Кубанские казаки (фильм)

Сюжет

Два кубанских колхоза — «Красный партизан» и «Заветы Ильича» — соперничают друг с другом в социалистическом соревновании. Непростые отношения складываются между двумя их председателями — «лихим казаком» Гордеем Гордеевичем Вороном и молодой вдовой Галиной Ермолаевной Пересветовой. Делегации обоих колхозов едут на осеннюю ярмарку.

Соперничество двух колхозов осложняется взаимной любовью двух передовиков, Николая Ковылёва и Даши Шелест. На пути их любви стоит Гордей Ворон, который вырастил Дашу, как дочь. Также он опасается, что за любовью стоит попытка председателя соседнего колхоза, Пересветовой, переманить ценного работника к себе. Сопротивление Ворона усиливается, когда ему кажется, что на конкурсе самодеятельности птичницы из «Заветов Ильича» высмеивают его в частушке, а Пересветова сравнивает его с ишаком.

Даша уже взрослая девушка и желает сама строить свою личную жизнь. Она договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба, а именно ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как её возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодожёнов остаться в его колхозе, но Николай ссылается на обычаи.

Неожиданно выясняется, что Пересветова втайне давно любит Ворона. Эти слухи доходят до председателя колхоза «Красный партизан», и он верхом на коне нагоняет в степи Пересветову, которая в одиночку на бричке возвращается в свой колхоз. Ворон требует признания и получает его.

Последние статьи

  •   Для чего итальянцы в XVII веке придумали «винные окна», и Как чумная традиция возродилась в наши дни сегодня, 15:40
  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43

Все статьи

Литература

  • Большаков И. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Знание, 1952. — 40 с.
  • Юренев Р.Н. Кинокомедия // Очерки истории советского кино / Под ред. Ю.С. Калашникова, Л.П. Погожевой, Р.Н. Юренева. — М.: Искусство, 1961. — Т. 3. — С. 142—144. — 778 с.
  • Юренев Р. Неукротимость (К 75-летию И. Пырьева) // Экран 1976—1977 / Составители: Ю. Тюрин и Г. Долматовская. — М.: Искусство, 1978. — С. 136—142. — 285 с.
  • Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. — М.: Наука, 1964. — С. 15, 430—435, 440. — 537 с.
  • Лазарев С. Е. «Кубанские казаки» // Казачество. Энциклопедия / Редкол.: А. Г. Мартынов (гл. ред.) и др. М.: АО «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский Печатный Двор», 2015. С. 304—305.
  • Зоркая Н.М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино. — М.: Белый город, 2017. — С. 152. — 249 с.

Последние изменения


12.08.2020

Новое судебное дело №А05-8984/2020 от 12.08.2020 в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

14.06.2019

Завершено рассмотрение судебного дела №А05-3274/2019 от 20.03.2019 в первой инстанции. Организация в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

20.03.2019

Новое судебное дело №А05-3274/2019 от 20.03.2019 в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

19.03.2019

Завершено рассмотрение судебного дела №А05-428/2019 от 17.01.2019 в первой инстанции. Организация в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.


17.01.2019

Новое судебное дело №А05-428/2019 от 17.01.2019 в роли истца, сумма исковых требований 386 860 руб.

29.12.2018

Завершено рассмотрение судебного дела №А05-8060/2018 от 29.06.2018 в апелляционной инстанции. Организация в роли истца, сумма исковых требований 3 981 598 017 руб.

27.12.2018

Новая госзакупка в роли поставщика, контракт № 1121869750129010841, контрагент: ФКУ Ик-7 УФСИН России по Архангельской области


10.10.2018

Изменена категория в Реестре малого и среднего предпринимательства, новая категория: малое предприятие

Не указанные в титрах

  • Виктор Авдюшко — 1-й коневод/1-й комбайнер
  • Алексей Бахарь — 2-й коневод/2-й комбайнер
  • Гавриил Белов — 1-й колхозник
  • Иван Бобров — 1-й председатель колхоза
  • Василий Бокарев — председатель ярмарки
  • Елена Вольская — Клава, подруга Даши
  • Татьяна Говоркова — Авдотья Христофоровна (в начале фильма; озвучивает Валентина Телегина)
  • Владимир Головин — 2-й председатель колхоза
  • Пётр Гродницкий — танцор-казак
  • Александра Данилова — 1-я колхозница
  • Евгений Зосимов — 2-й колхозник
  • Клавдия Козлёнкова — 2-я подруга Даши
  • Виктор Ключарев — 3-й председатель колхоза/1-й зритель на концерте
  • Людмила Крашенинникова — 3-я подруга Даши
  • Елизавета Кузюрина — 2-я колхозница
  • Ольга Ленская — 3-я колхозница
  • Маргарита Лифанова — 4-я подруга Даши
  • Григорий Михайлов — 3-й колхозник
  • Михаил Пуговкин — 3-й коневод/3-й комбайнер
  • Пётр Репнин — 2-й зритель на концерте
  • Павел Тимченко — 4-й коневод
  • Зоя Толбузина — Настя, подруга Даши
  • Владимир Уральский — 4-й председатель колхоза
  • Клавдия Хабарова — 5-я подруга Даши
  • Наталья Цветкова — молодая колхозница

