Музей коваленко краснодар

История музея Ф.А. Коваленко

Екатеринодарская картинная галерея

Свою историю музей ведет с 1904 года, когда житель Екатеринодара Фёдор Коваленко, убедив городских чиновников о всеобщей ценности изобразительного искусства, как неотъемлемой части духовной культуры, получил разрешение на выставку имеющейся у него на тот момент коллекции художественных произведений в Екатеринодарской картинной галерее.


Уже совсем скоро музей стал центром художественной жизни Екатеринодара.

С 1905 по 1916 два раза в год устраивались выставки, в которых участвовали выпускники Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, позже – художники Киева, Харькова, Екатеринодара.

Художественные и литературные фонды музея ежегодно пополнялись, а число посетителей неуклонно росло. К концу жизни коллекция Ф.А. Коваленко насчитывала 730 картин, 1400 произведений графики, декоративно-прикладного искусства, редких книг.

В первые годы своего существования Екатеринодарская картинная галерея располагалась в здании Городской Управы на ул. Красной, но вскоре Коваленко пришлось подыскивать новое помещение. Городская Управа отказала в предоставленном ранее помещении, поскольку сама нуждалась в нем. Остро встал вопрос о дальнейшем существовании галереи.

Активные попытки Коваленко повлиять на чиновников увенчались успехом: Городская Дума согласилась оплачивать аренду подходящего помещения. Построить специально здание музея в короткие сроки было невозможно, но вскоре нашелся выход из положения.

Особняк инженера Б. Шарданова

Инженер Батырбек Шарданов выстроил в 1905 году роскошный особняк в центре города на углу улиц Красной и Графской. Коваленко удалось договориться с Шардановым о сдаче в аренду второго этажа здания.

После смерти Коваленко в 1919 году Екатеринодарская картинная галерея вошла в состав единого Кубано-черноморского областного музея.

К счастью, этот период функциональных перестроек был недолгим, и в 1924 году над парадным входом особняка Шарданова появилась новая надпись: «Кубанский Советский художественный музей». В том же, 1924 году, музей стал носить имя наркома просвещения РСФСР — А. В. Луначарского.

Смена названия отразилась на судьбе музея: он органично вписался в послереволюционную действительность.

Заведующий музеем с 1926 по 1931 годы профессор Ромуальд Казимирович Войцик активно занялся пополнением коллекций, теперь уже на научной основе.

Благодаря высокому уровню образованности, предприимчивости и личным связям с сотрудниками Главмузея, Музея живописной культуры, заведующим Цветковской Государственной галереей, Войцику удавалось отбирать первоклассные произведения, и вскоре в музее сформировались коллекции русского классического, западноевропейского искусства, японской ксилографии, русского авангарда.

История музея Фелицына

Фелицын Евгений Дмитриевич

Свою историю музей ведет от Кубанского Войскового этнографического и естественно-исторического музея, который был основан в 1879 г. при Кубанском областном статистическом комитете региональным историком, войсковым старшиной Евгением Дмитриевичем Фелицыным (1848-1903).

Современники называли Фелицына «энциклопедией Кавказа», «живой летописью». Он в совершенстве знал историю и географию края, археологию и этнографию, картографию, изучал геологию, ботанику и минералогию.

Первыми экспонатами музея стали подарки, пожертвования населения и личные собрания Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии.


На их приобретение Фелицын тратил своё небольшое жалование, часто влезая в долги. Музей обязан ему одной из лучших в мире коллекций каменных «половецких» изваяний, которые он свозил на подводах со всей Кубанской области. Только за первый год численность коллекции составило 276 предметов по археологии и 42 предмета по этнографии.

В стремлении изучить древнюю историю народов, населявших Северный Кавказ, Фелицын с большим энтузиазмом занимался выявлением и сбором археологических памятников. В 1879 г. он обнаружил в Екатеринодаре и отправил в Москву две греческие плиты, считавшиеся уже потерянными для науки, на которых значились имена Левкона, царя синдов, и Ксеноклида (IV в. до н.э.). Фелицын является автором уникальной археологической карты древностей Кубанской области, изданной в 1882 году Императорским Московским археологическим обществом.

