Генплан краснодара до 2020 года

Новая набережная

Еще один масштабный проект, стоимостью в 2,5 миллиарда рублей уже одобрила государственная экспертиза. Открытую прогулочную зону в виде набережной подарят власти города для жителей. Каркасом пешеходной зоны станут укрепительные сооружения на протяжении 400 метров. Защита от размыва берегов и весеннего подтопления в виде вертикальной железобетонной стены появится в Краснодаре до 2021 года. Сама набережная станет естественным продолжением Рождественского парка и продлится до парка имени 30-летия Победы.


«Важнейшая достопримечательность города» — так называет будущую набережную глава краевого центра Евгений Первышов. Чтобы как можно скорее приступить к строительству, глава города рассчитывает на помощь губернатора края и федеральную программу софинансирования. Кроме того, городские власти считают этот проект отправной точкой для дальнейшего благоустройства территорий по берегам реки.

  • Новостройки Санкт-Петербурга в 2020 году
  • Новостройки Воронежа 2019-2020 года
  • Новостройки Казани от застройщика 2019-2020 года

Новая дорожно-транспортная система

Особое внимание власти Краснодара уделяют планированию новых транспортных магистралей и улично-дорожных сетей. В настоящее время город перегружен потоком машин

На подъезде к Краснодару заторы возникают из-за автомобилей, движущихся в направлении к Черному морю. Это проблему должно решить строительство Дальнего Западного обхода города.

Также планируется построить несколько четырехполосных магистралей и автомобильных развязок. Среди них трасса “Южный скоростной периметр”, развязка на трассе М-4 “Дон” и другие. За 2019 год ремонтные работы пройдут на протяжении почти 100 км дорожного полотна. Это более полусотни дорожно-уличных сетей и населенных пунктов. Всего на реформирование дорожно-транспортной системы Краснодар потратит более 3 миллиардов рублей.

Кроме того, с 2019 года в Краснодаре начнется программа по обновлению городского электротранспорта. В 2019 году депо пополнится 33 низкопольными трамваями, в 2020-планируется закупить еще 37 вагонов, а в 2021 году- 28 вагонов. Сообщается, что односекционный вагон рассчитан на 170 пассажиров, трехсекционный на 255.

Проект с учетом мнения жителей

«Ваше мнение обязательно учтут» – под таким девизом администрация Краснодара разместила на своем официальном сайте www.krd.ru раздел, посвященный разработке генерального плана города. Городские власти предлагают жителям принять активное участие в создании проекта главного градостроительного документа столицы Кубани. Познакомиться с основными положениями плана, схематичным расположением планируемых объектов можно всем желающим. После прохождения простой регистрации пользователи имеют возможность оставлять свои комментарии, пожелания и замечания.

Тенденция учитывать мнение жителей в отношении предлагаемых стратегий развития городов в России не нова.  Общественные обсуждения градостроительных планов пришли на смену общественным слушаниям, которые часто проводились в неудобное для работающих граждан время. Обсуждение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет закреплено законодательством РФ и с успехом практикуется не первый год. Жители России, в том числе и краснодарцы, активно участвуют в планировании своих родных городов.

«План Юнгера»

Не думайте, что резко возросшее число жителей Краснодара, «понаехи» – это примета исключительно нашего времени. Сто лет назад, в начале 20-х годов прошлого века население города увеличилось в полтора раза за счет мигрантов, и это несмотря на огромные людские потери военного времени (Первая мировая). Потребность в жилье стояла очень остро. Переселенцы строили свои дома хаотично, кто во что горазд – и новая власть поняла, что необходим Генплан развития кубанской столицы.

«План Юнгера», представленный общественности в апреле 1923 года, оказался чрезвычайно революционным проектом, в духе той беспокойной эпохи. Добавим, что разрабатывало его областное коммунальное управление, расположенное в Ростовена-Дону, – и наши соседи весьма бесцеремонно обошлись с исторической прямоугольной планировкой города (к счастью, благополучно дожившей в центре до наших дней).

Проект с учетом мнения жителей

На официальном интернет-портале городской администрации www.krd.ru размещена информация, посвящённая подготовке нового генерального плана

Власти приглашают горожан поучаствовать в обсуждении данной темы и обещают принять во внимание мнения жителей. На сайте можно ознакомиться с проектом будущего градостроительного документа и высказать свои предложения

Возможность оставлять комментарии на сайте доступна только зарегистрированным пользователям, но процедура регистрации проста.

