Охранное обязательство на объект культурного наследия и его оформление

Нормативно-правовая база

Основополагающие нормы охраны культурно-исторического наследия закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации:

Выявление, использование, учёт и обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»;
  • Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2014 года № 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия»;
  • Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия»;
  • Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» предполагает установление защитных зон, прилегающих к памятникам и ансамблям, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В пределах защитных зон запрещены строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. Если памятник расположен в границах населенного пункта, граница его защитной зоны будет установлена на расстоянии 100 м от внешних границ территории памятника. Для памятников, расположенных вне населенных пунктов, защитная зона увеличена до 200 м. Что касается ансамблей, для них эти показатели составляют 150 м и 250 м соответственно. Если же у объекта культурного наследия нет утвержденных границ, то граница устанавливаются на расстоянии 200 м от внешней стены памятника либо от общего контура ансамбля, образуемого соединением точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. Для случаев, когда объект культурного наследия расположен не в населенном пункте, граница защитной зоны возрастает до 300 м.

Охранное обязательство на объект культурного наследия


Сохранение объекта культурного наследия в неизменном виде является одной из обязанностей его правообладателя (пп. 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” от 25.06.2002 № 73-ФЗ; далее – Закона № 73-ФЗ).

С целью охраны объектов культурного наследия на такие объекты оформляется охранное обязательство.

1. Охранное обязательство на объект культурного наследия: понятие, порядок утверждения

Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН), а также предусматриваются определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта культурного наследия (п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Согласно действующему законодательству охранное обязательство утверждается актом федерального или регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Например, охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, утвержденные Министерством культуры РФ, доступны на его официальном сайте www.mkrf.ru.

Охранные обязательства объектов культурного наследия, утвержденные региональными органами власти доступны на соответствующих официальных сайтах данных органов.

Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения установлены Приказом Министерства культуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия вместе с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия.

Кроме того копия такого акта направляется в орган регистрации прав для регистрации указанных ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Охранное обязательство подлежит выполнению, как правообладателями, так и пользователями объекта культурного наследия.


Подробнее

  Такое обязательство следует судьбе объекта культурного наследия. На практике это означает, что при переходе права на объект культурного наследия к новому владельцу обязанность по выполнению охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права.

Несоблюдение требований охранного обязательства может повлечь негативные последствия для нарушителя. В частности, явиться основанием для:

  • привлечения к административной ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ);
  • оспаривания сделки по передаче прав в отношении объекта и/или отказа в государственной регистрации такой сделки (перехода права) и др.

2. Паспорт объекта культурного наследия как неотъемлемая часть охранного обязательства

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

Требования к оформлению паспорта определены Порядком оформления и выдачи паспорта. Форма паспорта утверждена Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Выдачу паспорта осуществляет соответствующий региональный орган охраны объектов культурного наследия по заявлению (запросу) собственника или иного законного владельца указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (п. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

Правила оформления документа

Начиная с 2015 г., получение обязательства больше не носит заявительный характер. Такой документ создается исходя из Приказа органов исполнительной власти. Копия его должна быть вручена владельцу (арендатору) объекта. Сделать это можно двумя способами:

  • Отдать лично в руки под роспись.
  • Отправить заказным письмом по почте с уведомлением о вручении.

При выдаче документа действуют следующие правила:

  • При условии, что к сроку продажи или передачи в аренду или управление охранное обязательство уже было оформлено, то оно передается вместе со всем имуществом новому хозяину. И во время регистрации в Росреестре предъявлять его обязательно.
  • При условии, что на момент передачи объекта новое свидетельство еще не было оформлено, то к составляемому договору о продаже (сдаче в аренду и пр.) необходимо приложить любой документ, который имеет охранные функции.

При смене хозяина получать новое обязательство не нужно, все обязанности, закрепленные в первичном тексте, сохраняются за новым владельцем

Если до регистрации в Росреестре не было оформлено никаких охранных документов, внести запись регистрирующий орган все равно обязан. Но при этом в договоре о передаче прав необходимо указать все обязанности, которые теперь есть у нового владельца по отношению к приобретаемому имуществу.

Когда у нового хозяина отсутствуют охранные документы на объект, это не считается причиной освобождения его от обязанностей, закрепленных в ФЗ № 73.

В охранном обязательстве должна содержаться следующая информация:

  • Перечень требований к владельцу, цель которых осуществление мероприятий по сохранению объекта.
  • К документу должен быть приложен паспорт объекта. Если таковой отсутствует, то все его основные данные должны быть внесены непосредственно в обязательство:
  1. Наименование объекта.
  2. Адрес, местоположение и сведения о границе (если таковые имеются).
  3. Основные даты, с ним связанные (время постройки, исторических событий и пр.).
  4. К какой категории относится (федерального или регионального значения).
  5. Сведения о внешнем облике.
  6. Дата регистрации в государственном реестре.
  7. Фотография или графическое изображение (исключение составляют отдельные структуры, связанные с археологическими изысканиями, для фотографирования которых надлежит оформлять специальное разрешение).
  8. Сведения о возможных вариантах деятельности, которую допустимо осуществлять в границах объекта.

