Загадка крушения ту-154 раскрыта

Ту-154, рейс 1047

Рейс из Москвы в Сочи авиакомпании «Сибирь» покинул взлетную полосу «Домодедова» раньше волгоградского — в 21:35 по московскому времени. Полет продолжался нормально около полутора часов, но примерно в 22:55 с борта самолета, который к тому времени находился над территорией Ростовской области, поступил сигнал о чрезвычайном происшествии. По данным «Интерфакса», сославшегося на слова «источника в одной из властных структур», речь шла о захвате судна, однако РИА «Новости» позднее сообщило со ссылкой на «компетентные ведомства», что пилоты лишь подали сигнали SOS.


Однако прокуратура Ростовской области по факту катастрофы возбудила уголовное дело по статье 263 УК РФ — преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта. «Для возбуждения дела по этой статье есть веские основания: за минуту до гибели самолета в дежурную часть линейного отдела внутренних дел Ростова поступило сообщение от диспетчера Свиридова о нападении на экипаж самолета», — заявили представители ГУВД области.

Также стало известно, что через несколько минут после сигнала с борта Ту-154 в Центр управления полетами авиакомпании «Сибирь» пришла телеграмма от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации с предупреждением о том, что на одном из двух разбившихся в эту ночь самолетах сработала сигнализация о захвате воздушного судна.

Почти сразу же после чрезвычайного сигнала Ту-154 исчез с экранов радаров — это произошло спустя две-три минуты после того, как над Тульской областью потерпел катастрофу Ту-134. Как удалось узнать интернет-изданию Газета.Ру, в этот момент Ту-154 находился на высоте 12 тысячи метров, причем сигнал с радара пропал мгновенно — так бывает, когда конструкции самолета разрушаются мгновенно, без предварительных маневров и потери высоты.

Взрыва с земли никто не увидел, потому что он произошел за облаками. Обломки разлетелись более чем на 10 километров, и пока они падали, все топливо вылилось и испарилось, поэтому пожара при падении обломков не было. По этой причине, а также из-за высокой облачности над местом катастрофы обломки Ту-154 удалось обнаружить не сразу, а лишь утром. Всю ночь спасатели исследовали территорию Миллеровского и Каменск-Шахтинского районов Ростовской области. В конце концов обломки и тела людей были найдены в 9 километрах южнее поселка Глубокий Каминск-Шахтинского района. Позднее был найден и один из бортовых самописцев самолета.

Авиакомпания «Сибирь» также организовала «горячую линию» для родственников пассажиров авиалайнера, выполнявшего рейс Москва-Сочи. Номер ее телефона — 8 800 200 00 07. На сайте авиакомпании уже размещена информация о том, в каком порядке будет выплачиваться компенсация родственникам погибших.

По уточненным данным, на борту рейса 1047 находились 38 пассажиров (среди них один ребенок) и 8 членов экипажа. Самолетом управлял пилот 1-го класса Михаил Гурьев.

Что не так с расследованием?

Официальную версию крушения Ту-154 подвергают критике не только родственники жертв, но и журналисты. Главный редактор “Эха Москвы” Алексей Венедиктов не раз выступал с сомнениями по поводу правдивости версии Минобороны. Во-первых, говорит журналист, в момент трагедии в районе ЧП было облачно — пилот не мог перепутать небо и водную гладь. Во-вторых, Минобороны заявляло, что черные ящики лайнера устарели и прочитать их невозможно. Затем от этих слов военные отказались. Также вначале они говорили о неправильно открывшихся закрылках лайнера, не давших набрать высоту. В окончательную версию этот факт также не попал.

На церемонии прощания. Фото: Reuters Вызывает вопросы и то, зачем вообще самолет, летевший из Москвы в Сирию, приземлился в Сочи, какой груз он там получил. Известно, что такие лайнеры летают без дозаправки и на большие расстояния.

В сентябре 2017 года главкома воздушно-космических сил России генерал-полковника Виктора Бондарева отправили в отставку. СМИ писали тогда, что это сделано из-за некачественного расследования гибели Ту-154.