Краснодар – не первый город России, который использует сеть Интернет для обсуждения общественных вопросов. Такой формат разрешён законодательством Российской Федерации и уже был успешно применён в других городах, вытесняя устаревшую практику общественных слушаний. Жители России активно принимают участие в разработке стратегии развития родных городов, и мнения горожан обязательно учитываются.

Время перемен

Вариант генерального плана столица краснодарского края в существующем на сегодняшний день виде давно неактуален. Некоторые цели достаточно успешно были достигнуты, а достижение других уже не принесет желаемых результатов. По этой причине главный градостроительный документ Краснодара должен быть пересмотрен и усовершенствован с учетом требований современности.

На всеобщее обсуждение план города был выставлен еще в 2016 году. Но его окончательная версия до сих пор так и не была принята. Глава столицы региона Кондратьев открыто выразил свое недовольство из-за затянутых сроков разработки и принятия генплана города. В свою очередь мэр Краснодара во время сбора градостроительного совета дал обещание доработать и утвердить окончательную версию документа до конца 2019 года.

Время перемен


Версия генерального плана Краснодара, в том виде, в котором она сейчас существует, давно устарела. К такому выводу пришли ведущие архитекторы и проектировщики города. По мнению специалистов, часть проектов из предыдущего плана 2012 года уже реализована, а другая часть потеряла свою актуальность. Поэтому программа глобальной перестройки Краснодара требует так называемой «перезагрузки» с учетом современных реалией.

На общественное обсуждение генплан был представлен в 2016 году. Несмотря на это, его окончательный вариант до сих пор не принят. Свое недовольство затягиванием разработки документа выразил глава Кубани Кондратьев. На заседании общественного градостроительного совета мэр города Евгений Первышов пообещал главе региона, что основной документ будет получен к концу 2019 года.

Главная улица – Октябрьская

Следующий Генплан, разработанный в 1929-30 годах институтом Гипрогор (архитектор Шибаев), оказался более реалистичным.

В нем в период индустриализации всей страны была четко поставлена задача – превратить город в индустриально-аграрный центр. В этом документе удалось соблюсти баланс между экономикой и экологией: например, разумные рекомендации по сохранению экосистемы Карасунских озер и по размещению свалок промышленных и бытовых отходов. А недостатком, по тем временам неизбежным, стало почти полное игнорирование социальной среды.

Исполнялся же этот план очень вяло и непоследовательно. Даже его разработку не довели до конца – кроме, конечно, строительства промпредприятий.

В 1937 году Краснодар становится краевым промышленным центром богатого хлеборобного края. И Генплан 1940-го, разработанный архитектором Булатовым, был призван превратить столицу Кубани в «новый социалистический город, достойный великой сталинской эпохи».

Центр – площадь Сенного базара. Главной улицей должна была стать Октябрьская, причем ее предлагали значительно расширить, запустить троллейбусы.

По плану третьей пятилетки намечался большой рост промышленных предприятий – и прежде всего для них планировалось строительство первой очереди ТЭЦ у Старой Кубани с мощностью до 25 тыс. киловатт.

Воплощению в жизнь этого Генплана помешала война.

Новая набережная

Мэр Краснодара Евгений Первышов утвердил проект единой набережной, которая протянется вдоль реки Кубань от Рождественского парка в ЮМР до парка 30-летия Победы на Затоне. Набережная станет главной прогулочной зоной города и соединит Центральный и Юбилейный микрорайоны. Она будет иметь протяжённость более 4 километров.

Проект берегоукрепления был представлен на публичных слушаниях и одобрен жителями. Стоимость укрепительных сооружений оценивается в 2,5 млрд рублей. Для реализации этого проекта мэрия Краснодара рассчитывает получить финансовую поддержку от государства в рамках федеральной программы 2019 года.

Новые микрорайоны

Жители города активно мигрируют из одних районов в другие и осваивают новые территории. И карта города при этом постоянно меняет свои очертания, включая в план Краснодара новые жилые комплексы и социальные учреждения. По действующей версии генплана до 2020 года в городе построят еще несколько жилых микрорайонов. Например, на территории станицы Елизаветинской возведут несколько зданий низкой этажности. В том же районе построят детские сады, общеобразовательную школу и больницу. На берегу реки для жителей столицы Кубани будет создан современный жилой район.

