Морской порт тамань — распоряжения капитана порта

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРТА В ТАМАНИ ЗАМОРОЖЕНО

«РЕПОРТЕР» (Самара)


<18 марта 2005>

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОРТА В ТАМАНИ ЗАМОРОЖЕНО

Губернатор Краснодарского края не доверяет

основному инвестору проекта — «Тольяттиазоту»

Ирина КУДРЯШОВА

15 марта прошло совещание, посвященное строительству нового морского порта в районе мыса Железный Рог на Тамани. В ходе него губернатор Краснодарского края высказал серьезные претензии к деятельности основного инвестора этого проекта — ОАО «Тольяттиазот» – и объявил о том, что власти края намерены передать материалы о деятельности тольяттинского холдинга в Тамани в прокуратуру.

Проект строительства морского порта по перевалке зерна, сжиженных углеводородов, аммиака, нефти и нефтепродуктов на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог был разработан в 2001 году. Проектная мощность порта к 2015 году должна составить 30 млн тонн грузов в год, таким образом, он может стать третьим по величине в России. Планируется, что общий объем инвестиций в проект составит 1 млрд евро. Крупнейшими инвесторами строительства являются ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО «Таманьнефте-газ», которые планируют вложить в проект по $300 млн.

По словам губернатора края Александра Ткачева, главной причиной разногласий между краевыми властями и ОАО «Тольяттиазот» являются предписания различных надзирающих структур, вернее, полное их игнорирование тольяттинской корпорацией. Так, в ходе строительства перевалочного комплекса был установлен ряд серьезных нарушений законодательства, среди них — отсутствие экологической экспертизы, пользование недрами без лицензии, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. В результате строительство на этом участке порта было запрещено. Невзирая на это, «Тольяттиазот» продолжил работу.

Помимо этого, на площадке «ТоАЗа» строятся объекты, не предусмотренные генеральной схемой развития порта. В частности, в акватории порта возводятся гидротехнические сооружения без обследования территории на наличие взрывоопасных предметов.

Как сообщил губернатор края, власти намерены обратиться в прокуратуру Краснодарского края и передать материалы с указанием всех имеющихся нарушений. В процессе ожидания судебных решений в отношении «Тольяттиазота» реализация проекта будет приостановлена. «В истории России это беспрецедентное решение, когда власти региона останавливают реализацию очень экономически значимого для края проекта, — заявил Александр Ткачев. — Но безопасность людей важнее».

Президент корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай, который также присутствовал на заседании, оставил выступление губернатора без комментариев. Между тем эксперты считают, что на самом деле конфликт между властями края и «ТоАЗом» — лишь обратная сторона медали разногласий между двумя крупнейшими инвесторами проекта, «Тольяттиазотом» и «Таманьнефтегазом». Есть информация, что тольяттинская корпорация построила причал без согласования с другими участниками проекта, и пострадал от этого, прежде всего, «Таманьнефтегаз». Эта компания ведет строительство на соседнем участке побережья, и в результате «самодеятельности» «ТоАЗа» для нее выход в акваторию порта оказался закрыт. Власти Краснодарского края приняли сторону местной компании, и во избежание новых «творческих порывов» «ТоАЗа» было принято решение отстранить корпорацию от проекта.

Строящийся перегрузочный комплекс ОАО «Тольяттиазот»

Морская часть перегрузочного комплекса аммиака состоит из одностороннего причала длиной 285 м. У причала предусматривается обработка судов-химовозов дедвейтом от 3 до 50 тыс.т.


На причале предусматривается два грузовых стендера, один из которых является резервным. Для подачи аммиака с береговой базы на причалы предусматриваются два трубопровода.

Морская часть перегрузочного комплекса для метанола состоит из причала длиной 285 м (общий причал для аммиака и метанола). У причала предусматривается обработка судовхимовозов дедвейтом от 3 до 50 тыс.т.

На причале предусматривается три грузовых стендера (2 рабочих и 1 резервный) Для подачи метанола с береговой базы на причал предусматривается трубопровод.