Примечания

Комментарии
Источники
  1. . РИА Новости. Дата обращения 22 марта 2018.
  2.  (англ.). cnn.com (25 December 2016). Дата обращения 16 августа 2020.
  3. . lenta.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 16 августа 2020.
  4. . interfax.ru (29 декабря 2016). Дата обращения 16 августа 2020.
  5. . Интерфакс (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  6. Информационное агентство «ФАН». . . ООО «АвиаПорт» (НИИЭАП) (30.12.2016 12:21).
  7. ↑ . mil.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  8. . Интерфакс (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  9. . ТАСС (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  10. . 1tv.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  11. . tvzvezda.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  12. . ntv.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  13. . spbdnevnik.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  14. . Пресс-центр ИКИ РАН.
  15. . ТАСС (26 декабря 2016). — «На снимке видно, где разлилось по морю топливо, где узкая часть, так сказать «носик» пятна. По всей видимости, там произошёл удар самолёта о поверхность воды, а дальше пятно распространяется на юго-восток. Снимок имеет разрешение 10 метров в пикселе. От берега до «носика» — 1,4 километра.». Дата обращения 26 декабря 2016.
  16. . Интерфакс (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  17. Игорь Агеенко. . РИА Новости (25 декабря 2016). Дата обращения 30 декабря 2016.
  18. . Дата обращения 19 января 2017.
  19. . ФГКУ «Южный региональный поисково-спасательный отряд» МЧС России (26 января 2017). Дата обращения 28 января 2017.
  20. Константин Волков. . Российская газета (25 декабря 2016).
  21. . Kremlin.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 28 декабря 2016.]
  22. . Газета.Ru (25 декабря 2016).
  23. . Regnum (28 декабря 2016). Дата обращения 28 декабря 2016.
  24. . Патриархия.Ru (25 декабря 2016). Дата обращения 28 декабря 2016.
  25. . РИА Новости (27 декабря 2016). Дата обращения 28 декабря 2016.
  26. . sledcom.ru (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  27. . Интерфакс (25 декабря 2016). Дата обращения 25 декабря 2016.
  28. . Коммерсантъ (25 декабря 2016).
  29. Антон Никитин. . Взгляд.ру (25 декабря 2016).
  30. . Интерфакс (25 декабря 2016).
  31. . РИА Новости (26 декабря 2016).
  32. (16 января 2017).
  33. Машкин С. . Коммерсантъ (28 января 2017). Дата обращения 28 января 2017.
  34. Машкин С. . Коммерсантъ (7 февраля 2017). Дата обращения 7 февраля 2017.
  35. Машкин С. . Коммерсантъ (14 марта 2017). Дата обращения 14 марта 2017.
  36.  (англ.). Репортер (25 January 2017). Дата обращения 21 марта 2019.

Версии

Больше всего в том, что произошло, удивляет странное совпадение: оба самолета вылетели из одного и того же московского аэропорта и оба потерпели катастрофу почти одновременно. Можно отметить также, что оба самолета совершали рейсы в южном направлении.

Никаких официальных результатов расследования гибели Ту-134 и Ту-154 пока нет, но многие авторитетные лица неофициально высказывают мнение, что речь может идти о «синхронизированном теракте, проведенном хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе» — так считает, например, бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов. Хотя пронести взрывчатку на борт самолета достаточно сложно, «всегда можно предположить, что кто-то недовыполнил свои обязанности. Скорее всего, кто-то должен был участвовать в сговоре по допуску соответствующего груза на борт самолета», — заявил Савостьянов в интервью радиостанции «Эхо Москвы».

К такому же мнению склоняются и неназванный представитель одного из российских авиационных ведомств, с которым беседовал корреспондент «Интерфакса», и даже посол России в ООН Андрей Денисов, заявивший в интервью информационному агентству Associated Press, что самолеты Ту-134 и Ту-154 могли погибнуть в результате теракта.

Тем не менее в ФСБ утверждают, что делать выводы еще рано и в настоящее время следователи работают над разными версиями. Впрочем, к какому бы выводу они ни склонились, в число ответчиков наверняка попадут сотрудники аэропорта «Домодедово»: если самолеты погибли по техническим причинам, то спрос будет с технических служб «Домодедова», а если все дело в терактах — то со службы безопасности.