По схеме генерального плана периметр объекта будет включать в себя многоэтажные дома, а вся инфраструктура будет удобно расположена внутри территории. В районе будет открыто 9 школьных учреждений, более 20 детских садов, поликлиника и спортплощадки. Еще одна жилая зона возникнет между поселениями Зеленопольский и Знаменский. В районе будут построены жилые дома, поликлиника, дошкольное учреждение и школа. Пустую площадь в Карасунском округе займут два общеобразовательных учреждения, несколько детских садов, церковь, больница, парк и сквер. Для жильцов новых домов будет разработана отличная инфраструктура.

Большие перемены также ждут Прикубанский городской округ. По генеральному плану Краснодара на территории будут созданы жилые микрорайоны и общественно-деловые учреждения. Несколько объектов планируют закончить еще до 2020 года. Но по словам администрации города все наиболее важные и охраняемые природные территории в ходе строительства затронуты не будут.

Отметим, что в 2019 году в столице Кубани планируется закончить строительство трех крупных образовательных учреждений, шести детских садов и новых корпусов для одной из гимназий города. На эти работы из бюджета выделена сумма более 3 миллиардов рублей.

Новые микрорайоны

Краснодар активно растет и развивается: строительство новых жилых массивов меняет очертания города. По плану, к 2020 году изменения коснутся следующих территорий:

  • Рядом со станицей Елизаветинской планируется строительство малоэтажного жилого района со школой и детским садом.
  • Вблизи района Гидростроителей появится большой многоэтажный жилой комплекс с развитой инфраструктурой. Проект развития территории включает в себя строительство 22 детских дошкольных учреждений, 9 школ и современного медицинского комплекса со станцией скорой помощи. Жилые дома будут расположены по периметру осваиваемой территории.
  • В районе посёлка Знаменский в Карасунском округе запланировано строительство жилого массива вместе с развитой социальной инфраструктурой, предназначенной для новых домов.
  • Прикубанский округ остаётся самым большим и стремительно развивающимся округом города. В нём, согласно плану, к 2020 году построят новые жилые дома, бизнес-центры и объекты инфраструктуры.

Легенда поможет


Чтобы разобраться в карте функциональных зон поселения, сначала требуется изучить ее легенду: она находится в левом верхнем и в правом верхнем углу. Смотрю на документ: он усеян крошечными разноцветными квадратиками. Если внимательно прочитать легенду, то можно понять, что, к примеру, бирюзовые квадратики — это существующие зеленые зоны. Тем же цветом, только в полоску, обозначены проектируемые скверы, парки и аллеи.

Появится ли возле моего дома, расположенного на ул. Российской, 79/3,  зеленая зона? Находим на карте адрес. Между моим домом и кольцом ул. Российской и 40-летия Победы уже давно растут деревья, но как зеленая зона она не сформирована. Поэтому эта территория обозначена бирюзовым квадратиком в полоску — как проектируемая зеленая зона. 

В конце концов я все же стала более или менее разбираться в схемах и чертежах. Правда, для этого мне понадобился не один час. Вместе с Владиславом Амерхановым мы сформулировали предложения по благоустройству территории возле моего дома, которые и отправлю разработчикам. 

Для общественных обсуждений на сайте администрации города будет опубликован проект Генплана в упрощенном формате. Я посоветовала бы краснодарцам, уж если эта информация доступна, изучить хотя бы фрагменты, которые касаются вашей жизни — территории возле вашего дома, района. Поверьте на слово, многое узнаете!

А центр города – на бугре

Разработчики решительно разделили Краснодар на старую и новую части. В старой части центр расположили на пересечении улиц Красной и Дмитриевской (ныне Горького). Отсюда к вокзалу Краснодар-1 прокладывали диагональную улицу, с противоположной стороны выходившую к Сенному базару. Диагональ спроектировали и в центр Покровки, откуда она – через Дмитриевскую дамбу – вела к вокзалу.

Центр города предлагали разместить на бугре против Чистяковской рощи, к западу от нее. К северу от улицы Северной проектировалось семь отдельных поселений, расположенных в парках и соединенных улицами двух типов – бульварными и деловыми. Дубинка становилась промзоной, без жилых кварталов, а с «городом-садом» соединялась через еще не засыпанный Карасун мостами и дамбами.

