Где снимали фильм девчата: уникальные факты

В ролях

  • Надежда Румянцева — Анастасия Поликарповна Кислицына (она же Тося), повар на участке леспромхоза
  • Николай Рыбников — Илья Ковригин, бригадир лесорубов и передовик производства
  • Люсьена Овчинникова — Катя, обрубщица сучьев и соседка Тоси по комнате
  • Светлана Дружинина — Анфиса Павловна, телефонистка на коммутаторе и соседка Тоси по комнате
  • Инна Макарова — Надя Ерохина, тоже телефонистка на коммутаторе, напарница Анфисы и соседка Тоси по комнате
  • Нина Меньшикова — Вера Тимофеевна Круглова (она же «мама Вера»), разметчица верхнего склада и соседка Тоси по комнате
  • Станислав Хитров — Филя (он же Филипп Егоров), бригадир лесорубов и конкурент Ковригина
  • Николай Погодин — Сашка (он же Александр Поваров), гармонист и жених Кати
  • Виктор Байков — Ксан Ксаныч, пилоправ и жених Нади Ерохиной
  • Анатолий Адоскин — Вадим Петрович Дементьев, новый начальник и инженер
  • Михаил Пуговкин — комендант общежития
  • Пётр Кирюткин — Алексей Прокофьевич Чуркин, мастер лесного участка
  • Алексей Крыченков — Алёша Великанов, лесоруб из бригады Ковригина
  • Роман Филиппов — Вася Зайцев, лесоруб из бригады Ковригина

Не указанные в титрах

  • Михаил Кокшенов — рабочий, забежавший в новую столовую, чтобы попить воды из графина
  • Иван Косых — Игнат Назаров, тракторист трелёвочного трактора из бригады Ковригина
  • Виктор Маркин — фотокорреспондент
  • Галина Стаханова — Галя
  • Ольга Шахова — учительница

Персонажи и исполнители

Необычны и истории того, как подбирали актеров для съемок. Изначально режиссер Чулюкин хотел, чтобы играла его жена знаменитая красавица Кустинская.


Но на роль Тоси неожиданно утвердили Надежду Румянцеву. Своей жене режиссер предложил роль Анфисы, но она решительно от нее отказалась. Румянцеву утвердили быстро, так как она покорила всех своим природным обаянием и естественностью.

Во время съемок ей был 31 год. Все члены съемочной группы посчитали, что актриса идеально подходит для этой роли.

Для этого фильма особенно тщательно подбирались женские образы. А на главную мужскую роль подбирала актера, уже под Надежду Румянцеву. На роль пробовался Юрий Саранцев, но его не утвердили, потому что они плохо смотрелись в паре с Румянцевой.

Затем роль практически уже досталась Юрию Белову, но откуда – то сверху пришло распоряжение утвердить Николая Рыбникова.

Что интересно, Рыбникова и Румянцева ненавидели друг друга. А все, потому что актер хотел работать со своей женой Аллой Ларионовой.

Кроме того, он считался уже величиной среди звезд экрана. Румянцевой не нравилось, что Рыбников считал себя лидером на съемочной площадке. Из-за сложных отношений некоторые эпизоды приходилось переснимать, так как Рыбников не мог с душой сыграть теплые чувства к своей партнерше. На роль Надежды также пробовались разные актрисы, но выбрали Инну Макарову.

При этом актрисе удалось сыграть не забитую девушку после 30 и неудачницу в личной жизни, а волевую и сильную женщину. Для роли жизнерадостной и веселой Катюши подобрали Люсьену Овчиникову.

Актрисе очень подошла эта роль и по характеру и по темпераменту. Кстати, в жизни Овчинникова и Румянцева очень дружили.

На роль красавицы Анфисы пробовалась Клара Лучко, но утвердили Светлану Дружинину. Лучко так и не узнала причину отказа.

А Дружининой очень понравилась роль, она считала ее одной из самых любимых. После фильма ей предлагали аналогичные роли, но Дружинина отказывалась.

А затем и вовсе стала режиссером. Ведь именно она сняла знаменитую киноленту «Гардемарины, вперед!». Роль коменданта общежития досталась Михаилу Пуговкину, который внес в фильм множество позитивных эмоций.