Так или иначе, но во всех аэропортах, портах и на вокзалах Российской Федерации с утра 25 августа усилены меры безопасности, о чем журналистам сообщил исполняющий обязанности начальника Управления информации, региональных и общественных связей МВД России Валерий Грибакин.

Соболезнования российским гражданам в связи с гибелью людей в Тульской и Ростовской областях выразили президенты Азербайджана, Белоруссии, Литвы и Украины.

Дмитрий Иванов

Пилот потерялся в пространстве

Как писал “Коммерсант” со ссылкой на выводы Минобороны, пилот на седьмой секунде полета “начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели, упустил контроль за параметрами взлета и отвлек коллег”. Согласно версии военных, сначала командир лайнера отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты, затем приказал убрать закрылки на неподходящей высоте, при этом продолжая отклонять штурвал.

Набережная Сочи. Фото: Reuters «Самолет стал интенсивно, по 6–8 метров в секунду, терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, в кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания. Видимо, заподозрил неладное все тот же штурман, задавший неизвестно кому риторический вопрос с использованием нецензурного слова, на который, впрочем, так и не получил ответа», — писал “Коммерсант”.

По его сведениям, пилот попал под действие соматогравитационных иллюзий — перестал ориентироваться на показания приборов и положился на собственные ощущения. Ему показалось, что самолет слишком быстро набирает высоту, когда в действительности он снижался.

«Бардак»

И Магомет Толбоев, и Олег Смирнов считают главной причиной катастрофы — неудовлетворительную организацию полета.

Толбоев ее описывает лаконично: «Бардак». И поясняет: «Отсутствие организации полета в соответствии с нормативными документами, которые хоть в Америке, хоть в России, хоть в Канаде одинаковые».

«Во-первых, не было, как обычно, предполетной постановки задачи. Цель полета, маршрут полета, и так далее. Все шло по самотеку. Кто-то позвонил командиру, сказал, ты полетишь! Он сказал, я устал, всю ночь не спал, с Дальнего Востока, а ему: ну ты чего, не хочешь лететь, чего тут такого-то, туда-обратно?» — говорит эксперт.

По словам Толбоева, он знаком с некоторыми материалами расследования, и полагает, что второй проблемой было отсутствие «слетанности» экпипажа: «В экипаже не было согласованности, не было единого командира, пять человек на борту — первый пилот, второй пилот, бортинженер, бортрадист и бортштурман были лишены командира».

Устаревший лайнер

Потерпевший крушение самолет был построен еще в 1983 году. Его срок службы истекал в 2018 году. Лайнер все это время принадлежал Минобороны, его налет составлял 6,6 тыс. часов при ресурсе в 60 тыс.

Ту-154. Фото: Reuters

Последний раз самолет ремонтировали в декабре 2014 года, в сентябре 2016-го, за три месяца до трагедии, он прошел плановое обслуживание. За штурвалом в момент трагедии находился летчик первого класса Роман Волков. Он имел около 4 тыс. часов летной практики, в том числе более 1,5 тыс. часов на Ту-154.

Полет продолжался всего 70 секунд. Лайнер достиг высоты 250 метров и скорости 260 км/ч, после чего стал падать.

Версия №3. Теракт

По словам одних специалистов, версия теракта «практически исключается», однако по словам других — этот вариант все-таки отрабатывают, передает «Лента.ру». Сейчас спецслужбы проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.

«Вероятность теракта — это версия. Она не может быть подтверждена или опровергнута до получения информации с бортовых самописцев, но она рассматривается», — сказал источник, также отметив, что предполетный досмотр на рейсах военных бортов не всегда отличается тщательностью, характерной для служб авиационной безопасности гражданских аэропортов.

В тему Музыканты ансамбля им. Александрова и журналисты Первого канала: список пассажиров разбившегося самолета Минобороны

Между тем, Портал 66.ru нашел на профильном форуме аудиозапись разговоров диспетчеров и экипажа перед вылетом, по ней слышно, что никаких внештатных ситуаций перед взлетом не было. Послушать ее можно .