Морская часть перегрузочного комплекса зерновых грузов состоит из одного причала длиной 270 м. У причала предусматривается обработка судов дедвейтом до 50 тыс.т.

На причале предусматривается установка одной судопогрузочной машины портального типа с технической производительностью до 1200 т/час. Подача зерновых грузов с берегового склада на причал осуществляется по конвейерной транспортной системе с аналогичной технической производительностью.

Морская часть перегрузочного комплекса сухих минеральных удобрений состоит из одного причала длиной 270 м. У причала предусматривается обработка судов дедвейтом от 12 до 50 тыс.т.

На причале предусматривается установка двух судопогрузочных машин портального типа с технической производительностью 1000 т/час. Подача минеральных удобрений с береговых складов на причал осуществляется по конвейерной транспортной системе, состоящей из двух линий ленточных конвейеров с технической производительностью по 1000 т/час.

Комплекс по перевалке контейнерных и генеральных грузов состоит из 11 причалов различной длины и глубины, 7 из которых расположены на искусственном острове с подходной эстакадой под автомобильную и железную дороги.

Современность Таманского морского порта

Сегодня тут ведется строительство последних двух центров и реконструкция старых подъездных ЖД-путей от станции Портовой – все для увеличения скорости движения грузовых составов. Стоит добавить, что доки с горючими веществами вынесены отдельным подразделением, а с 2017 г. некоторые его составляющие стали выкупать инвесторы из зарубежья.

«Изюминка» логистического подразделения в том, что он – единственный в РФ по перевалке аммиака. Газообразное вещество доставляет сюда транспорт ОАО «Тольяттиазот» (оно же стало одним из крупнейших инвесторов проекта основания). Два миллиона тонн «слезоточивого» NH3 будут проходить через терминал каждый год. Нефть же будет переваливаться со скоростью 600 тыс. тонн в месяц, разгружая Туапсе.

На что еще следует обратить внимание, посетив данную приморскую локацию? К 2020 г. территорию хутора совхоза Южный будет отделять от секций порта всего километр, дальнейшее строительство захватит новые гектары территории, в чем несложно убедиться

Что касается водной акватории, то мостовые транспортные сооружения соединяться с железнодорожными и автомобильными трассами на косах Тузла и Чушка.


Рядом с искомым местом появятся целых пять транспортных развязок и, возможно, 8 заводов! Предприниматели из Казахстана хотят вложить миллиарды в проект развития окрестностей Железного рога. Возможно, крохотное сельско-курортное местечко Волна превратиться в новый Новороссийск.

Что интересного рядом?

Остается добавить, что на территории селения, возле морского порта, можно проживать в отеле «Уют Тамани» и на базах отдыха («Огонек» и «Волна»). Есть тут и песчаные кромки для безопасного купания, несколько кафе. Из ближайших исторических достопримечательностей:

  • музейный комплекс станицы Тамань (четыре объекта),
  • этнографический центр «Атамань»,
  • винный дегустационный зал станицы,
  • множество памятников,
  • лотосы на Ахтанизовском лимане,
  • раскопки полиса Гермонасса,
  • лечебные водоросли в заливе поселка Сенной,
  • крокодиловая ферма на шумном курорте Голубицкая,
  • грязевой вулкан.

Экстремалы могут найти много серфинг-центров за указанным мысом, ближе к Веселовке, где устроены неплохие турбазы. Там же детям доступны аттракционы, а взрослым – экстремальные водные развлечения. Рыбакам реально проехать 16 км до «КЛЕВого» места – лимана Кизилташ. Здесь водятся 40 разновидностей рыб, заплывает даже морское чудо – кефаль.