Кто снялся в фильме

Марина Ладынина

Марина Ладынина известная советская актриса, которая родилась в 1908 году. Ее дебют, как актрисы состоялся еще в 16 лет, именно с этого возраста она начала выступать в разных кружках, а после и в театре. У актрисы был прекрасный голос, и вскоре она решила переехать в Москву и поступить на актерские курсы. За времена своей карьеры она успела получить народную артистку СССР.

Сергей Лукьянов

Сергей Лукьянов известный артист советского союза, который родился в 1910 году. Актер исполнил более 22 ролей, в разнообразных картинах. Также он часто играл в большом театре, где его и заметили. Актер в 1952 году получил народного артиста РСФСР. К сожалению, он прожил всего 55 лет, и в 1965 году умер от инфаркта.

В фильме «Кубанские казаки» актер исполнил роль председателя колхоза «Красный партизан» Гордея Гордеича Ворона. Именно этот фильм стал одним из тех, который принес ему популярность.

Владимир Володин


Владимир Володин известный советский актер, родившийся в 1896 году. Славу ему принесли всем известные комедии «Цирк» и «Волга-Волга». Он стал одним из создателей Московского театра оперетты. Актер закончил, театральную школу И.Р. Пельтцера. Изначально актер выступал именно в театре, а после начал сниматься и в большом кино.

В фильме «Кубанские казаки» актер исполнил роль завхоза колхоза Антона Петровича Мудрецова.

Александр Хвыля

Александр Хвыля известный советский актер, который родился в 1905 году. На его счету более 80 работ. В 1922 году актер закончил драматическую студию, благодаря которой и достиг популярности. Долго время актер играл роль Деда Мороза в Кремле. Со временем актер получил народного артиста РСФСР. В фильме «Кубанские казаки» сыграл роль Дениса Степановича Корень районного руководителя.

Съёмочная группа

  • Постановка — Ивана Пырьева
  • Сценарий — Николая Погодина
  • Текст песен — Михаила Исаковского и Михаила Вольпина
  • Главный оператор — Валентин Павлов
  • Музыка — Исаака Дунаевского
  • Звукооператор — Вячеслав Лещев
  • Художники:
    • декораций — Юрий Пименов, Георгий Турылёв, Борис Чеботарёв
    • костюмов — Константин Урбетис
  • Монтаж — Анна Кульганек
  • Режиссёры — Андрей Фролов, Фёдор Филиппов
  • Операторы — Тимофей Лебешев, Виктор Масленников, Амина Ахметова
  • Гримёр-художник — Е. Ф. Ломова
  • Ассистенты:
    • режиссёра — Н. Юдкин, Артавазд Кефчиян
    • художника по костюмам — Тамара Каспарова
    • И. Языканов, П. Кузнецов, М. Дятлов
  • Директор картины — Г. П. Кузнецов
  • Фильм восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1968 году
    • Режиссёр восстановления — Тамара Лисициан
    • Звукооператор — Валентина Ладыгина

История

Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к Пырьеву после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». В феврале 1949 года на киностудии «Мосфильм» был одобрен сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Весёлая ярмарка». На роль Пересветовой была утверждена супруга Пырьева — Марина Ладынина, которая постоянно снималась в фильмах мужа. На роль Гордея Ворона после долгих поисков и проб был выбран актёр театра имени Вахтангова Сергей Лукьянов.

На роль колхозницы Даши несколько неожиданно утвердили тогда малоизвестную актрису Клару Лучко. Лучко рассказывала, что где-то в коридорах столкнулась с Иваном Пырьевым, и он, взглянув на неё, сказал: «Приходи на пробы!», хотя в официальном списке актрис, рекомендованных на пробы, Лучко не числилась. По окончании съёмок знакомство Лукьянова и Лучко имело продолжение: они поженились и прожили в браке пятнадцать лет, до кончины Лукьянова.

Съёмки картины прошли в Курганинском районе Краснодарского края (ярмарка), в Новокубанском районе (свадьба), а на ипподроме совхоза-миллионера «Кубань» Гулькевичского района снимались скачки. Пырьеву не понадобилось сильно приукрашивать действительность, хотя декорации ярмарки, которые тогда не проводилась, пришлось строить с нуля.

Сталину приписывают фразу, сказанную им после первого просмотра: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». Он же и дал фильму название — «Кубанские казаки».