Газеты восхищенно писали о плане прекрасного «города-сада», над ним ломали головы в горсовете, однако за его реализацию даже не стали браться.

Не наступить на те же грабли

В 1951 году документ корректируют уже с расчетной численностью жителей в 600 тыс. человек.

Однако в 1955-м горисполком утвердил новый проект планировки города. Было очевидно, что при таком росте числа жителей Краснодар не может остаться преимущественно одноэтажным. Поэтому решили, что 70% новой застройки займут 4-5-этажные здания – город начинает расти ввысь. 15% отдается под 2-3-этажные дома, остальные – усадебные.

Не проходит и двух лет, как в 1957-м на утверждение представляют новый проект Генплана. А ведь послевоенный план реконструкции составлялся до 1961 года. По нему ул. Красная на всем протяжении должна была застраиваться 4-этажными домами. На участке от Мира до Гоголя ул. Красную предполагалось расширить до 40 метров.

Стремительный рост краевого центра рождал новые проблемы, и необходимость корректировки градостроительной политики становилась очевидной.

По словам председателя Краснодарского союза архитекторов Александра Титова, «город застраивался не по какому-то поэтапному плану, а хаотически, выборочно, не способствуя созданию ансамблей». Уже тогда заговорили о назревшей необходимости сохранения исторического центра города, где, по словам того же Титова, «кому что вздумается, тот то и строит».

И вот в 1972 году утвержден новый Генплан, с численностью жителей 850 тыс. человек, до 2000-го года. В нем было и строительство скоростных городских дорог, и создание непрерывной системы зеленых насаждений, – то есть именно те задачи, которые мы ставим и сегодня.

Приоритет отдавался многоэтажной застройке, 9-этажные (и выше) дома составляли 60% от вводимого жилья. Территория города разделялась на 6 архитектурно-планировочных районов, каждый со своим общественным центром и комплексом предприятий соцкультбыта. Как и в предыдущих генпланах, проектировалась реконструкция и застройка набережной реки Кубани: извечное «развернуть город лицом к реке». А улицу Красную намечалось превратить в пешеходный бульвар.

По мнению Сергея Илюхина, для своего времени это был весьма качественный, выверенный до мелочей проект. На нем реально базировались проекты детальной планировки, по которым велось городское строительство в течение почти 30 лет.

В соответствии с этим документом был заложен парк на Затоне, утвержден проект застройки нового микрорайона – Комсомольского, начато строительство Юбилейного микрорайона, введен в эксплуатацию Восточный обход, мост на ул. Тургенева и другие объекты. Однако главные задачи – улучшение качества городской среды и жизни горожан – в значительной мере решены не были.

Итак, мы видим, что в Краснодаре создавалось множество разных генеральных планов, генеральных схем и проектов планировки. Среди них были достойные и не очень, но все они страдали изъянами в исполнении. И главное, ни один из планов развития, разработанных в 1923, 1930, 1940,1946, 1955, 1957, 1972 годах, до конца выполнен не был. Хочется верить, что Генплан, который мы сегодня так активно обсуждаем, сможет переломить эту тенденцию.

Почему только эта карта?


Как мы уже упоминали, у проекта много слоев, отображенных в картах объектов культуры, образования, так называемые отдельные пласты

Почему все же стоит обратить пристальное внимание именно на карту функционального зонирования? На нее нанесена кадастровая сетка с границами земельных участков, с помощью которой можно увидеть, к какой зоне принадлежит та или иная территория. Другие же документы имеют схематический характер, в которых непрофессионалу будет сложно разобраться

Но если уж  появится желание углубиться в изучение проекта по конкретному направлению, например, отследить объекты спорта, то, открыв соответствующий слой, мы сможем увидеть пояснение для каждого обозначения. 

А мог бы быть одноэтажным…

В 1946 году архитектор Шибаев в институте Гипрогор разработал план по восстановлению и реконструкции Краснодара на протяжении 15 лет, с ростом числа жителей до 270 тыс. человек.

Любопытно, что этот проект предусматривал преимущественно индивидуальную застройку – как наиболее подходящую для южного города. Под 1-этажные дома отводилось 80% территории, под 2-этажные – 14%, а многоэтажки должны были занимать всего 6% городской земли, в основном на ул. Красной, а также на Вокзальной площади. Как решили, так и сделали: именно тогда при восстановлении 2-этажные дома на Красной достраивались третьим этажом – сегодня мы сочли бы это варварством.

