Музыка в цирке в. м. савина

Мало похлопали – виноват дирижер

Просторный светлый кабинет с ударной установкой и аккуратно сложенными в футляры инструментами – здесь артисты оркестра готовятся к своим выступлениям, надевают парадно-выходные бабочки под строгие костюмы, репетируют и много шутят. За десятки лет цирковой дружбы оркестранты превратились буквально в родственников, поэтому на колкие замечания реагируют исключительно шутками.


С 1990 года руководит сугубо мужским коллективом дирижер Валерий Пресняков. В цирке он с момента открытия нового здания: сначала играл в оркестре на саксофоне, а затем стал руководителем.

«Оркестр в цирке – это не оркестр в театре или в опере. Если там композиция играется от начала до конца, то здесь может случиться всё что угодно. В основном сюрпризы происходят в номерах с участием животных», – говорит Валерий Пресняков. Он вспоминает случай, когда служащий, уводя с арены медведя, случайно запнулся о ковер, и животное на него напало. И оркестру в тот момент нужно было сразу среагировать – убрать музыку, потихоньку сводя ее на нет, чтобы еще больше не раздражать животное.

«Бывает, животные могут сцепиться друг с другом, и не только крупные хищники: шалят и обезьяны, и собачки… Я уже интуитивно чувствую, когда нужно срочно сделать тишину

Во время представления я не смотрю на музыкантов – всё внимание идет в манеж», – делится особенностями своей работы Валерий Юрьевич. Он не отводит глаз и от артистов: например, сделал клоун комплимент, щелкнул пальчиками, а дирижер должен среагировать и снять музыку

Иначе артисты могут закатить скандал.

«Бывало такое, что приходилось прятаться по гримеркам от разъяренных артистов: им мало похлопали, музыку вовремя не сняли, а виноват в этом дирижер», – вспоминает былые времена Валерий Пресняков.

Стираем границы

— Ваш коллектив состоит из ваших же студентов. Талантов сразу видите?

— Иногда талантливому человеку достаточно улыбнуться и сказать несколько слов, чтобы все вокруг поняли, что он особенный. Студенты бывают способные, а бывают одарённые. И всем им нужно помогать развиваться независимо от состояния кошелька родителей. Пусть у парня гитара за три копейки, но как она в его руках звучит!


— Вы часто выступаете с концертами в ресторанах. Ресторанная музыка — тоже искусство? Публика ведь на кого попало не пойдёт.

— На нас ходят. В омском джаз-кафе мы выступаем уже пять лет. Играем разную музыку. Днём в цирке — синтез русских мотивов и хорошего современного джаза и рока. Вечером в ресторанах нужно уметь сыграть музыку от Елены Ваенги до Леди Гаги. И это удивительное ощущение, когда за один вечер в ресторане стираются границы между менеджерами среднего звена, юристами и врачами. И самое приятное, что мы имеем к этому непосредственное отношение.

У львов и тигров свои предпочтения

Цирковой оркестр ивановские зрители знают и любят: некоторые после представлений оставляют восторженные отзывы не от увиденного, а именно от услышанного: «Оркестр сегодня играл непревзойденно!», «Ах, как хороши были сегодня музыканты!». Но наши герои звездную болезнь за много лет не подхватили, они готовы играть и по ходу представления, и в его перерывах, ради удовольствия.

«Раньше у нас было по 4550 спектаклей в месяц, и было очень непросто играть одно и то же: музыка надоедала. Но чтото менять и импровизировать разрешал не каждый постановщик программы. Ведь если, допустим, львы или тигры привыкли к одной музыке, то заиграй мы другую, может произойти сбой, для животных это стресс. Те же гимнасты двигаются и танцуют под определенную музыку. То есть мы выступаем и в какой-то степени «кукловодами». Но сейчас всё больше программ делается под фонограмму и наша работа с руководящей перетекла в развлекательное русло: мы играем композиции до представления, в антракте и по завершении программы», – рассказывает Валерий Пресняков. К тому же спектаклей стало вдвое меньше, так что устать от однообразной музыки оркестр просто не успевает. По мнению музыкантов, сами мелодии раньше были проще, сейчас фонограммы напичканы «электроникой» и переложить их для оркестра сложно. «Но всё равно приезжающие артисты любят, чтобы в цирке был свой оркестр. Особенно цирковые деятели старой закалки. Они беспокоятся, чтобы всё было качественно, и предъявляют самые серьезные требования», – говорит Валерий Юрьевич.

К звёздам — под «фанеру»

— Сергей, с таким внушительным стажем работы в цирковом оркестре напрашивается вопрос: цирк влюбляет в себя сразу и на всю жизнь?

— Во всяком случае цепляет он сразу. В 1979 году в цирковой оркестр понадобился музыкант. Я пришёл сюда и понял, что играю ту музыку, которая мне нравится. С тем коллективом, с которым комфортно работать. Самое главное ведь — твоё внутреннее состояние. А моей первой программой стал цирк Игоря Кио. Высший уровень — музыка, режиссура, трюки. Нужно было этому уровню соответствовать. Что касается «на всю жизнь», то время летит очень быстро. На моих глазах выросло уже второе поколение артистов. Недавно вот приезжали дрессировщики Багдасаровы из Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Так я их ещё маленькими помню. А сейчас они — взрослые люди со своим шоу.

