«летающий танк»: ил-2 штурмовик

Легенды и мифы

Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом — репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.


Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался… Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.

Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.

Правда, «неуязвимый» самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.

Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат — серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.

Бронекаретка Шумана

Завершим нашу десятку еще одним колоритным изобретением начала XX века – бронекареткой Шумана.

Пушечная бронекаретка Шумана

Как становится ясно из названия – это самая что ни на есть бронированная сферическая карета. Она могла быть оснащена легким орудием или пулеметом. Пара лошадей быстро могла переместить бронекаретку немецкого инженера Макса Шумана на угрожаемый участок фронта и создать буквально из ничего несколько бронированных огневых точек. Лошади уходили, и каретки действовали автономно.

Конечно, формально – это не совсем танк, но в условиях Первой мировой, в окопной войне эта штука показала себя недурно. Кстати, в Швейцарии в качестве неподвижных огневых точек эти каретки использовались вплоть до 1947 года.

На этом мы завершаем нашу первую десятку необычных и странных боевых машин всех времен и народов. Но мы вернемся с еще более интересными и странными проектами, благо инженеры всех времен и народов напридумывали еще немало удивительного.

Обложка: magspace.ru

История создания Ил-2.

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Ил-2 Штурмовик Листайте Фото Времени войны

Первый полет Ил-2 благополучно совершил 2 октября 1939 года. В эксплуатацию поступил в 1941 году. Прошел всю войну , закончил эксплуатироваться в 1954 года в ВВС Югославии и Болгарии. Есть отдельные экземпляры , которые сегодня используются . Один самолет в частных руках в С.Ш.А. 

Ил 2 в цеху завода Листайте

Ил 2 в цеху завода Листайте

Ил 2 в цеху завода Листайте

Ил 2 в цеху завода Листайте

Ил 2 в цеху завода Листайте

Ил 2 в цеху завода Листайте

Серийно самолет производили с 1941 по 1945 год. Став абсолютным рекордсменом в количестве произведённых. За все время производства было выпущено 36 193 единицы Ил-2. После войны было выпущено еще 5000 тысяч штук глубоко модернизированного Ил-10 , машина была оснащена более мощной броней и пушками большого калибра. Радикально модернизированую версию самолета выпускали с 1944-1945 год.

Машина в музее

Боевое применение Ил-2 и немного о успехе операций.

Самолет был удачным, хорошо защищенный броней, имел достаточно мощное вооружение. Но все эти плюсы зависели от тактики. Тем не менее при выборе неудачной тактики были большие потери. По статистике Генерального штаба СССР из 1500 самолетов Ил-2 поступивших в части до 31 декабря 1941 года потеряно примерно 1100 машин. Как сообщается , потери были не боевые , основное количество потерянных самолетов происходило при отработки маневров в плохих метеоусловиях и на низких высотах.

Двигатель Ил-2 в музее


За весь период войны  , согласно статистике боевые потери равны 12,400 самолетов Ил-2. Общее количество потерь 23,600 единиц , такие данные за 1941-1945 год. 

В первые годы Ил-2 показывал плохую результативность. Виной тому плохая тактика. 

Неверная тактика при применение самолета, боевой задачей которого , штурм переднего края противника. Солдаты противника укромно прятались, чем практически на нет сводили смысл проводимой операции нашими лётчиками.   Затем тактику поменяли , появилась новая «Все разом» , смысл ее заключался в следующем авиагруппа Ил-2 неожиданно появлялась над противником и сбрасывала разом на врагов все боеприпасы. Так эффективность налетов начала рости. Этот  метод хорошо себя показал в операции «Багратион» . Авиагруппа Ил-2 была ориентирована на уничтожение огневых точек противника. Группа неплохо справилась с этой задачей. 

Спонсор выпуска интернет магазин сборных,радиоуправляемых моделей и коллекционных фигурокЗвезда Хобби.

Самолет Ил-2 служил для бомбардировки транспортных кораблей противника, был в составе трех флотов: Балтийского, Северного и Черноморского.

После второй мировой войны штурмовик Ил-2 , применялся в войне в Корее. Участвовал так же и на стороне Северной Корее. 

