что бы он сделал, окажись он 14-го декабря в Петербурге, поэт, «не запинаясь» (это слова самого Николая I…) ответил, что «был бы в рядах мятежников». Не случайно среди рисунков Пушкина периода восстания есть один, на котором изображена виселица с пятью повешенными, а рядом с ней надпись: «И я бы мог…».

Итак, я женюсь…[ред.]

Большая часть людей видели в женитьбе шали, взятые в долг, новую карету и розовый шлафорк. Другие — приданное и степенную жизнь. Третьи женились, потому что все женятся, а им уже 30 лет.

Женитьба — важный шаг в жизни молодого человека. Венчание — это таинство, и развод был тогда практически невозможен. Девушка считалась невестой уже в четырнадцать-пятнадцать лет. В этом возрасте она уже по-взрослому плясала на детских балах, куда приезжали молодые люди высматривать себе невест. Так было принято среди дворян; а купцы и чиновники жили по старинке, невесту поручали подыскать свахе, да непременно узнать, сколько за ней приданного.

Особый рассказ — свадьбы королей и императоров. Когда наступало время женить или выдавать замуж великих князей и княжон, просматривали все влиятельные фамилии иностранных государств, где могли оказаться подходящие женихи или невесты, и, сообразуясь с необходимостью государственного союза, укрепления отношений, посылали кого-то поразведать о настроении этого двора. Здесь брак — дело государственное.

Романтики считали чувства самым главным условием счастливого брака. Нормой «романтического» поведения в начале XIX века стало «умыкание» невесты ко взаимному удовольствию. Если всё шло, как надо, после того как «ударили по рукам», следовал сговор, обед с родственниками и близкими друзьями, на котором объявлялась помолвка. В оставшееся время между сговором и венчанием, накануне церковного обряда, жених прощался с холостой жизнью, устраивая «мальчишник», а у невесты был «девишник».

После свадьбы начиналась семейная жизнь. К сожалению, не всегда удачная. Развестись в старину было очень трудно, и поэтому чаще всего супруги, обнаружив полное несходство характеров, просто, как тогда говорили, жили в разъезде.

При вступлении в брак служащий дворянин обязан был испросить высочайшего позволения. Крепостные крестьяне должны были получить разрешение на женитьбу у своей барыни.

Владение дворян Пушкиных


С XVI века эти земли, находившиеся в Арзамасском уезде, принадлежали дворянам Пушкиным. Первым ее владельцем был Евстафий Пушкин, служивший в Посольском приказе при дворе Ивана Грозного. Первоначально это было поместье без наследства, так как дворяне не имели на это права. Его Евстафий Пушкин получил, будучи смоленским воеводой, за храбрость. Отряд, которым он командовал, захватил все пушки и имущество литовцев, предварительно разгромив лагерь.

Дворяне рода Пушкиных отличались храбростью. Так, за отличие в освобождении Москвы от поляков в Смутное время, его представитель Иван Федорович получает Большое Болдино, где находилась усадьба Пушкиных, но уже как вотчину. Он был бездетным, а наследовать могли только сыновья. Его брат Михаил Федорович, за личную храбрость и доблесть при отражении наступления войск королевича Владислава на Москву, получил право на имение Болдино. С этих пор оно перешло в пожизненное владение дворян Пушкиных.

Лев Александрович Пушкин – дедушка Александра Сергеевича, владел имением с 1741 по 1770 годы. В его бытность Большое Болдино преобразилось. Была выстроена Успенская церковь, к усадьбе были присоединены село Кистенево и деревня Малое Болдино. После его смерти поместье было разделено между детьми. Отцу Александра Сергеевича досталась половина Большого Болдино, состоящая из 140 крестьянских домов и усадьбы, а так же село Кистенево. Александр Сергеевич приезжал в Болдино три раза, где провел три осени.

О возвращении в Москву, творческих успехах и финансовом кризисе

Пушкину удалось добраться до Москвы только 5 декабря 1830 года. Получив к 27 ноября из уездного города Лукоянова свидетельство о благополучном эпидемио­логическом состоянии Болдина, Пушкин наконец уверенно выехал из нижегородского имения, хотя все равно был на несколько дней задержан при подъезде к Москве в карантине в Платаве (ныне деревня Плотава Орехово-Зуевского района Московской области). Финансовые итоги трехмесячного карантинного сидения были малоутешительны, но зато творческие свершения — велики. Пушкин взахлеб дальше пишет Плетневу:

P. S. Летом 1831 года, когда новая волна эпидемии холеры затронула не только Москву, но и Петер­бург, Пушкин напоминал Плетневу, утешая его после смерти Дельвига и близкого приятеля Плетнева Молчанова: «…хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Мол­чанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь всё еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».