Если до войны центр планировался на площади Сенного базара, а центральной улицей должна была стать Октябрьская, то проект 1946-го предусматривал его на пересечении улиц Ленина и Красной, в районе нынешнего местоположения сквера им. Жукова (тогда им. Ворошилова, а прежде Соборной площади). Красная вновь становилась главной улицей – на ней планировали построить Дом советов, драмтеатр, памятник Ленину, краевой музей, а также «пантеон кубанского казачества». Курсирующий по ней трамвай собирались перенести на одну из параллельных улиц. А по улице Ленина – от парковой набережной к центральной площади – намеревались проложить широкий бульвар.

Новый Генплан выгодно отличался от предыдущего, особенно в условиях послевоенной разрухи. Спроектированный в сжатые сроки, он придал восстановительным работам целенаправленный характер.

Беда была в том, что при его реализации краевой партийный лидер отказался от средств, выделяемых федеральным центром на восстановление и реконструкцию разрушенного города, – он заявил, что краснодарцы своими силами смогут полностью возродить город.

Проект с учетом мнения жителей

Администрация города разместила специальную вкладку на официальном сайте Краснодара. Жителям предлагается поучаствовать в разработке главного плана развития краевой столицы. С помощью раздела на сайте все желающие могут узнать исчерпывающую информацию о базовых целях плана и теоретическом размещении всех планируемых мест. После нескольких шагов простой регистрации жители также смогут комментировать записи и документы, прикреплять замечания, идеи и пожелания.

В России и раньше прибегали к тесной работе с мнением общественности при создании планов по развитию городов. Подобный формат обсуждений заменил общественные слушания, так как они нередко проводились в неудобные для работающих жителей города часы. Обсуждения с использованием интернета в качестве базовой платформы законодательно разрешены в Российской Федерации и с успехом используются в регионах нашей страны уже несколько лет. Граждане России охотно и активно вносят свою лепту в планирование стратегии развития своих городов.

Новая дорожно-транспортная система

Одна из наиболее важных частей генерального плана Краснодара посвящена дорожным магистралям и транспортным сетям. Сегодня столица края страдает из-за постоянных пробок. При направлении в город проблемы возникают из-за желающих уехать к Черному морю. Этот вопрос должен решиться после строительства Западного обхода Краснодара. Также градостроительный документ предусматривает создание нескольких развязок для автомобилей (например, на трассе М-4) и магистралей с четырехполосным движением (например, Южный скоростной периметр). До конца 2019 года планируется закончить ремонтные работы более чем на 100 км дорожного полотна.

В цифрах это означает более 50 дорожных сетей и жилых поселений. На работу с дорожно-транспортными путями столицы края будет потрачено больше 3 миллиардов рублей. С 2019 года также начнется обновление парка городского электротранспорта. Среди закупок в 2019 планируется более 30 низкопольных трамваев, в 2020 — более 30 отдельных вагонов, в 2021 — еще около 30 вагонов. Каждый вагон на одну секцию вмещает чуть менее 200 человек, трехсекционный — более 120 пассажиров. По словам администрации Краснодара, трамваи будут ходить в большей части новых жилых районов.

Новые микрорайоны

Миграция населения продолжается активными темпами. Поэтому карта Краснодара все время меняет границы, расширяясь за счет строительства новых домов и социальных объектов. В период до 2020 года по предварительному генеральному плану в городе возведут еще несколько новых микрорайонов:

  • В районе станицы Елизаветинской появится район с домами низкой этажности. Здесь же планируется расположить несколько детских садиков, школ и поликлинику.
  • Большой современный район «вырастет» на берегу реки Кубани (рядом со р-ном Гидростроителей). План предусматривает строительство многоэтажных домов по периметру новой застройки, а внутри будет расположена социальная инфраструктура, включающая в себя: 9 школ, 22 детских дошкольных учреждения, поликлиника, спортивные площадки и сооружения).
  • Между двумя поселками Зеленопольским и Знаменским расположится небольшая жилая зола из многоквартирных домов, одной школы, одного детского сада и поликлиники.
  • На пустующем месте в Карасунском округе Краснодара вскоре построят две общеобразовательные школы, пару детсадов, поликлинику, церковь, скверы и парки. Пользоваться развитой инфраструктурой будут жители новых домов.