Конструкция и характеристики штурмовика Ил-2 Летающий танк.

Кабина Ил-2 Листайте

Кабина Ил-2 Листайте

Кабина Ил-2 Листайте

Кабина Ил-2 Листайте

Ил-2 Советский штурмовик , экипаж 2 человека, оснащен одним V-образным двигателем ,выдававшим мощность 1720 лошадиных сил. Мотор мог вывести машину на максимальную скорость 414 км/ч. Практический потолок высоты 5500 метров. Боевой радиус 700 километров. Из вооружения Ил -2 был вооружен пушками, пулеметами, бомбами и реактивными снарядами.  

TAM-61113 1/48 СБОРНАЯ МОДЕЛЬ ШТУРМОВИК ILYUSHIN IL-2 SHTURMOVIK

Конструкция штурмовика

Аэродинамическая схема самолёта Ил-2 – это свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения, одним двигателем в носовой части и обычным хвостовым оперением.

Передняя часть корпуса штурмовика — это гнутые сварные броневые листы, защищающие двигатель и кабину пилота. Броневая оболочка весила 990 кг. Полумонокок задней части фюзеляжа и киль выполнены из дерева, клееной фанеры и шпона. Топливный бак, размещённый между кабинами пилота и стрелка, закрыт 12-мм броневым листом, кабина стрелка защищена сзади бронёй толщиной 6-мм.

Компоновочная схема Ил-2М3

Крыло изготовлено с металлическим центропланом и консолями из дерева, обшитыми фанерой, на задней части консолей установлены посадочные щитки и элероны. К крылу на консолях крепились пушки, а в центроплане имелось место для четырёх контейнеров с авиационными бомбами, закрытых створками бобомболюков.

Двенадцать цилиндров форсированного двигателя АМ-38Ф создавали мощность в 1720 л.с. Воздушный винт для этого мотора был с тремя лопастями и регулируемым шагом. В тоннельном отсеке, размещённым между кабиной пилота и двигателем, вмонтировали радиатор водяного охлаждения, в передней нижней части корпуса самолёта, обшитый бронелистами расположился масляный радиатор.

Памятник Ил-2 в Самаре

Три опоры шасси состояли из двух основных стоек и хвостового колеса. Прочная рамная конструкция основных опор выдерживала большие ударные нагрузки и прощала лётчику грубые приземления. При уборке шасси колёса выступали из металлических гондол, защищая таким образом фюзеляж в случае вынужденной посадки без выпущенного шасси.

При любой погоде


Возможность работать в любое время суток и при любой погоде вертолету придаст новейшая обзорная оптико-электронная станция ГОЭС-321МК с тепловизионным каналом. Сейчас такие устанавливают на ударный Ми-35М. От него же возьмут и обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с лазерной системой наведения ракет. Она необходима новой боевой машине, чтобы использовать весь свой впечатляющий арсенал управляемых ракет.

ми-8

Вертолет Ми-8АМТШ инженерных войск РФ во время устранения завала на реке Бурея в Хабаровском крае. Февраль 2019 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Всё радиоэлектронное оборудование будет объединено бортовым комплексом ИБКВ-17ВП. Кабина пилотов, как и положено современному вертолету, у модернизированного Ми-8 полностью «стеклянная» с четырьмя большими многофункциональными индикаторами. Приборы адаптированы для использования с очками ночного видения.

Для защиты от переносных зенитных ракетных комплексов предусматривается установка станции оптико-электронного подавления Л370В35МС из семейства «Витебск». В состав опционального оборудования включена аппаратура приема и обработки информации от беспилотников, бортовая радиолокационная станция и аппаратура предупреждения о РЛС облучении.

Летающий танк

Советскому Союзу, который был пионером в использовании воздушно-десантных войск, первым в 1930-е годы пришлось столкнулся с трудностями, сопровождавшими их развитие. Несовершенство парашютных систем того времени влияло на тактику десантирования и даже на требования к личному оружию десантников. Отсутствие у десанта тяжёлого вооружения, которое не представлялось возможным перебросить одновременно с людьми из-за ограниченных возможностей транспортной авиации того времени, существенно ограничивало возможности десантников, которым предстояло действовать в тылу противника.