— За эти десятилетия цирковое искусство сильно изменилось?

— Основное отличие в том, что мало кто из артистов хочет делать сложные трюки. Без страховки тем более на манеж не пойдут, да и по технике безопасности не положено. А я помню одного канатоходца, который после бурного отмечания Нового года на представление поехал… Хорошо, что упал удачно и не переломал себе все кости. Цирк сейчас — это шоу с яркими костюмами, музыкой, лазерами. Все номера смотрятся на одном дыхании. В номер столько сил вкладывают! Современный цирк больше ориентируется на образы. Ведь одно дело исполнить трюк, а другое — его продать. Это же не урок физкультуры. Поэтому на манеже всё должно быть живым и настоящим — и шоу, и музыка. И Елена Филипповна (Агафонова, директор омского цирка. — Ред.) за живое искусство.


— А если артисты отказываются от услуг оркестра? 

— Как говорят цирковые артисты, 50% их успеха зависит от нашей музыки. Оркестр создаёт настроение. Фонограмм в России сейчас действительно много, в отличие от Запада. Там люди идут смотреть на супершоу и знают, что по-другому не бывает. Фонограмма может добавлять в программу яркие краски. Например, я работал в Японии, и там в одном номере воздушные гимнасты изображали полёт к звёздам. Вот тут уже понадобился звук старта космического корабля. Как это живой музыкой передать?

10.09 Концерт Shin Jiho (Южная Корея)

Виртуозности и универсальности Шина Джихо на корейской сцене нет равных. По-настоящему влюбить в себя аудиторию вундеркинд смог благодаря глубоким, искренним, эмоциональным произведениям для фортепиано и струнных. Он впечатляет невероятным уровнем экспрессии и уникальным талантом даже из камерных выступлений делать настоящее шоу. Главный романтик и звезда корейской инструментальной музыки исполнит свои лучшие произведения и впервые представит дебютный альбом «The Momentist» в сопровождении струнных.

Метки

Abel Korzeniowski Alessandro Martire Alexandre Desplat Einar Selvik Fabrizio Paterlini Hans Zimmer Hildur Guðnadóttir John Williams Jóhann Jóhannsson Martin Kohlstedt Max Richter Michael Giacchino Nils Frahm OST- Soundtrack Philip Glass Ramin Djawadi Roberto Cacciapaglia Takahiro Kido Thomas Newman Wardruna Yann Tiersen Yuki Murata Ólafur Arnalds Биографии композиторов Видео Видео концертов Инструментальная музыка Интервью Концерты инструментальной музыки Концерты и туры Концерты классической музыки Концерты неоклассики Концерты оркестровой музыки Концерты современной классики Музыка из видеоигры Музыка из фильма Музыкальные подборки Музыка с вокалом Новая музыка Новости неоклассики Новые релизы Оркестровая музыка Премии и награды Статьи Хоровая музыка

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

03.11 Концерт Florian Christl (Германия)

Страстная, увлеченная манера игры Флориана Кристла демонстрирует всепоглощающую любовь композитора к музыке. В его чарующих инструментальных скетчах есть место и выразительным мелодиям, и живому драйву, и романтической искренности. Импровизация является главным творческим методом Флориана, а сочинение для него — глубоко личный, почти интимный процесс, во время которого композитор остается наедине со своей музыкой и мыслями. Флориан Кристл выступит в сопровождении струнных с программой своих лучших произведений и композиций из нового альбома, который увидит свет в 2020 году.

Кубанский симфонический оркестр Дирижер — Денис Ивенский

предлагает слушателям совершить музыкальное путешествие по известным концертным залам, дворцам и театрам, а также узнать о наиболее ярких музыкальных событиях, знаковых коллективах и их репертуаре. 

Осенью исполняется 190 лет со дня рождения композитора Антона Рубинштейна и 150 лет с момента основания Русского музыкального общества, и эти даты тесно связаны. Без Антона Григорьевича не появилось бы РМО, а без РМО — первая в России консерватория и музыкальные классы едва ли не в каждом городе.

«Утром в куплете, вечером в оперетте»: так мог бы звучать девиз Национального театра Сарсуэла. Сарсуэлой называют традиционный испанский жанр, сочетающий пение, танцы и диалоги артистов со зрителями: во многом напоминая оперетту, уже не одно столетие этот жанр живо откликается на актуальные события.

15 декабря 2019., 12:00 «Филармонический оркестр Радио Франции»

Кубанский симфонический оркестр  познакомит своих слушателей с историей создания и репертуаром одного из ведущих оркестров Франции, основанном в 1937 году.

«Концертгебау» переводится с голландского как «здание для концертов» и является «домом» одноименного оркестра. На балконах большого зала «Концертгебау» выбиты имена 45 композиторов, и в том числе — Игоря Стравинского.