Любовь на спор

И вот бригадир Илья Ковригин, которому повариха указала его место, когда он стал заноситься, решил проучить непослушную девчонку. Он поспорил с дружками, что Тося влюбится в него не позднее, чем через неделю. Об этом споре никто не знал, кроме двух-трех ребят, близких к бригадиру. Поэтому, когда Илья стал расставлять свои сети, никто ничего не заподозрил.

Видный парень, бригадир Илья Ковригин, чуть было не выиграл спор, но Тося оказалась крепким орешком. В последний момент она вновь проявила характер, и спорщик остался ни с чем. Однако пока Илья влюблял в себя наивную повариху, он сам в нее влюбился, да так, что даже заболел, когда его план раскрылся, и он предстал перед обществом как обманщик и пустослов.

Теперь перед Ковригиным встала совсем другая задача: было необходимо заслужить прощение у Тоси Кислицыной, оскорбленной тем, что на нее спорили, как на какой-то приз. Однако шансов у бригадира было мало, если вспомнить, какой был характер у поварихи. Илья уже не раз пожалел о том, что затеял этот спор, но что сделано, то сделано, и надо выходить из положения.

Сценарий

В основу сценария легла одноименная повесть писателя Бориса Бедного. Прошедший войну и немецкий плен Бедный по профессии был лесосплавщиком и отлично разбирался в фактуре. Поэтому «Девчата» своей достоверностью были непохожи на другие произведения в стиле соцреализма. Едва повесть Бедного, вышедшая в «Роман-газете», попалась на глаза молодому режиссеру Юрию Чулюкину, он сразу разглядел в ней потенциал настоящего кинохита. Посоветовавшись с писателем, они решили развить «бытовую» тематику сюжета и добавить в него немного яркости. Бедный с энтузиазмом принялся за работу и очень быстро подготовил новый вариант сценария. Никто заранее и не мог предположить, что будущее кино выйдет таким смешным. Худсовет «Мосфильма» счел работу очередной производственной комедией про исправление лодырей и зазнаек, но она оказалась куда глубже. Комедию «Девчата» отличает одна удивительная особенность — в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Но автору сценария Борису Бедному и режиссеру Юрию Чулюкину все же удалось, по всем правилам драматургии, насытить сюжет конфликтами героев и заставить зрителей не отрываясь наблюдать за происходящим и сопереживать девчатам и юношам. Трудовые подвиги и комсомольская романтика были отнюдь не главной линией фильма. Чулюкин вывел на первый план лирические отношения героев, и именно это сделало фильм таким популярным. По задумке режиссера «Девчата», должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь, но чиновники «Мосфильма» сочли картину «бытовой и мелковатой для советского экрана» и добро на продолжение съемок не дали. Уже в 1990-х годах в одном из своих интервью актриса Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль телефонистки Анфисы и «переквалифицировавшаяся» со временем в маститого режиссера, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.

Из чего складывается успешность фильма?

Картина «Девчата» неделями не сходила с экранов, люди шли и шли, многие смотрели фильм по нескольку раз. В СССР в то время не было такого понятия, как кассовые сборы. Коммерческая успешность кинофильма даже не обсуждалась, рейтинга как такового тоже не было.

После выхода на экран картины «Девчата» актеры фильма приобрели невиданную популярность. Во всех домах звучала песня Александры Пахмутовой «Старый клен», молодые девчонки старались походить на Тосю Кислицыну, а ребята — на Илью Ковригина. Сюжет фильма незатейливый, события, которые описал автор повести, а затем и сценария, Борис Бедный, могли происходить где угодно, в любом лесном хозяйстве или в артели по заготовке леса. Однако в этой истории из жизни молодых рабочих было столько искренности и правдивости, что кинофильм полюбили миллионы людей. Режиссёр фильма «Девчата», Юрий Чулюкин, много сделал для этого.

Инна Макарова обиделась на режиссера за вырезанные сцены

(В сцене, которая не попала в фильм, Надя бросает надоевшего Ксан Ксаныча — увидев, как Илья влюбился в Тосю, она тоже начинает надеяться на настоящую любовь)

Героиня Инны Макаровой, Надя, смирилась с тем, что в нее влюбился только скучный Ксан Ксаныч — практичный и неромантичный человек намного старше ее. По задумке режиссера, Надя — тихая и покорная девушка, которая уже не ждет от жизни ничего интересного и готовится к неинтересной жизни мещанки.