Транспортировка лёгких танков на наружных подвесках самолетов не была оптимальным выходом: ведь для посадки перегруженного самолёта требовался хороший аэродром, который как минимум требовалось сначала захватить силами легковооружённого десанта. Поэтому неудивительно, что в то время рассматривалась возможность создания летающего танка, оснащённого складными крыльями и толкающим винтом, а также танков-автожиров.

Но естественно, что дальше упражнений на бумаге эта идея не продвинулась: слишком сложно совместить требования, предъявляемые к самолёту и танку, которые при этом противоречат друг другу. Более реалистичной была идея десантирования танка на воду, которая отрабатывалась на плавающих танках Красной армии Т-37 и Т-38. Но наиболее обоснованным был способ переброски техники и тяжёлого вооружения с помощью планёра.

Во время Второй мировой войны появились планёры, способные перевозить внутри фюзеляжа лёгкую бронетехнику и даже танки. Такими были британский GAL 49. Hamilcar и немецкий Ме 321. Куда более оригинальным был проект советского авиаконструктора Олега Антонова — танк получал крылья и сам становился планёром, который мог совершить посадку за сотни километров за линией фронта.

GAL 49 «Hamilcar»

Разработка проекта началась в декабре 1941 года. За основу был взят лёгкий танк Т-60, массово производившийся с 1941 года на заводе ГАЗ, вооружённый автоматической 20-миллиметровой пушкой. На танк должна была устанавливаться бипланная крыльевая коробка и хвостовые балки. Управление планёром осуществлялось с места механика-водителя, при этом планировалось, что управлять им будут дополнительно обученные танкисты, поскольку первоначальная подготовка для полётов на планёре действительно не требует много времени. После приземления танк моментально сбрасывал крылья и был готов к бою.

Испытания должны были проводиться в Подмосковье на базе Лётно-исследовательского института (ныне известного как ЛИИ им. Громова). Первый полёт был назначен на 2 сентября 1942 года, он же стал и последним. Пилотировал А-40 известный планерист воздушно-десантных войск С. Н. Анохин. Специально для полёта с танка сняли башню и некоторые другие детали, максимально облегчив его. Шасси танка легко выдержало разбег, и вместе с буксировщиком Т-60 оторвался от земли. Автопоезд держался на высоте 40 метров, когда через 15 минут полёта у самолёта стали перегреваться двигатели. Пилот планёра, получив команду, отцепился от бомбардировщика и сел около аэродрома Быково. При этом, по отзывам Анохина, планёр хорошо слушался управления во время буксировки и, как известно, благополучно приземлился.

После того, как на практике было доказано, что ТБ-3 не в состоянии буксировать А-40, о дальнейшем продолжении проекта не могло быть и речи. Ведь кроме устаревшего ТБ-3 на роль буксировщика подходил только тяжёлый бомбардировщик Пе-8, штучно использовавшийся в авиации дальнего действия. Похожий проект с планёром, построенным по схеме летающего крыла, на котором размещался лёгкий танк, имелся и у англичан, озабоченных пересечением Ла-Манша и переброской техники на отдалённые театры военных действий, но он так и не был воплощён в жизнь. Других попыток создания планёров, составной частью которых была бы бронетехника, не предпринималось, а появление мощных парашютных систем и больших военно-транспортных самолётов закрыло этот вопрос окончательно.

За гранью возможностей

Особая история — использование 14-х в полярной авиации. «В 1958 году меня назначили заместителем главного конструктора ОКБ Сергея Ильюшина, — вспоминал дважды Герой Социалистического Труда академик Генрих Новожилов,— возложив ответственность за все самолеты марки «Ил», находящиеся в эксплуатации, в том числе и за Ил-14. Эта машина стремительно завоевала авторитет в «Аэрофлоте» СССР, и в первую очередь у летчиков полярной авиации. Мы быстро адаптировали ее к полетам в условиях Арктики и Антарктиды, где она на несколько десятилетий стала основной рабочей лошадкой».