Особо бережное отношение Евгений Дмитриевич проявлял к памятникам русской истории, памятным местам. Осенью 1879 года Фелицын совершил поездку в Тамань, где провел изыскания о пребывании здесь великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Им были сделаны рисунки и описана хата казака Мысника, где останавливался поэт. Эти исследования помогли музейщикам создать в 1976 году историко-этнографическую экспозицию музея М.Ю. Лермонтова в Тамани.

Михаил Бабыч

Михаил Бабыч

В марте 1880 г. император Александр II за особые труды наградил Е.Д. Фелицына орденом Станислава III степени. За свою плодотворную общественную деятельность он был избран почетным членом Ставропольского и Кубанского областных статистических комитетов, общества любителей изучения Кубанской области, действительным членом Московского археологического общества, Императорского общества любителей естествоиспытания, антропологии и этнографии, Императорского Одесского общества истории и древностей, Кавказского отдела Императорского русского географического общества, Таврической учетной архивной комиссии, Петербургского русского археологического общества, Общества любителей древней письменности.

После смерти Фелицына почти вся его библиотека, документы и фотографии, разошлись по частным коллекциям. И лишь в 1909 году, спустя 6 лет со дня смерти учёного, наказной атаман Михаил Бабыч издал указ о комплектовании личного архива историка и передаче его Войсковому музею.

Музей сегодня

Сегодня государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына» является самым крупным музейным объединением Северо-Кавказского региона. В его составе четыре филиала: Анапский археологический музей, Таманский музейный комплекс (историко-археологический и литературный им. М.Ю. Лермонтова), Мемориальный музей семьи Степановых в Тимашевске и мемориальное подворье в х. Ольховском Тимашевского района, Темрюкский историко-археологический музей, музей под открытым небом «Военная горка» и подворье в ст. Старотитаровской Темрюкского района. На правах отделов работают Литературный музей Кубани и Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.

Музей является научно-методическим центром для государственных и муниципальных музеев Краснодарского края. Являясь членом Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев Российской Федерации, музей ежегодно проводит 4 крупные научные конференции. Благодаря поддержке краевой целевой программы «Культура Кубани» регулярно выпускаются материалы «Анфимовских чтений» и «Фелицынских чтений». Каждый год сотрудники музея-заповедника публикуют десятки научных работ – тезисы, статьи, монографии, участвуют в написании коллективных трудов (монографий, энциклопедий и т.д.).

Среди партнеров КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына по реализации научных проектов – ведущие музеи и научные учреждения РФ, включая Государственный исторический музей, Институт археологии РАН, Южный филиал Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, региональное отделение Русского географического общества, Кубанский государственный университет, Эколого-биологический центр и др. авторитетные организации.

КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына – богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры. Его собрание насчитывает более 400 тысяч экспонатов основного фонда. Среди них коллекции предметов декоративно-прикладного искусства и археологии, материалы по природе, истории и этнографии Кубани. Музей-заповедник располагает крупнейшим собранием каменных половецких изваяний, уникальным комплексом ювелирных украшений и одной из наиболее многочисленных и разнообразных в мире коллекций греческих амфор.

Музей обладает кадрами высшей квалификации, среди них заслуженные работники культуры России и Кубани, доктора и кандидаты наук, лауреаты премии администрации Краснодарского края в области науки, культуры и образования, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ.

Музей в годы ВОВ

В 1942 году Краснодару грозила оккупация. Для музея это могло обернуться полным разорением, но его удалось избежать благодаря дальновидности директора А.К. Осиповой и старшего научного сотрудника М.П. Богоявленского. Для всех произведений заблаговременно были изготовлены ящики, составлен точный план, что и куда можно разместить, что возможно оставить. Вся подготовка велась в условиях строжайшей секретности, поскольку вышестоящее руководство требовало не создавать в городе панику.

Когда поступил приказ об эвакуации, в считанные часы было собрано большое количество произведений, погружено в вагоны и вывезено одним из последних эшелонов. До 1944 года коллекция музея нашла временный приют в Соликамске.

Когда Краснодар был освобожден от захватчиков, музей вновь вернулся в родной город. Но особняк Шарданова использовался как военный штаб. Отдельным подвигом А.К. Осиповой, в то время 25-летней девушки, было освобождение музея, восстановление экспозиции, ремонт. Здание существенно не пострадало, и вскоре люди, несмотря на военное время, потянулись в музей.