Кредиторская задолженность

Наименование показателя:

2008

Кредиторская задолженность, тыс. руб.:

632

в том числе просроченная, тыс. руб.:

Структура кредиторской задолженности эмитента с указанием срока исполнения обязательств на 31.12.2008 г.:

Наименование обязательств:

Срок наступления платежа:

до одного года:

свыше одного года:

1

2

3

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, тыс. руб.:

432

в том числе просроченная, тыс. руб.:  

х

Кредиторская задолженность перед персоналом организации, тыс. руб.:

15

в том числе просроченная, тыс. руб.:

х

Кредиторская задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, тыс. руб.:

7

в том числе просроченная, тыс. руб.:

х

Кредиты, тыс. руб.:

в том числе просроченные, тыс. руб.:

х

Займы, тыс. руб.:

31

в том числе просроченные, тыс. руб.:

х

в том числе облигационные займы, тыс. руб.:

в том числе просроченные облигационные займы, тыс. руб.:

х

Прочая кредиторская задолженность, тыс. руб.:

147

в том числе просроченная, тыс. руб.:

х

Итого, тыс. руб.:

632

в том числе итого просроченная, тыс. руб.:

х

Сведения о размере дебиторской задолженности

Наименование показателя:

2008

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

1 996

в том числе просроченная, тыс. руб.

Структура дебиторской задолженности эмитента с указанием срока исполнения обязательств на 31.12.2008 г.:

Наименование обязательств:

Срок наступления платежа:

до одного года:

свыше одного года:

1

2

3

Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, тыс. руб.

15

в том числе просроченная, тыс. руб.

х

Дебиторская задолженность по векселям к получению, тыс. руб.

в том числе просроченная, тыс. руб.

х

Дебиторская задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, тыс. руб.

в том числе просроченная, тыс. руб.

х

Дебиторская задолженность по авансам выданным, тыс. руб.

780

в том числе просроченная, тыс. руб.

х

Прочая дебиторская задолженность, тыс. руб.

1 201

в том числе просроченная, тыс. руб.

х

Итого, тыс. руб.

1 996

в том числе итого просроченная, тыс. руб.

х

Результаты финансово — хозяйственной деятельности эмитента:

Прибыль и убытки

Наименование показателя:

2008

Выручка, тыс. руб.

488

Валовая прибыль, тыс. руб.

488

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс. руб.

164

Рентабельность собственного капитала, %

0,55

Рентабельность активов, %

0,49

Коэффициент чистой прибыльности, %

33,61

Рентабельность продукции (продаж), %

45,08

Оборачиваемость капитала

0,015

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс.руб.:

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса:

Ликвидность эмитента

Наименование показателя:

2008

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

25 834

Индекс постоянного актива

0,15

Коэффициент текущей ликвидности

45,58

Коэффициент быстрой ликвидности

28,48

Коэффициент автономии собственных средств

0,91

От Тамани пока не отказались

Таким образом, похоже, найден компромисс между двумя проектами: строительством перехода через Керченский пролив в Крым, развитием крымских портов и строительством порта Тамань в Краснодарском крае. В мае Дмитрий Медведев заявил, что правительство после присоединения Крыма отказалось от идеи строительства порта Тамань, а также отложило на неопределенный срок строительство моста через реку Лену

Инициатива об этом исходила от помощника президента РФ Андрея Белоусова, который выразил мнение, что альтернативой строительства порта Тамань может стать расширение Новороссийского порта, и обратил внимание на то, что вне зависимости от выбора — дополнительное расширение Новороссийского порта или строительство каких-то мощностей в Тамани – «этот вопрос в любом случае будет отодвинут вправо»

Не был сторонником продолжения строительства Тамани и министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

«Что касается порта Тамань, то в связи с тем, что возникает другая конфигурация по портам — у нас в Крыму пять глубоководных портов», — говорил Алексей Улюкаев. Он пояснил, что в случае отказа от двух этих проектов удастся сэкономить около 112 млрд рублей. Но это не означает, что их направят на строительство инфраструктуры в Крыму и Севастополе, это будет «резерв».

«У нас есть резерв в 243 млрд рублей. И плюс эти средства, которые просто составляют резерв, он может быть направлен как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов», — уточнил министр экономического развития.

Однако у экспертов необходимость развития крымских портов именно сейчас вызывает сомнение. Это, конечно, дешевле, чем строить глубоководных порт в Тамани, но проблема в том, что сейчас заходы в порты Крыма запрещены Еврокомиссией, а единственная железная дорога от крымских портов ведет на Украину, которая обрывает с Крымом экономические связи.