«Казалось бы, ну кто, как не разработчики Ил-14, лучше всех знал его возможности? Но именно в полярной авиации проявились такие качества, о которых даже мы, ильюшинцы, не подозревали. Кроме того, здесь была создана уникальная школа отбора и подготовки экипажей — кто ее проходил, становились специалистами высшего класса. Летное мастерство, мужество, выдержка этих людей и позволяли выполнять на Ил-14 полеты, в которые даже создателю этого самолета генеральному конструктору Сергею Ильюшину трудно было бы поверить. Многие из них лежали за гранью возможностей и машины, и людей и все же были осуществлены», — подчеркивал Новожилов. 

Мы уже говорили о том, что самолеты Ил-14 оказались исключительно полезным для решения самых разных задач. Но их вклад в успешное обеспечение высокоширотных экспедиций, при перевозке грузов в Арктике и Антарктиде трудно переоценить. При этом самолет мог действовать с аэродромов с бетонной, грунтовой или заснеженной полосы, на колесном или лыжном шасси.

Мозговое радио

В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник.

Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим.Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов.

17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке.

О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о «мозговом радио», в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

«Объект 279»


Советская военная доктрина предусматривала для тяжёлых танков роль тарана, который должен пробить линию обороны противника. В 1950-е годы стало очевидно, что на европейском театре военных действий к глубокоэшелонированной обороне противника добавится тактическое ядерное оружие, вплоть до ядерных фугасов, которое будет активно применяться против наступающих войск. Поэтому возникла острая необходимость в создании тяжёлого танка, предназначенного в первую очередь для действий в условиях применения ядерного оружия. Создан этот танк был в КБ Жозефа Котина, известного своими тяжёлыми танками семейства ИС, в разработке которых участвовал и ведущий конструктор нового монстра, получившего название «Объект 279», Лев Троянов.

Уникальной особенностью танка были четыре гусеницы, распложенные двумя блоками по бортам танка. Узлы ходовой крепились на двух несущих конструкциях, которые по совместительству выполняли роль топливных баков. Подвеска танка была гидропневматической, ведущее колесо располагалось сзади.

Не находилось аналогов и для корпуса танка, имевшего форму эллипса. Столь необычная форма корпуса была обусловлена требования защиты от поражающего воздействия ядерного взрыва, а также противокумулятивными экранами. Лобовая броня была толщиной 192 миллиметра при наклоне 60 градусов, что эквивалентно 384–550 миллиметрам. Танковые борта защищались 182-миллиметровой бронёй, имеющей наклон около 45 градусов (эквивалентно бронированию в 260 миллиметров). Фактически это означало, что ни одно танковое орудие того времени было не в состоянии поразить «Объект 279».

После Второй мировой войны стало очевидно, что разделение на лёгкие, средние и тяжёлые танки (или пехотные и кавалерийские) стало архаизмом.

Вооружение было под стать всему остальному: со 130-миллиметровым орудием М-65 был спарен пулемёт, причём это был 14,5-миллиметровый КПВТ, предназначенный для поражения легкобронированной техники или живой силы в укрытиях.

Несмотря на превосходные показатели, танк в серию не пошёл. Помимо излишней сложности в обслуживании нестандартной ходовой части и высокой стоимости, «Объект 279» просто-напросто появился слишком поздно. После Второй мировой войны стало очевидно, что разделение на лёгкие, средние и тяжёлые танки (или пехотные и кавалерийские) стало архаизмом, поскольку новые средние танки, такие как советский Т-54 или американский М-48, а также сменившие их затем основные боевые танки, могли выполнять те же задачи, а потому никакого смысла в сохранении тяжёлых танков как класса больше не имелось.

Арсенал «Сапсана»

В тяжеловооруженный и бронированный «летающий танк» превратят легедарный Ми-8. С увеличенной боевой нагрузкой вертолет заметно потяжелеет. Для компенсации дополнительного веса машину оборудуют более мощной модификацией двигателя, чем ставят на Ми-8АМТШ сегодня.

По своей огневой мощи «Сапсан» превзойдет даже нынешние ударные вертолеты. Одним из типов вооружений для него заявлено «изделие 305». Ранее в открытых источниках появилась информация, что под этим обозначением скрывается перспективная сверхдальнобойная управляемая ракета «Гермес-А» с дальностью до 20 км. Это вдвое больше, чем у любых других вертолётных ПТУР, имеющихся сейчас на вооружении ВКС. Такими боеприпасами ещё только планируется оснастить модернизированные Ка-52М и Ми-28НМ.