Известно, что обломки самолета разбросаны в море в радиусе нескольких километров, а крушение произошло через семь минут после взлета. По словам майора ВВС, летчика-инструктора Андрея Красноперова, то, что самолет взлетел и пошел на разворот, означает что двигатели работали исправно и топливо было нормальное, иначе инцидент мог бы случиться еще на взлете. «Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени», — заявил он в интервью «Коммерсанту», вспомнив про самолет, летевший из Египта в Санкт-Петербург, который взорвали террористы в воздухе.


Кроме того, по его словам, Ту-154 — очень надежные самолеты, а то, что пилот не успел подать никаких сигналов бедствия, также настораживает. «Очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен», — сказал Красноперов, уточнив, что и пилоты были очень опытными.

В тему Самолет развалился еще в воздухе. Эксперты назвали первые версии крушения Airbus А321

«Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается», — заявил летчик.

Андрей Красноперов:

Напомним, в авиакатастрофе никто не выжил. Помимо восьми членов экипажа, на борту также были военнослужащие Вооруженных Сил РФ, музыканты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе «Хмеймим», а также девять журналистов «Первого канала» (корреспондент, звукорежиссер и оператор), «Звезды» и НТВ. Кроме того, среди погибших — глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза.

В тему Список пассажиров, предварительные версии: всё, что достоверно известно об аварии военного самолета в Якутии

Отметим, что это уже вторая авииакатастрофа с участием самолета Минобороны за неделю. Ранее, в понедельник, в Якутии разбился Ил-18, все пассажиры и члены экипажа выжили, потому что летчики смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране.

Красноперов отмечает, что тогда метеоусловия были ужасными, но пилоты справились, а сегодня погодные условия были хорошими, и если бы что-то случилось с самолетом или с двигателем, борт бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. «Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? — говорит Красноперов. — А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось».

Ил-18 и Ту-154, разбившиеся на этой неделе, в аэропорту Кольцово.

Примечательно, но оба самолета — и Ил-18, и Ту-154 — базировались в екатеринбургском аэропорту Кольцово.

Самолёт

Разбившийся самолёт в 1996 году (в ливрее «Аэрофлота»)

Ту-154Б-2 (регистрационный номер RA-85572, заводской 83A572, серийный 0572) был выпущен 29 марта 1983 года Куйбышевским авиационным заводом (КуАПО) 6 ГУ МАП СССР (ныне — завод «Авиакор»). 12 мая того же года был передан 223-му лётному отряду Министерства обороны СССР, базирующемуся на аэродроме Чкаловский (800-я авиационная база 2-го разряда). Оснащён тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2У производства КМПО. На день катастрофы налетал 6689 часов.

В основном летал на средние расстояния с продолжительностью полёта 1,6 часа (находился на хранении 8 раз). Последний плановый ремонт проходил 29 декабря 2014 года. Следующий плановый ремонт и продление ресурса эксплуатации намечались на 2018 год. Однако в декабре 2016 года был выполнен внеплановый ремонт на «Авиакоре» по причине течи топлива из крыльевого бака; все замечания были устранены и работы приняты военной приёмкой.

Перед вылетом самолёт прошёл все необходимые проверки и был полностью исправен.

По информации международных СМИ, за период с 1994 по 2016 годы произошло 17 авиакатастроф с участием самолётов Ту-154 (большинство из них по причине человеческого фактора), в них погибли 1760 человек. В частности, в апреле 2010 года самолёт этого же типа разбился под Смоленском, тогда погибли президент Лех Качиньский и многие члены польского правительства

После катастрофы 2016 года использование самолётов Ту-154, принадлежащих силовым структурам РФ, было приостановлено до выяснения причин произошедшего.

Хронология событий

Катастрофа

Внешние изображения

Ту-154Б-2 борт RA-85572 совершал рейс Москва (Чкаловский, Россия) — Латакия (Хмеймим, Сирия) с промежуточной посадкой в аэропорту Сочи для дозаправки. Первоначально дозаправка планировалась в Моздоке, но из-за погодных условий была перенесена.

Лайнер вылетел из Сочи 25 декабря в 05:25 MSK (02:25 GMT) в сторону Чёрного моря и после двух поворотов на 90° вправо по борту взял курс на восток в сторону Каспийского моря и попытался резко набрать высоту. Через две минуты, в 05:27, самолёт пропал с экранов радаров и рухнул в море с левым креном в 1,6 километра от берега и в 6 километрах от взлётной полосы.