Музей в послереволюционное время

Здание Кубанского Войскового музея по ул. Рашпилевская, 3. Начало XX века.

После Октябрьской революции все музеи были национализированы.


В 1918–20 гг. началось создание Государственного Музейного фонда и формирование государственной системы управления музейными делами и охраны памятников культуры.

В условиях разрухи и разлада Гражданской войны Краснодарский музей оказался на краю гибели, но по приказу Главного управления научными, музейными и научно-художественными учреждениями Наркомпроса РСФСР был взят под особую охрану.

Несмотря на тяжелые условия жизни, музей продолжал вести просветительскую деятельность, организуя экскурсии с практическими занятиями. Состоявшийся 23 октября 1922 г. в Краснодаре I съезд по краеведению принял резолюцию, закрепившую за музеем статус научного центра по изучению края и одновременно пропагандистского учреждения.

В 1931 г. музей стал Краснодарским историко-краеведческим музеем. Помимо экспозиционных залов музей имел фондохранилище, библиотеку в 7 тысяч томов и уникальный архив документов по истории Черноморского и Кубанского казачьих войск XVIII–XX вв., отчетов этнографических экспедиций и рукописных книг.

17 марта 1936 г. директором историко-краеведческого музея была назначена Фекла Васильевна Навозова. В связи с образованием Краснодарского края (1937 г.) музей перевели в краевое подчинение, что повысило его статус и открыло новые перспективы развития. Приоритетным направлением музейной деятельности стала политико-просветительная работа: пропаганда экономических задач страны и трансляция достижений советской власти

Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию – началась широкая пропаганда деятельности полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, А.М. Пожарского, А.В

Суворова, М.И. Кутузова.

Наглядным результатом всех сфер музейной деятельности была экспозиционно-выставочная работа. В начале 1930-х годов работали три тематических раздела: «вводный», «естественный», «доклассового общества». В первом – раскрывалась тема эволюции жизни на земле, во втором – демонстрировался животный и растительный мир края, в третьем – была представлена древняя история.

В предвоенный период музей активизировал свои исследования по многим направлениям – этнография, история Кубани XIX – начала ХХ вв. и советского периода, естественнонаучные исследования. С середины 1930-х гг. возобновились археологические изыскания. В 1935 г. Н.В. Анфимов совершил восемь разведывательных выездов по краю, обследовал дельту реки Кубань (р-н Приморско-Ахтарска и Темрюка). В 1936 г. им проведены раскопки интереснейших памятников меотской культуры в ст. Пашковской, на Краснодарском городище (р-н Дубинки), за кожевенными заводами. Кроме самостоятельных археологических исследований, музей принимал участие в экспедициях, проводившихся научными центрами страны. В результате работ 1939-40 гг. в фонды музея поступило 5,1 тыс. предметов.

В конце 1930-х гг. Краснодарский историко-краеведческий музей стал превращаться в базовый научно-методический центр для музеев края.

История появления Картинной галереи

Федор Акимович Коваленко – основатель музея, простой, небогатый человек, имевший огромную тягу к искусству. Свою коллекцию произведений живописи он начал собирать, будучи кассиром в бакалейной лавке. Книги, гравюры – он приобретал все, что казалось ему качественным и достойным внимания.

Через некоторое время Коваленко познакомился с Д. Паррини, который отправлял собирателю копии творений известных итальянских мастеров. Параллельно он вписывал каталоги с работами художников из разных стран – собрание начало стремительно расти. Далее он начал устанавливать контакты с представителями Академии художеств: Репин, Поленов и другие ее члены согласились подарить некоторые свои труды.

3D-вид на здание Картинной галереи

В 1904 г. Ф.А. Коваленко подарил Краснодару свое собрание, считается датой открытия музея. Коллекционер собрал значительное количество экспонатов и решил устраивать вставки, где экспонировались материалы студентов художественных учебных заведений и мастеров со всей страны.