Большие перемены ждут и самое большое внутригородское образование. В Прикубанском городском округе согласно генплану будут возведены новые жилые районы и общественно-деловые зоны. Часть из них планируют построить уже до 2020 года. При этом городские власти обещают, что на территории округа сохранятся все особо охраняемые природные зоны.

Новая набережная

В столице Краснодарского края планируется еще один серьезный проект, цена которого превышает 2 миллиарда рублей. Эту сумму власти города планируют вложить в создание прогулочной территории в виде набережной для жителей и гостей города. Зона будет огорожена каркасом протяженностью около 400 метров. Железобетонные защитные сооружения (от размыва почвы и весенних паводков) будут возведены в срок до 2021 года. Территория набережной будет находиться в непосредственной близости от популярного у краснодарцев Рождественского парка. Евгений Перышев (председатель краевого центра) уже заранее называет набережную самой главной достопримечательностью Краснодара. В строительстве знаменательного места глава города надеется на существенную финансовую помощь главы Краснодарского края и государственных программ. Также этот проект планируется стать успешным стартом для начала глобального благоустройства берегов реки.

Разработчики документа представили промежуточные итоги работы.

Встречу провел глава Краснодара Евгений Первышов, в обсуждении приняли участие архитекторы, эксперты, представители общественности.

— Мы получили первые предварительные результаты разработки Генплана Краснодара

Теперь важно обсудить эти решения, услышать различные точки зрения, узнать мнение экспертов, общественности. С их учетом — скорректировать концепцию, которую в дальнейшем представить губернатору Кубани, — отметил мэр кубанской столицы.

Проект Генплана и концепции развития города представили директор ООО «НИИ ПГ» Павел Спирин и главный архитектор проекта Ирина Гришечкина.

Представленный вариант Генплана, помимо решений задач по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, учитывает проекты развития города.

— Работа над Генпланом разделена на десять этапов, завершены первые — топографо-геодезические работы по созданию цифрового топографического плана, сбор и систематизация исходных данных, создание базы пространственных данных и базы данных электронных документов, градостроительный анализ. Сейчас мы представляем разные варианты Генплана, обсуждаем их, — пояснил Павел Спирин.

На встрече представили три концепции развития Краснодара:

  • компактную (ориентированную на рост города «вверх»),

  • агломерационную (с учетом распространенной в Краснодаре частной жилой застройки),

  • полицентрическую лучевую модель (равномерная, линейная от центра).

Все они — сбалансированы, учитывают предложения по развитию социальной и транспортной инфраструктуры. В основе всех — создание природно-экологического зеленого каркаса, максимальные площади зеленых насаждений.

После презентации концепции разработчики ответили на вопросы. Они, в частности, касались озеленения различных территорий, границ и площадей водоохранных зон, соотношения многоэтажной застройки и зон ИЖС.

— По итогам обсуждения решено провести еще ряд встреч с разработчиками, — добавили в пресс-службе администрации Краснодара.

С концепцией Генплана Краснодара на 2021–2040 годы можно ознакомиться на официальном сайте администрации краевой столицы.

Как ранее отмечал Павел Спирин, с 2002 года число жителей Краснодара увеличилось на 620 тысяч человек. Особенности же Краснодара в том, что с одной стороны его «подпирает» река, с другой – федеральные земли и с третьей – зона взлета и посадки самолетов и приаэродромные территории. Таким образом, город может развиваться только на северо-восток. — Этот факт также необходимо учесть при дальнейшей работе над генпланом. В нем надо отразить все, что касается общественных зеленых зон, исторического центра Краснодара, социальной инфраструктуры. Ведь мегаполису требуется еще примерно 505 детсадов и как минимум 120 школ, — уточнял Спирин.

Напомним, генеральный план – это проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.

В последнее время Генплан Краснодара стал, пожалуй, одной из самых обсуждаемых тем в кубанской столице. Все знают, что его разрабатывают, а потом будут обсуждать и принимать. Но надо ли горожанам принимать участие? Да и вообще, зачем Краснодару новый Генплан?

«Кубанские новости» решили найти ответы на самые популярные вопросы об этом документе.


С этим читают