Фактическая погода в аэропорту Сочи в момент катастрофы: ветер — 060° (северо-восточный), 4 м/с, видимость — 10 километров, высота нижней границы облаков — 1000 метров, температура воздуха +5 °C, температура точки росы +1 °C, относительная влажность воздуха — 75 %.

Поисковая операция

25 декабря службами Министерства обороны Российской Федерации и МЧС России был начат поиск обломков самолёта и тел погибших. Поисковая операция координировалась из Национального центра управления обороной министром обороны Сергеем Шойгу. Первоначально поиск вели 7 судов, а также 5 вертолётов Ми-8. К вечеру группировка была увеличена до 32 судов и катеров. Были привлечены 109 водолазов, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты «Тайгер» и «Фалькон».

К 26 декабря поисковая группа была увеличена до 3500 человек, было привлечено 45 кораблей (в том числе 7 судов Черноморского флота), 192 водолаза, глубоководные аппараты, 12 самолётов и 5 вертолётов. В поисковой операции приняло участие МЧС Абхазии.

26 декабря Минобороны сообщило об обнаружении обломков самолёта на дне Чёрного моря. Обломки находились на расстоянии 1700 метров от берега и имели радиус разброса 500 метров.

27 декабря был извлечён на поверхность первый из двух бортовых самописцев (речевой), который в дальнейшем был доставлен для снятия данных в Центральный научно-исследовательский институт ВВС. Также в этот день было обнаружено большое скопление обломков на расстоянии 4,5 километров от берега.

28 декабря был поднят на поверхность второй самописец (параметрический). Его состояние было оценено как хорошее, началась его расшифровка.

29 декабря была завершена активная фаза поисковой операции. Всего были обнаружены тела 20 человек и многочисленные останки. Найденные тела и фрагменты тел жертв катастрофы отправлялись в Москву для проведения опознания и генетической экспертизы. Были обнаружены и подняты на поверхность мелкие части самолёта, о подъёме крыльев и фюзеляжа не сообщалось.

Первые похороны прошли на Федеральном военном мемориальном кладбище 29 декабря 2016 года. В январе 2017 года, после проведения ДНК-экспертизы, были идентифицированы останки 70 погибших; их похороны состоялись 14, 16 и 17 января.

Список погибших в разбившемся Ту-154 в черном море

  • Буряченко Борис Борисович

  • Баловников Дмитрий Васильевич

  • Баздырев Андрей Карлович

  • Белоножко Дмитрий Михайлович

  • Васин Михаил Анатольевич

  • Георгия Оганес Петрович

  • Давиденко Кирилл Андреевич

  • Денискин Сергей Иванович

  • Денисов В.В.

  • Журавлёв Павел Васильевич

  • Закиров Радик Равилевич

  • Иванов Максим Александрович

  • Котляр Сергей Аркадьевич

  • Кочемасов Андрей Сергеевич

  • Кривцов Алексей Александрович

  • Литвяков Дмитрий Николаевич

  • Мокриков Алексей Олегович

  • Моргунов Алексей Алексеевич

  • Насибулин Жафьяр Анберович

  • Новокшанов Юрий Михайлович

  • Поляков Владимир Викторович

  • Савельев Андрей Владиславович

  • Соколовский Анатолий Владимирович

  • Тарасенко Артем Николаевич

  • Узловский Аркадий Аркадьевич


  • Халимон Владимир Леонидович

  • Штуко Александр Александрович

  • Коносовский А.В.