Перечень обязанностей владельца.

Образец оформления охранного обязательства на объект культурного наследия может видоизменяться исходя из особенностей процедуры.


За неисполнение обязательств грозит как штраф, так и уголовная ответственность

Мера ответственности

Нарушения правил, установленных Федеральным законом, предусматривает два вида ответственности для виновных:

  • Уголовную.
  • Административную.

Уголовная ответственность может наступить за хищение предметов, которые имеют историческую или культурную ценность, а также за причинение серьезного вреда или разрушение объекта культурного и исторического наследия. При совершении деяний, степень вины, за которые определяется согласно УК РФ, положены следующие наказания:

  • Принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ограничение свободы на срок до 15 лет плюс штраф до 500 тыс. руб. или в размере дохода за 3 года.

Правонарушения административного характера влекут за собой наложение штрафа (данные значения действительны на момент 2018 года):

  • На физических лиц – до 600 тыс. руб.
  • На юридических лиц – 5 млн. руб.

К нарушениям административного характера может быть отнесено ненадлежащее исполнение хозяином или другими ответственными лицами мероприятий по сохранению облика объекта и пр.

Как осуществляется контроль

Надзор за выполнением ФЗ № 73 и в частности за соблюдением обязательства возложен на федеральный орган по охране объектов наследия. На местном уровне действует региональный орган, которому были делегированы соответствующие полномочия.

Исполнение обязательств по охране контролируется госорганами

Предметом надзора являются:

  • Соблюдение требований по охране и содержанию объекта в надлежащем состоянии.
  • Осуществление мер по защите и сохранности.

Организации по контролю имеют право не только выявлять нарушения, но и привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять в компетентные органы материалы, которые могут послужить причиной возбуждения уголовного дела, а также подавать исковые заявления в суд на нарушителей (например, с требованием изъятия из собственности объекта). Самой известной структурой по надзору является ГКИОП – комитет при Правительстве Санкт-Петербурга.

Защита и сохранение памятников старины и культуры – одна из первейших задач государства. Именно для ее реализации разработана система, при которой каждый владелец (пользователь) такого объекта обязан получить охранное обязательство и соблюдать его.

Узнать об обязательствах можно из видео:


Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Основные понятия

ФЗ № 73 дает определение понятия «объект культурного наследия» — это формы недвижимости, произведения искусства и прочие материальные предметы, появление которых соотносится с важными с исторической точки зрения событиями. Они обязательно должны иметь ценность как свидетельства истории, искусства, а также любых отраслей науки.

Закон позволяет выделить следующие их виды:

  • Памятники – это отдельно расположенные сооружения (дом, квартира, индивидуальное захоронение и пр.).
  • Ансамбли – это группа памятников на одной территории, о которой можно сказать, что она исторически сложилась. Они могут иметь дворцовое, жилое, научное и пр. назначение. Сюда же относят садово-парковые и ландшафтные ансамбли.
  • Достопримечательные места – плод трудов человека и природы, памятные места, которые связаны с историческими событиями или личностями, а также свидетельствующие о формировании этнических групп.

Следует учесть возможность взаимного проникновения представленных видов. Например, памятник может находиться на территории достопримечательного места и т. д.

Рассматриваемые структуры могут быть трех уровней значения:

  • Федерального.
  • Регионального.
  • Муниципального.

Все сведения, касающиеся границ объекта и обязательных рекомендаций по его использованию должны заноситься в Росреестр. Правила осуществления деятельности на территории объекта регулируются ФЗ № 73. Прочие требования устанавливаются соответственно органами федеральной, региональной и муниципальной власти.

Объекты культурного наследия должны охраняться

Если объект располагается на земле, которая принадлежит определенному лицу, то это лицо (физическое, юридическое, общественное) обязано выполнять ряд требований по его содержанию:

  • Не осуществлять работы, которые могут изменить вид объекта.
  • Поддерживать надлежащее техническое и санитарное состояние за счет собственных средств.
  • Не использовать объект для тех видов деятельности, которые не предусмотрены особым порядком.
  • При авариях и повреждениях надлежит незамедлительно сообщать о случившемся компетентным органам.

Собственник (или арендатор) объекта или участка земли, на которой он располагается, должен взять на себя ответственность за его сохранность. С этой целью каждому такому лицу должно быть выдано охранное обязательство – документ, подтверждающий факт принятия обязательств. В него включают все требования, которые зафиксированы в Росреестре.


С этим читают