«Кубанские казаки» — один из первых цветных советских фильмов, снятых на плёнке Шосткинского комбината. Картина получила восторженные отклики критиков и с большим успехом прошла в прокате. Особой известностью пользовались песни, которые обрели всенародную популярность.

В 1956 году на XX съезде КПСС Никита Хрущёв обвинил картину в лакировке действительности, и «Кубанские казаки» надолго исчезли с экранов.

В эпоху Брежнева, в 1968 году, картину отреставрировали, отредактировали (убрали атрибуты «культа личности» Сталина), переозвучили (в ряде сцен М. Ладынина переозвучила себя сама, роль С. Лукьянова частично была переозвучена Е. Матвеевым) и вернули зрителю в «обновлённом» варианте, который и ныне идёт по ТВ и тиражируется на видео. Оригинальная версия картины до современного зрителя пока не дошла.

31 декабря 2012 года телеканал «Звезда» показал полную цифровую реставрацию фильма, по версии 1968 года.

Примечания

  1. Александр Казакевич; режиссёр: Константин Голенчик. . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К) (2019). — Документальный фильм ООО «Студия „Неофит“». Дата обращения 20 мая 2020.
  2. Анжелика Пахомова. . Интервью. 7Дней.ру (23 февраля 2017). Дата обращения 20 мая 2020.
  3. Гольдин М. М.  (недоступная ссылка). Опыт государственного управления искусством. Деятельность первого отечественного Министерства культуры. Андрей Гончаров St-suvenir.ru. Дата обращения 20 мая 2020.
  4. , с. 15.
  5. ↑ , с. 431.
  6. ↑ , с. 143.
  7. , с. 434.
  8. ↑ , с. 144.
  9. Юрьенен С. . Радио Свобода (24 мая 2011). Дата обращения 20 мая 2020.
  10. ↑ ссылка проверена 20 мая 2020
  11. , с. 149.
  12. , с. 152.

Критика

Руководитель советской кинематографии того времени И. Г. Большаков утверждал, что «сюжет картины строится на жизненно правдивых конфликтах», а песни из фильма получили широкую популярность в народе. К недостаткам он отнёс «несколько эпизодов, напоминающие собой сцены из старинных водевилей, таких, например, как сцена с колхозным счетоводом Мудрецовым, как выступление на вечере самодеятельности старых птичниц и некоторые другие».

Кинокритик Ростислав Юренев писал, что «„Кубанские казаки“ выделялись своей мажорностью, оптимистичностью», и поначалу критика хвалила фильм. Отмечалась «жизненность характеристик основных героев», а также «стремительность ритма всего фильма». Актриса М. Ладынина «со зрелым мастерством показывает сочетание твёрдости человека, убеждённого в своей правоте, уверенного в своей силе, с нежностью, со слабостью любящей женщины, что делает образ привлекательным, человечным». Ещё более сильное впечатление произвёл образ Ворона, созданный артистом Лукьяновым. «Достижением фильма является его цветовое и музыкальное решение», — писал критик.

Однако в дальнейшем «прозвучало немало обвинений в лакировке действительности, в одностороннем и поэтому неверном показе жизни советской деревни». «Действительно, мир, обрисованный в „Кубанских казаках“, условен, идеализирован, — писал Юренев . — В нём нет противоречий, характерных для действительности, нет преодоления трудностей, настоящих конфликтов».

Ещё в эпоху кинематографа 1950-х годов (Хрущёвская оттепель) особенно не скрывалось, что картина сильно приукрашивает советскую действительность и в сущности является кинематографическим мифом. Сам Н. С. Хрущёв назвал фильм слащавым, приторным, фальшивым.

В сценарии практически отсутствует конфликт, всё, что видит зритель в почти опереточном сюжете, — это столкновение «хорошего с лучшим». Знаменитые ломящиеся от изобилия столы с сельской ярмарки (при том, что 1949 год — это тяжёлое послевоенное время) стали своего рода символом сталинского кино.

С другой стороны, современные критики признавали, что у картин Пырьева есть своё глубокое обаяние, которое подсознательно привлекало к нему зрителей. Мифологизация действительности, утопия на экране становилась только внешней формой, за которой зрители пытались увидеть будущую замечательную послевоенную жизнь.

Как писал о картине известный режиссёр Сергей Соловьёв:

Стиль выдающихся картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — это грандиозно правдивая энергетика империи.

Особо следует отметить работу композитора Исаака Дунаевского, музыка которого придаёт фильму неповторимое обаяние.

Киновед Р. Юренев писал, что «в меру возможностей и условностей жанра музыкальной комедии, киноводевиля, оперетты картина правдива». Киновед Нея Зоркая оценивала фильм «как цветной, шумный, весёлый, моментами грустный, искренний и талантливый кинобалаган».


С этим читают