«Транспортная доступность Крыма является узким местом для развития местных портов, — отмечает аналитик БКС Игорь Краевский. – Даже наличие железнодорожного моста через Керченский пролив не сможет стать альтернативой Тамани. К тому же для нормальной работы портов Феодосии и Евпатории попросту не хватит грузовой базы».

При этом на паромной переправе между Керчью и Портом Кавказ работают два парома («Анненков» и «Петровск») вместимостью всего по 25 грузовых вагонов каждый, совершающие по четыре круговых рейса в сутки. Эти паромы способны перевозить до 3–4 млн тонн в год, что едва покрывает четверть грузооборота пяти крымских портов. При отсутствии нормального железнодорожного сообщения порты полуострова в I квартале снизили грузооборот на 28,1% (до 2,1 млн тонн).

«Судя по всему компромисс действительно найден, поскольку для обоих проектов нужна общая железнодорожная инфраструктура, — пояснил «Эксперт Online» заместитель директора Института проблем транспорта РАН Игорь Малыгин. – Ранее вообще планировалось, что порт в Тамани будут строить за счет инвесторов, потом решили создавать его на условиях государственно-частного партнерства. Нынешнее постановление предполагает, что РЖД будет тоже софинансировать эти работы».


В сентябре стало известно, что проекты моста через Лену в Якутии и сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае все-таки сохранены в Транспортной стратегии России до 2030 года. Новая редакция документа утверждена правительством 11 июня 2014 года. В стратегии, утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым, проект сухогрузного района порта Тамань сохранен в документе в неизменном виде: его стоимость — 228 млрд рублей, сроки реализации — 2011-2020 годы. Государство выделяет на строительство объектов нового района порта Тамань 76 млрд руб. Стоимость строительства объектов частных инвесторов составляет 152 млрд руб.

«На сегодня нет решения не строить порт Тамань, — пояснил «Эксперт Online» главный инженер проекта строительства порта Тамань ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» Михаил Тараскин. – Но также нет понимания, когда продолжат его строить. По проекту в этом году уже должны были начать дноуглубительные работы, к которым так и не приступили».

Примечания

  1. . www.oilcapital.ru. Дата обращения 23 июля 2016.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2008.
  3. ↑ . kerch-most.ru. Дата обращения 23 июля 2016.
  4. ↑  (недоступная ссылка). yugtimes.com. Дата обращения 23 июля 2016.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 октября 2008.
  6. . Интерфакс (7 октября 2015). Дата обращения 4 марта 2016.
  7. . kubantv.ru. Дата обращения 23 июля 2016.
  8. . www.apk-inform.com. Дата обращения 30 июля 2017.
  9. .
  10. . taman-seaport.ru. Дата обращения 30 июля 2017.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июля 2016.
  12. . РИА Новости (14 января 2014). Дата обращения 20 июля 2014.
  13. . morport.com (20 января 2015). Дата обращения 14 мая 2015.
  14. ↑ . gudok.ru (19 января 2016). Дата обращения 4 марта 2016.
  15. . PortNews (13 января 2017). Дата обращения 11 февраля 2017.
  16. . Коммерсантъ Деньги (14 декабря 2015). Дата обращения 4 марта 2016.

Дорога для всех одна

Сейчас проект строительства железнодорожной инфраструктуры для Тамани пополнился веткой до Керченского пролива, где будут строить транспортный переход через пролив в Крым. В этом, собственно, и состоит суть компромисса. В постановлении правительства указано, что оно издается «в целях строительства транспортного перехода через Керченский пролив железнодорожный подход к этому переходу будет построен в соответствии с проектом «Создание сухогрузного района морского порта Тамань»». Однако в проект создания порта не включено строительство непосредственно подходов, соединяющих запроектированные объекты железнодорожной инфраструктуры с транспортным переходом через Керченский пролив. Проектирование и строительство этих подходов будут проводиться на основании отдельного решения правительства после внесения соответствующих изменений в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

«Это потому, что пока нет ясности в том, стоит ли строить через Керченский пролив мост или тоннель, — говорит Игорь Малыгин. – Мост опасен, поскольку там ветер такой силы, что может сдувать машины. Тоннель дороже, но надежнее. Однако пока нет ясности, где будут выходы из него, поэтому подводку решили пока отложить».