  • Крючков Иван Андреевич

  • Ермолино Вячеслав Иванович

  • Быков Сергей Леонидович

  • Колобродов Кирилл Александрович

  • Корзанов Олег Викторович

  • Ларионов Иван Фёдорович

  • Ляшенко Кирилл Иванович

  • Михалин Виктор Константинович

  • Старший сержант Попов Владислав Андреевич

  • Разумов Александр Александрович

  • Сайдов А.А

  • Серов Александр Сергеевич

  • Шахов Иван Викторович

  • Арчукова Анастасия Александровна

  • Гильманова Ралина Робертовна

  • Игнатьева Надежда Владимировна

  • Клокотова Мария Александровна

  • Корзанова Екатерина Иосифовна

  • Пырьева Лилия Александровна

  • Сатарова Виктория Исраиловна

  • Трофимова Дарья Сергеевна

  • Хорошева Любовь Николаевна

  • Цвиритько Анна Игоревна

  • Шалун Ольга Юрьевна

  • Гурар Людмила Ильинична

  • Сулейманов Борис Рашидович

  • Стомер Иван Витальевич

  • Халилов Валерий Михайлович

  • Губанков Антон Николаевич

  • Бадрутдинова Оксана Тахировна

  • Сонников Андрей Валентинович


  • Гужова Любовь Александровна

  • Ивашко Алина Николаевна

  • Бродский Владимир Аркадьевич

  • Булочников Евгений Вячеславович

  • Голиков Владислав Владимирович

  • Осипов Григорий Леонидович

  • Санин Виктор Васильевич

  • Майоров Константин Владимирович

  • Хасанов А.Б.

  • Ваганов А.И.

  • Абросимов С.С.

  • Ржевский В.В

  • Рунков Д.А

  • Сойдов А.А.

  • Лужецкий М.В.

  • Пестов О.М.

  • Толстов Е.В.

  • Обухов П.К.

  • Суранов А.А.

  • Колосовский А.В.

«Непонятно, что заставило человека так себя вести»

Заслуженный летчик-испытатель России, генерал-майор Магомет Толбоев утверждает, что, потеря ориентации не такая уж редкая вещь в пилотировании самолета.

«Это бывает при переходе с берега на море, когда небо и море сливаются в одно. И в Америке много погибало при этом», — рассказал он в интервью Русской службе Би-би-си.

При этом, по словам Толбоева, пилот в такой ситуации должен был вести самолет по приборам: «Он смотрел вперед, вверх, вниз, запутался, хаотично двигал рулями, усугубил дело, не перешел на приборы… Непонятно, что заставило человека так себя вести. И при этом второй пилот тоже молча сидел».

Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов считает, что вероятной причиной такого поведения стала усталость экипажа и командира воздушного судна, которым не дали отдохнуть перед полетом.

«Человек так устроен, что он восемь часов должен поспать. Это не наше изобретение, это природа так распорядилась. И если человек спит меньше восьми часов, то у него притупляются те стержни, на которых держится устойчивость к подобным явлениям», — говорит эксперт.

При этом, по его словам, 3000 часов налета — это не очень много для пилота гражданской авиации, но вполне достаточно, чтобы при нормальной организации полета безопасно управлять самолетом.

Неофициальные итоги

Пресс-релиз минобороны появился в среду вечером, а в четверг газета «Коммерсант» со ссылкой на выводы комиссии, оказавшиеся в распоряжении издания, написала, что «возникновению критической ситуации на борту способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях».

В статье говорится, что командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле — во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Офицер никак не мог понять, с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы». Полосу он в результате нашел «с помощью автомобиля сопровождения».

Затем, согласно публикации «Коммерсанта», на седьмой секунде полета Волков стал эмоционально выяснять у экипажа, каким курсом они взлетели. Спустя еще несколько десятков секунд он стал отклонять штурвал от себя, направляя машину к земле, на 53 секунде полета, когда самолет поднялся всего на 157 метров, приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это происходит на высоте 500 метров, затем перевел самолет в левый крен. Ту-154 стал падать, заваливаясь на левый бок.

Несколькими днями ранее на этой неделе на специализированных форумах в рунете стали обсуждаться утекшие в сеть выдержки из документа, который выглядит как предназначенная для служебного пользования записка о результатах расследования.

На официальный запрос со стороны Би-би-си подтвердить или опровергнуть аутентичность документа минобороны на момент публикации материала не ответило.

При этом описание полета в нем близко тому, что было опубликовано «Коммерсантом». Главным выводом и там называется «нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

Кроме того, как говорится в документе, подлинность которого установить не удалось, среди обстоятельств, выявленных в ходе следствия, была неудовлетворительная работа при подготовке полета и организации летной работы экипажа.

При этом ранее минобороны характеризовало Волкова как опытного пилота, летчика первого класса, общий налет которого превышал 3000 часов.


С этим читают