про чуму и не только

Альбом «Гимн Чуме»: Леонид Федоров и Игорь Крутоголов поют стихи Пушкина

Все 15 стихотворных текстов поэта комментирует пушкинист Алина Бодрова

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фотография дня

Всадники без головыРеклама дня


Ленгиз: книги по всем отраслям знанийЭтноним дня

Белорус, белоруска

Архив

Примечания

  1. Нижегородский Государственный Областной Архив, ф. 1411, оп. 822, ед. хр. 282, л. 23
  2. Цявловский М. А. Летописи Государственного литературного музея. — Москва: Журнально-газетное объединение, 1936. — Т. 1. — С. 255. — 618 с.
  3. ↑ .

  4. Орлов С. А. Болдинская осень. — Горький: Горьковское книжное издательство, 1962. — С. 6. — 72 с.
  5. Нижегородский Государственный Областной Архив, ф. 570, оп. 555, ед. хр. 51, л. 1
  6. Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1888 год. — Нижний Новгород. — ISBN 1888_25000302.
  7. Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904 год. — Нижний Новгород. — ISBN 1904_25000903.
  8. Нижегородский Государственный Областной Архив, ф. 1411, оп. 822, ед. хр. 282, л. 22
  9.  (недоступная ссылка)
  10.  (недоступная ссылка)

Дуэли[ред.]

Россия до конца XVII века ничего подобного не знала. Дуэли вошли в российскую действительность в петровские времена. В «Артикуле воинском» Петра I появилась глава «Патент о поединках и начинании ссор». Русский император запретил дуэли: распоряжаться жизнью подданных и судить их мог только царь.

Петровские указы не были отменены ни во времена Александра I ни при Николае I, но никогда не исполнялись. Дуэлянта приговаривали к смерти, а потом казнь заменяли разжалованием в солдаты и ссылкой — чаще всего на Кавказ, «под пули горцев». Впрочем, в глазах общества человек с такой историей выглядел героем, и барышни влюблялись в молодых страдальцев, у которых, по словам лермонтовского Печорина, «под толстой шинелью бьётся сердце страстное и благородное».

Дуэль — это не драка и не убийство. Поединок чести был основан на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса. Поведение человека во время дуэли, как и на поле сражения, создавало ему репутацию храбреца или труса.

В разное время отношение к дуэли менялось. Поединок — это протест против задавленного положения человеческой личности, доказательство, что есть ценности, которые дороже самой жизни и неподвластны государству, — честь, человеческое достоинство.

Осень

Усадьба Пушкиных в Большом Болдине

В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обычно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.

Планы Пушкина нарушила прокатившаяся по России эпидемия холеры — из-за карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве.

Отражением его тревог стали появившиеся вскоре после приезда «Бесы» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Вскоре, однако, письмо невесты вернуло ему утраченное душевное равновесие. Своему другу и издателю Плетнёву Пушкин сообщил, что в своём «премиленьком письме» она «обещает выйти за меня и без приданого» и зовёт его в Москву. Дела по Кистенёву были доверены писарю Петру Кирееву, и поэт, уверенный, что Гончаровы покинули холерную Москву, уже известил друга, что появится там не ранее, чем через месяц.

13 сентября Пушкин написал назидательную «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Осень 1830 года стала для Пушкина временем подведения итогов. Уже в своём послании родителям с извещением о помолвке (6—11 апреля 1830) он писал, что начинается новый период; о том же он говорит Плетнёву уже из Болдина: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!» (XIV, 113, 29 сентября 1830). Перемены в личной жизни совпали с началом нового этапа литературной деятельности. Заключительную главу «Евгения Онегина» поэт открывает ретроспективной картиной своего творчества, символически представив его развитие через «смену обликов Музы», а направление своей литературной эволюции, по словам Благого, как «движение через романтизм к реализму, от „поэзии“ к „прозе“».

В первых числах октября Пушкин попытался уехать из Болдина, но ему не удалось преодолеть карантинные оцепления. 5 декабря 1830 года Пушкин вернулся с третьей попытки в ещё окружённую холерными карантинами Москву. 9 декабря Пушкин писал Плетнёву:

Быт как явление культуры[ред.]

Существуют мелочи быта, без которых многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого. Это история культуры — а в ней нет мелочей. Почему Татьяна Ларина, написавшая Онегину письмо, рискует своей честью? Почему Онегин, не желая на дуэли убивать Ленского, выстрелил первым?…

Если высшее проявление культуры — искусство, то «культура быта» — её фундамент. Человек начинает обучаться искусству поведения в обществе с детства, как родному языку, и обычно не отдаёт себе отчёта в том, каким огромным количеством навыков — «слов» этого культурного языка — он овладевает. Это естественный путь развития. Но есть случаи, когда человек должен вести себя особенным образом: например, в церкви, на дипломатическом приёме или во дворце. Это ритуальное поведение, и правилам такого поведения человек учится как иностранному языку — нарушать «грамматику» этого поведения нельзя, даже опасно.