15 марта 2020г., в 12:00 «Хорватский национальный театр в Загребе»

Когда-то эта труппа играла в старой ратуше, но с конца ХIХ века переехала в роскошное необарочное здание. Оперная и балетная афиши Национального театра в Загребе ставят его в один ряд с «Ла Скала», «Опера Гарнье» и другими старейшими европейскими сценами.

5 апреля 2020г., в 12:00 «Вальдбюне – Берлинская лесная сцена»

Этому амфитеатру под открытым небом оптической и акустической кулисой служит склон Мурельской горы высотою 62 метра. Именно здесь проходит заключительный концерт каждого сезона Берлинской филармонии. 

3 мая 2020г., в 12:00 «Бродвейские истории»

Бродвей — не только самая длинная улица Нью-Йорка протяженностью 50 километров, но и самая музыкальная. Более 40 театров, чьи мюзиклы и спектакли каждый год борются за премию «Тони», за сезон посещают около 13 миллионов зрителей.

Ждём вас в Муниципальном концертном зале по адресу ул. Красная, 122

* Специальное предложение в кассе!  Приобретая билеты абонементом:  + за Вами сохраняется определенное место на все концерты,  + Вы экономите до 20% от стоимости,  + Буклет — программа в подарок!Телефон кассы: 8(861)255-34-57

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Мелодия изнутри

— Понятно, что цирковой оркестр — не симфонический.  А если вас поставить за дирижёрский пульт в Органном зале — справитесь?

— Справлюсь. Я ведь после училища им. Шебалина отделение дирижирования в ОмГУ окончил. Здесь главное — техника и внутренний слух. Ты слышишь мелодию у себя в голове и должен показать её музыкантам при помощи жестов. Я знаком с Дмитрием Васильевым, дирижёром Омского симфонического оркестра. Недавно вместе работали на чемпионате мира по бальным танцам в «Арене-Омск». Его музыканты играли европейскую программу, мы — латину. Они более правильные, мы — хулиганы, джазмены и рокеры. У нас веселее.

— Вы давно уже преподаёте в ОмГУ и колледже культуры и искусств. Это желание поделиться опытом?


— Ну надо же чем-то заниматься (смеётся). Да и приятно видеть результаты своей деятельности. На днях мне позвонил мой студент Влад Шевелёв и сообщил, что поступил в Ростовскую консерваторию. Там на отделении гитары три бюджетных места! Люди из столицы сюда учиться приезжают. Как педагогу мне приятно. К тому же, когда я учился в Шебалинке, у нас не было отделения гитары. Директор училища тогда говорил, что ресторанные музыканты ему не нужны. Я поступал на отделение русской домры. Не инструмент, а «поварёшка», хотя в плане техники он дал мне очень многое.

— С такой занятостью собирать собственную музыкальную группу было рискованно?

— Группа «Bridge to you» появилась десять лет назад. В то время в цирке работы стало меньше, а желание быть востребованными никуда не делось. У нас большой коллектив — восемь человек. Нормальное живое звучание.К сожалению, этот пласт музыки исчезает. Сейчас как происходит — нажал кнопку на компьютере — и ты ди­джей, музыкант. Программа всё за тебя сделает. Но ведь эта музыка будет не от сердца. Представляешь, журналисты бы так материалы писали? Сложно вообще объяснить, как происходит процесс написания музыки, книг… Откуда всё это в голове берётся?! Неизвестно.

Играть приходилось в дубленках

«Наш первый трубач – дядя Володя Сироткин. Здесь он с 1985 года. Вот саксофонист – Володя Федулов, он вообще в оркестре с открытия нового цирка. Это наш тромбонист Володя Полиенко. Да у нас почти все музыканты начинаются на букву В», – смеется Валерий Пресняков. И тут же представляет другого саксофониста, ветерана МВД Геннадия Монашова.

Ну а музыканты своего энергичного руководителя выдают с потрохами: говорят, это единственный танцующий дирижер, мол, пляшет во время выступления как заводной. «Да я уже старый плясать-то», – скромничает Валерий Юрьевич. И тут же обращается к Владимиру Полиенко: «Что сегодня принес?». Оказывается это не только тромбонист, но и аранжировщик. На этот раз Владимир принес переложенную мелодию из песни Людмилы Гурченко «Хорошее настроение».

«Мой старший брат – тоже тромбонист, мы очень похожи. Он работал в Свердловском оркестре в цирке, и были случаи, когда я его подменял, причем дирижер подвоха не замечал, – вспоминает случай из своей музыкальной карьеры Владимир. – Но однажды у меня вылетел штекер от микрофона из тромбона, а мне играть соло. И тут я поднимаю вверх тромбон и как «долбану» громко (в театре, где я тогда работал, играют без микрофона, во всю силу). Только тогда дирижер понял, что я играю за брата». В Ивановском цирке тромбонист Полиенко играет недавно, но уже влился в коллектив и стал своим.

По команде дирижера музыканты отправляются на репетицию. «Раньше, бывало, в куртках играли, в дубленках – так было холодно, губы вообще не двигались, пальцы замерзали, приходилось в рукавицах играть. Естественно, инструменты не так звучали. То ли дело сейчас – тепло и комфортно», – рассказывает саксофонист Владимир Федулов.


С этим читают