Универсальный вертолет, сочетающий широкие боевые и десантные возможности, жизненно необходим подразделениям ССО и спецназа, уверен зампредседателя Союза десантников России полковник Валерий Юрьев.

ми-8

Ми-8АМТШ на генеральной репетиции военного парада в небе над Москвой

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По словам эксперта, в Афганистане, доставив бойцов к месту назначения, Ми-8, как правило, уходили. Прикрывали десантирование обычно пара вертолетов Ми-24, которые выстраивались в «карусель».

— Современный вертолет должен иметь достаточную огневую мощь, большой боекомплект и хорошие транспортные возможности, — добавил Валерий Юрьев. — Желательно, чтобы он высадил группу, а затем, пока бойцы подходят в назначенное место, начал уничтожать объекты. Нужен своего рода летающий танк. Это эффективнее, чем поддерживать бойцов из БМП или танков — с воздуха лучше видно обстановку. Но такая машина должна иметь достаточно мощный двигатель.

Ми-8 — уникальный вертолет, потенциал которого далеко не исчерпан, уверен заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.

— При необходимости из него можно сделать всё что угодно, в том числе и универсальный транспортно-боевой вертолет, — рассказал он «Известиям». — С учетом многочисленных локальных войн, которые идут сейчас в мире, нам очень нужна такая машина, чтобы защитить наших ребят.

ми-8

Противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака» на вертолете Ка-52 «Аллигатор» на территории Летно-испытательного комплекса холдинга «Вертолеты России»

Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

Кроме дальнобойных «Гермесов» новый «Сапсан» сможет применять и обычные для ударных вертолётов ПТУР 9М120 «Атака» в вариантах с кумулятивной, осколочно-фугасной и термобарической боевой частью. Их дальность составляет порядка шести километров.

Помимо управляемых ракет Ми-8АМТШ-ВН оснастят обычным для военно-транспортных машин набором из блоков неуправляемых реактивных снарядов, крупнокалиберных пулеметов, подвесных контейнеров с авиационными пушками и автоматическими гранатомётами. Сможет он применять и авиабомбы калибром от 50 кг до 500 кг.

В самом тяжеловооруженном варианте вертолет будет нести до четырех дальнобойных «Гермесов», до восьми «Атак» или до 2 т авиабомб. Один из вариантов подвески боеприпасов предполагает использование четырех современных ракет воздух-воздух малой дальности «Верба».

Отдельная часть опытно-конструкторской работы — создание дополнительной защиты. Грузовая кабина «Сапсана» получит быстросъемное бронирование, спасающее от стрелкового оружия. Серийные Ми-8АМТШ имеют защиту только для пилотов, задней пулеметной установки и жизненно важных систем. В новой модификации броней прикроют и спецназовцев.

«Горбатые» и реактивная эпоха

В конце войны Ил-2 стали заменять более совершенными штурмовиками Ил-10, но именно Ил-2, любовно называемые экипажами «ильюшами», «горбатыми», «летающими танками», вынесли на своих плечах основной груз боев. В 1941–1945 годах серийные заводы выпустили 36 163 «Ила».

Бронированные штурмовики Ильюшина оказали влияние и на послевоенное развитие нашей авиации уже в период реактивной эры. Речь идет о штурмовике Ил-40, силовой установкой которого служили два турбореактивных двигателя АМ-5Ф. Первый полет опытный экземпляр совершил 7 марта 1953 года под управлением все того же Владимира Коккинаки. Самолет являлся простым в пилотировании: летчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40.

У земли новый штурмовик разгонялся до 993 км/ч (против 385 км/ч у серийных Ил-2), имел нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В процессе подготовки серийного производства Ил-40 военные сделали вывод, что рост эффективности войсковой системы ПВО приведет к большим неоправданным потерям штурмовиков, несмотря на их мощное бронирование. А 29 апреля 1956 года было принято решение ликвидировать штурмовую авиацию как род войск, работы над самолетом Ильюшина свернули.


С этим читают