Функции государственного заказчика по строительству порта Тамань были возложены на ФКУ «Ространсмодернизация». Именно оно и определило ОАО «РЖД» единственным исполнителем работ по строительству указанной железнодорожной инфраструктуры.

«Для организации подходов к портам Юга России, в том числе на Таманском полуострове, необходимо завершить реконструкцию участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская со строительством обхода Краснодарского железнодорожного узла, — пояснили «Эксперт Online» в пресс-службе ОАО «РЖД». — Этот проект должен быть реализован с привлечением средств федерального бюджета и за счет инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая осуществляется с 2007 года за счет собственных средств ОАО «РЖД». К настоящему моменту введено в эксплуатацию более 300 км вторых путей (всего предусмотрено сооружение 642 км дополнительных главных путей)».

Сметная стоимость инвестиционного проекта РЖД составляет 128,3 млрд рублей в прогнозных ценах. В нем предусмотрено строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), реконструкция существующего пути, удлинение приемоотправочных путей на станциях, реконструкция контактной сети, новая линия – обход Краснодарского узла (71 км), строительство и реконструкция тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры.

По состоянию на январь 2014 года с начала строительства затраты составили 40 млрд рублей, введено в эксплуатацию 280,21 км второго главного пути (43,65%). На 2014 год объем капитальных вложений в проект составил 3,9 млрд рублей.

«Для транспортного обеспечения порта Тамань также ведется развитие линии Разъезд 9 км – Юровский – Анапа – Темрюк – Кавказ. К началу текущего года введено около 50 км вторых путей из 113 км (44%), — пояснил представитель РЖД. — В качестве основного варианта перехода через Керченский пролив рассматривается переход в Тузлинском створе, для него могут быть использованы объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, планируемые в рамках развития порта Тамань. Поэтому с привлечением средств федерального бюджета предполагается построить 40 км двухпутной электрифицированной железной дороги (от станции Вышестеблиевская) и четырехполосной автомобильной дороги первой категории, выходящей к Керченскому проливу (они будут являться подходами к порту Тамань и одновременно подходами к переправе)».

«Мне непонятно только, почему пока сам порт не соединен с железнодорожной станцией, — говорит Алексей Безбородов, генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс». – Зерно, например, поступает из порта на станцию самотеком по трубам. Казалось бы, в первую очередь следует построить подход к порту».

Судя по всему, его пока не делают именно потому, что до сих пор нет твердой уверенности в том, когда будет продолжено строительство Тамани.

Терминалы и сооружения порта

Согласно генплану и концепции порта, он имеет следующие терминалы и сооружения (сохранена нумерация объектов строительства по генплану):

  1. Контейнерный перегрузочный комплекс № 1 и № 2 — 2 млн т/год
  2. Комплекс по перегрузке угля № 1 и Комплекс по перегрузке угля № 2
  3. Терминал минеральных удобрений № 1 и № 2 — 3 млн т/год
  4. Паромный комплекс с грузооборотом до 2 млн т/год
  5. Комплекс по перегрузке леса — 3 млн т/год;
  6. Комплекс нефти и нефтепродуктов — 5 млн т/год с увеличением в ходе достройки до 102 млн т/год;
  7. Комплекс сжиженного природного газа — 3 млн т/год
  8. Терминал железной руды и железорудного концентрата, комплекс перевалки стали — 2 млн т/год с увеличением до 15 млн т/год;
  9. Терминал серы
  10. Комплекс для перевалки зерна — 7 млн т/год (с рыночным запросом на перевалку 16 млн т/год)

Терминалы, связанные с перевалкой горючих грузов из нефти и сжиженного газа, вынесены отдельным комплексом, включая отдельные стоянки танкеров и газовозов.


С этим читают