Сначала экспозиция Федора Акимовича занимала помещение в строении Городской управы. Однако его пришлось освободить: власти нуждались в нем не меньше коллекционера. Администрацию удалось уговорить оплачивать съем здания для экспонирования картин и вскоре после открытия, в 1905 г., музей переехал на второй этаж особняка Б. Шарданова, где он находится и по сей день. В 1909 г. начал действовать кружок, организованный на базе выставочного центра, который вскоре стал училищем. В 1915 г. потребовалось больше места и тогда достопримечательность заняла еще и один этаж строения.


Коваленко скончался в 1919 г. К тому времени в музее насчитывалось 730 картин и 1000 работ в стиле графика, изданий и других предметов ДПИ. После смерти коллекционера картинная галерея стала подразделением Кубано-черноморского музея. В 1924 г. она получила имя А.В. Луначарского. Ее расцвет пришелся на годы трудов Ромуальда Казимировича Войцика. На основе своего опыта, образования и связей он начал отыскивать новые произведения искусства, сотрудничая с многими другими галереями:

  • Питерским «Эрмитажем»;
  • «Русским музеем»;
  • «Музейным фондом»;
  • «Третьяковской галереей».

Когда началась Великая Отечественная война, коллекция картин была тщательно упакована и эвакуирована стараниями А.К. Осиповой и М.П. Богоявленского в Соликамск. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков собрание сразу вернулось сюда, однако особняк Шарданова был занят военными штабами. Осипова, тогда еще совсем юная девушка, смогла отстоять постройку, провести там ремонт и снова открыть экспозиции для посетителей.

После войны Художественный музей продолжил мирную и спокойную жизнь, регулярно пополняя свои фонды. В 1993 г. ему вернули имя Ф.А. Коваленко, а в 2004 г., в качестве подарка на столетний юбилей, краевые власти провели капитальный ремонт и реставрацию сооружения – обновился его внутренний и внешний облик.

По отзывам посетителей, Краснодарский музей им. Коваленко – это настоящее украшение краевого центра, место, где должен побывать каждый его житель и гость.

История

Как известно из документов, Федор Акимович Коваленко происходил из семьи простых крестьян и занимался коллекционированием. Именно на его собрании экспонатов и был основан музей.

Федор Акимович служил на кассе в одном из краснодарских магазинов, хотя в то время город именовался Екатеринодар. Именно в эти годы своей жизни Коваленко начинает покупать первые предметы своей коллекции. Сначала он собирает недорогие и не представляющие особой ценности книги, разные картины и гравюры, а затем, научившись разбираться в искусстве, он начинает покупать известные и ценные копии картин итальянских мастеров, картины художников России и Европы, раритетные печатные издания. Первую свою выставку Федор Коваленко устраивает у себя дома в 1890 году, а к 1904 получает в свое распоряжение площади для организации музея.

В период накопления экспонатов, еще до открытия музея, Федор Акимович ведет активную и увлекательную переписку с известными и именитыми людьми искусства, среди которых были итальянские художники, владельцы магазинов предметов искусства, а также представители Академии художеств. Когда музей только открылся, на его основе очень часто организовывались самые разные экспозиции с участием студентов и представителей Императорской академии художеств и Училища живописи в Москве. Имена многих участников выставок позже прочно вошли в историю искусства.

Официальная группа Краснодарского художественного музея вконтакте

Федор Коваленко получил в свое распоряжение отдельное помещение для организации музея, а затем ему была передана целая галерея. Первоначально галерея находилась в городской управе, а затем ее перенесли в здание на перекрестке улиц Графской и Красной. Коллекционер арендовал весь второй этаж жилого дома, а оплачивали аренду власти города. После того, как учредитель скончался, наименование музея надолго изменили и до 1993 года он превратился в Кубанский советский музей.

Коллекционный фонд постоянно и регулярно пополняется, приобретаются редкие и ценные предметы экспозиции, формируются отдельные выставки по темам и периодам. Руководитель музея в советский период, поляк Войцик был внезапно сослан в лагеря за подозрение в ведении антисоветской пропаганды. С началом Великой Отечественной войны, когда власти города осознали, что не получится избежать оккупации, вся коллекция была тайно перемещена в безопасное место, часть отправлена в Пермский край, в город Соликамск. После окончания войны краевой музей был восстановлен и снова начал функционировать в прежнем режиме.

Выставка «Шелковый путь. P.S», Официальная группа Краснодарского художественного музея вконтакте


С этим читают