В истории бывают времена, когда резко меняется весь строй жизни общества, и тогда даже бытовому поведению приходится учиться как ритуальному. В России такой крутой поворот связан с именем ПетраI. В своём стремлении повернуть страну лицом к Европе царь-преобразователь железной рукой вводил чужеземные обычаи. Потом Павел I запретил носить круглые шляпы — эти моды шли из Франции, казнившей своего короля, и в России воспринимались как революционные. А Николай I преследовал эспаньолки как недопустимое проявление вольнодумства.

В XVIII веке все понимали язык тафтяных мушек на лице. С их помощью великосветские кокетки могли объясниться в любви или проявить свою суровость. А «язык цветов» переписывали в альбомы ещё в конце XIX века… Все эти особенности быта, отделённого от нас двумя столетиями, — чужой язык, он требует расшифровки.

Творчество Пушкина Петербург 1831-1833 (часть 2)

Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Здравствуйте, друзья.

Твитер

Фейсбук

Вконтакте http://vk.comandrey_luda

Петербург 1831—1833

По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский и А. И. Тургенев. 22 сентября 1831 года в своём дневнике Вяземский писал:

Пушкин в стихах своих: Клеветникам России кажет им шиш из кармана. Он знает, что они не прочтут стихов его, следовательно, и отвечать не будут на вопросы, на которые отвечать было бы очень легко даже самому Пушкину. И что опять за святотатство сочетать Бородино с Варшавою? Россия вопиет против этого беззакония.

Чаадаев же направил после публикации стихов их автору восторженное письмо, его позицию разделяли и ссыльные декабристы. Вместе с тем Ф. В. Булгарин, связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям.

С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831) г. успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и, верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным), а в 1833 г. предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик, переименованной после крестьянского восстания в Урал.

7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.

Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».

Продолжение в следующем выпуске…

Твитер

Фейсбук

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены — сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2013 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.

Трещат крещенские морозы…[ред.]

Замечательный русский художник Добужинскй вспоминал рождественскую ёлку в родном доме. Многие ёлочные украшения они с отцом заранее делали сами: золотили и серебрили грецкие орехи, вырезали из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные бумажные цепи. Некоторые бонбоньерки и украшения сохранялись на следующий год. Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники подвешивали на нитках. Сама ёлка всегда была до потолка и надолго наполняли квартиру хвойным запахом.

Обычай украшать ёлку пришёл к нам из древности. Под ёлку клали подарки для каждого члена семьи, а во время рождественского ужина должна была гореть свеча. И ужин, и подарки — всё это должно было обеспечить семье благополучный год и сытую жизнь.

С наступлением Рождества кончался пост и начиналось весёлое время Святок — переодевания, маскарады, святочные гадания. Время от Рождества до Крещения было насыщено значительными событиями. Через неделю после Рождества наступал Новый год — по старому стилю. Пётр I издал указ, в котором велено было следующий день после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 года. Всем москвичам предписывалось отметить это событие особенно торжественно. Россия вступила в новое столетие вместе с Европой — начинался XVIII век.

Вечер накануне Крещения Господня — Сочельник. В этот вечер девушки гадали о своей судьбе. Праздник Богоявления или Крещения отмечали в России очень торжественно. Крещением оканчивался цикл рождественских праздников. Их завершала Масленица. Весёлым обрядом проводов зимы было сжигание чучела Масленицы. Наступала весна — сорок дней Великого поста. Последние дни Страстной недели отличались пасхами и куличами.

Литература

Пушкин. После Болдинской осени


В ноябре 1830 года Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, 18 февраля 1831 года состоялось венчание его с Наталией Гончаровой. Вскоре вместе с женой он переехал в Петербург.

В этот период Пушкин озабочен не только семейными делами. Он с тревогой следит за политическими событиями в мире. К этому времени его политические воззрения сложились, хотя подвергались изменениям и уточнениям. С точки зрения Пушкина, человеческое общество — результат непрерывного и закономерного исторического развития. Вследствие этого свобода несовместима с революцией.

Он писал Вяземскому в 1826 году: «Бунт и революция мне никогда не нравились». С декабристами он демонстрирует дружескую, а не политическую солидарность. В 1830-е годы поэт — убежденный консерватор, монархист, великодержавный патриот, совмещающий эти идеи с просвещенным европеизмом, с необходимостью европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев населения.

