Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество: понятие и признаки





Общероссийские объединения муниципальных образований

В отличие от советов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации создание единого общероссийского объединения муниципальных образований это право советов муниципальных образований в субъектах РФ.

Основные функции, реализуемые ассоциациями и союзами местных властей, действующими на общероссийском уровне, заключаются в следующем:

  1. защита (лоббирование) интересов своих индивидуальных и коллективных членов в федеральных органах государственной власти;
  2. участие в законопроектной работе на федеральном уровне, в подготовке и реализации федеральных программ государственной поддержки местного самоуправления:
  3. организация совместной хозяйственной деятельности местных властей в вопросах, требующих решения на федеральном уровне;
  4. организация информационного обмена опытом работы посредством издания различных материалов, проведения мероприятий;
  5. организация международного сотрудничества в сфере местного самоуправления.

В настоящее время, например, действуют следующие общероссийские объединения муниципалитетов: Конгресс муниципальных образований, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России.

Конгресс муниципальных образований Российской Федерации — это общероссийское объединение ассоциаций и союзов муниципальных образований (городских и сельских поселений, районов и других территорий) России, созданное для защиты интересов их жителей (местных сообществ). Его учредителями являются 43 ассоциации муниципальных образований России.

Конгресс — некоммерческая организация в форме ассоциации, зарегистрирована Министерством юстиции РФ 30 октября 1998 г. Его создание поддержано Указом Президента РФ «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» от 22 октября 1998 г. № 1281.

Основные цели Конгресса:

  • становление и развитие местного самоуправление как политического института и основы гражданского общества России;
  • создание условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
  • координация взаимодействия муниципальных образований Российской Федерации и их объединений с федеральными и региональными органами власти с целью защиты интересов местного самоуправления.

13 марта 1991 г. был создан Союз российских городов как добровольное объединение крупных городов — столиц субъектов Российской Федерации. Инициаторами его создания выступили председатели представительных органов местного самоуправления городов из центральной части России. Учредительный договор подписали уполномоченные представители 58 городов (Рязань, Калуга, Иваново, Кострома и др.). Не являясь политической организацией, Союз создал немало проблем для решения вопроса своей государственной регистрации. Министерство юстиции признало новую организацию только после специального решения об одобрении ее создания Президиумом Верховного Совета РФ. Союз российских городов был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 10 июня 1991 г.

Союз малых городов Российской Федерации был создан на учредительной конференции 23—24 июля 1991 г. Его деятельность многие годы сопровождалась скандалами и выходами муниципалитетов-учредителей из Союза. В Конгресс муниципальных образований Союз малых городов РФ не вступил. Более того, он постоянно находился в оппозиции ко всем муниципальным ассоциациям, стремясь тем самым повысить свой статус.

Правда, в начальный период деятельности Союза произошло событие, которое в какой-то мере является заслугой этой организации: по инициативе Союза малых городов РФ была разработана и принята Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, утвержденная Правительством России. Реализация этой программы, как и многих других федеральных программ, происходила с недостаточным финансированием и не принесла каких-либо ощутимых изменений в развитии российских городов.

Важно отметить, что ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает единственного субъекта создания единого общероссийского объединения муниципальных образований — совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Список литературы

  1. Аминов, И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). – С. 25-29.
  2. Авакьян, С. А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России / С.А. Авакьян. – М.: Издательство МГУ, 2017. –720 c.
  3. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности: моногр. / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. – М.: Издательство МГУ, 2017. –256 c.
  4. Берг, О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий: моногр. / О.В. Берг, А.А. Сергеев. – М.: Вузовская книга, 2017. – 568 c.
  5. Васильев, В. И. Муниципальное право России / В.И. Васильев. –М.: Юстицинформ, 2017. – 429 c.
  6. Вифлеемский, А. Б. Новое правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2017. –312 c.
  7. Аминов, И.Р. Муниципальная собственность — особенности правового регулирования. В сборнике: Правовое развитие России XXI века: актуальные задачи юридической науки и практики. Сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященный 25-летнему юбилею института права челябинского государственного университета. 2016. – С. 21-25.
  8. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Академия, 2017. – 336 c.

С этим читают