В области внешней политики эти идеи сводились к принципу невмешательства в дела других государств, так как историческое развитие народа есть внутренний процесс и подчинено внутренним законам. Это равно касается России и западных стран. Когда в 1830 году Николай I готов был послать войска в Европу, чтобы подавить революцию во Франции и навести порядок в Бельгии и Голландии, Пушкин резко осудил это намерение. Точно так же поэт возмутился попыткой Франции вмешаться в русско-польский конфликт 1831 года:

Оставьте этот спор славян между собою. Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою. Вопрос, которого не разрешите вы.

Он расценил французскую угрозу как желание взять реванш за 1812 год.

Этот круг идей и настроений выразился в цикле политических стихотворений 1831 года «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».

Одобрение Николаем I стихотворения «Клеветникам России» (в отличие от царя и Чаадаева послание неприязненно встретили Вяземский и А. Тургенев) породило у Пушкина кратковременную надежду на возможность повлиять на правительство с помощью газеты и соединить мощь власти с неподкупностью честной журналистики. Однако эти надежды не сбылись, потому что правительство перешло к репрессиям, полагая, что общественные противоречия и недуги обсуждать опасно. Спокойнее прикрыть органы печати.

В 1830-е годы поэт полон поэтических замыслов и свершений. В 1832 году он начал писать роман «Дубровский», а в 1833-м — повесть «Пиковая дама». В 1833 году он приступает к работе над «Капитанской дочкой» и собирает материал для «Истории Пугачева».

В творчестве Пушкина 1830-х годов историческая тема заняла особое место. К работе над историческими темами он подходил как художник и как ученый-историк, внимательно изучая исторические источники, делая выписки из архивных документов, посещая места, связанные с тем или иным историческим событием. Чтобы подробнее ознакомиться с краем, где вспыхнуло восстание Пугачева, Пушкин в 1833 году отправился в путешествие по России. Он посетил Казань и Оренбург, где еще были живы воспоминания о Пугачеве. В эти годы Пушкин приблизился к осуществлению давно задуманной идеи — написать историю Петра Великого.

Пушкин видел, что дела его ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Прибавилось новое серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены.

Пушкин много писал. Особенно плодотворно было новое уединение в Болдине осенью 1833 года.

Пушкин закончил в Болдине «Историю Пугачева», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник». Правда, от публикации поэмы пришлось отказаться: представленная царю в 1833 году для просмотра, она была возвращена с многочисленными возражениями, касавшимися ее идейного содержания.

Пушкина постоянно интересовала личность Петра I, великого преобразователя России. Он понимал, что Петровская эпоха — поворотный момент в истории его родины. Как могучий художник, он всегда тяготел к изображению переломных эпох или исторических и социальных катастроф.

Болдинские сочинения

Повести Белкина

Основная статья: Повести Белкина

Рукопись повести «Гробовщик». Сентябрь 1830

«Повести Белкина» — первое из сохранившихся завершённых произведений пушкинской прозы. Уже в 1821 году Пушкин определил закон повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Становление Пушкина как мастера прозы началось «Арапом Петра Великого» (1827). «Повести Белкина» завершили этот этап и определили дальнейшее направление творчества Пушкина: в последующие годы он обращался преимущественно к прозе.

Время окончания работы над каждой из повестей Пушкин отметил в автографах: 9 сентября был завершён «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», 20 октября — «Метель». Книга вышла в свет в октябре 1831 года под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» и не имела успеха ни у читателей, ни у критиков. Так, Н. Полевой назвал повести «фарсами, затянутыми в корсет простоты без всякого милосердия». В разговоре с одним из своих знакомых Пушкин, отвечая на вопрос «Кто этот Белкин?», сказал: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Маленькие трагедии

Основная статья: Маленькие трагедии

Рукой Пушкина в ноябре 1830 года написан список драматических произведений, созданных в Болдино, к которым он добавил «Домик в Коломне» («повесть, писанная октавами»; окончена 9 октября):

Критические статьи

Положение, сложившееся в российском литературном мире к началу 1830-х годов, изоляция, в которой оказались сотрудники «Литературной газеты» и, особенно, обострившиеся отношения с Булгариным — всё это заставило Пушкина впервые обратиться к литературной полемике и подвергнуть переоценке все свои важные произведения («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Полтава»). 2 октября, после неудачной попытки вырваться в Москву, он начинает свои заметки: «Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения». В распоряжении Пушкина не было ни газет, ни журналов, однако, он, по-видимому, помнил все полученные им значимые критические отзывы. Пушкин писал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.


С этим читают