Однако Инна Макарова сумела показать свою героиню другой. У Нади в фильме довольно сильный характер, и зритель мог бы в этом убедиться, если бы Чулюкин не вырезал финальные сцены, в которых Надя решительно отвергает устроенную жизнь «наседки», отказываясь от ухаживаний занудного Ксан Ксаныча. Актриса так много вложила в эти сцены, что сильно обиделась на режиссера и даже не пришла на премьеру.

СТРАСТИ В КАДРЕ И ЗА НИМ

Во всем остальном, кроме выбора актеров, Чулюкину был дан карт-бланш. После успеха его первой комедии «Неподдающиеся» на Мосфильме Чулюкина ценили. Мало кто способен заставить зрителей смеяться, а он это делать умел.


То, что из «Девчат» выйдет настолько же смешное кино, никто бы не поручился. Ну, еще одна производственная комедия, и даже без лодырей. Исправлять и воспитывать здесь нужно было передовиков — самоуверенных и немного зазнавшихся.

Артист Николай Рыбников и сам был из таких – слегка задирающих нос. Звезда прославленных фильмов  «Весна на Заречной улице» и «Высота» был словно специально скроен для роли Ильи Ковригина – первого парня леспромхоза.

Правда, и в этой роли Чулюкин хотел  снимать другого артиста – Владимира Трещалова. Но руководство Мосфильма настояло на своем: Рыбников — народный любимец, и он гарантирует картине успех. 

Фото: Кассин Евгений, Коньков Александр, ТАСС

Вот только играть любовь Рыбникову оказалось по-настоящему трудно. Румянцева совершенно его не вдохновляла. Николай Рыбников — признанная кинозвезда и мечта женщин – не мог воспринимать ее на равных.  На репетициях и между дублями партнеры ссорились так же бурно, как их герои — Илья и Тося. Но Румянцева твердо дала понять: в фильме «Девчата» главная роль — у нее. В конце концов, Рыбникову пришлось с этим смириться.

Трудовая романтика, комсомольские подвиги – все это не было главным в  «Девчатах». На первый план режиссер фильма Юрий Чулюкин вывел личные отношения героев. Иначе и быть не могло, ведь в центре внимания – девушки.

Идеальную Анфису искали долго. На эту роль пробовали и Клару Лучко, и Валентину Лановую. Но утвердили Светлану Дружинину. Когда же первый отснятый материал попал на глаза руководству Мосфильма, режиссеру Чулюкину велели актрису заменить — слишком красивая эта Дружинина, мол, не поверит никто, что от такой девушки Илья мог сбежать к  пигалице Тоське. 

За Дружинину заступились все актрисы из «Девчат». Они уже подружились, сработались и другую Анфиску себе не представляли. Ситуацию спас художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал режиссеру, как смягчить сногсшибательный эффект, который производила Светлана Дружинина — нужно просто убрать все ее крупные планы.

Николай Рыбников — Илья Ковригин

Фильм «Девчата»: актер Николай Рыбников в роли Ильи Ковригина | re-movie.ru

Бригадир лесорубов и передовик производства завоевал сердца всех местных девушек. Илья привык к уважению, поэтому презрение новой поварихи задели чувства парня. Не желая ничего плохого, Ковригин затевает спор с товарищем и сам не замечает, как увлекается девушкой.

Как и в случае с Румянцевой, актера на роль Ильи рекомендовал худсовет. Режиссер картины не был в восторге от выбора руководства, но Николаю Рыбникову понравился персонаж, поэтому актер в короткие сроки скинул 20 килограммов. Такой самоотверженный подход впечатлил Чулюкина. Рыбников иногда так вживался в образ, что попадал в нелепые ситуации: во время съемок на улице в зимнем лесу актер облизал алюминиевую ложку. Реквизит приклеился к губам Николая и повредил кожу. После происшествия решено было перенести съемки в павильон.

Съемки…

К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов тщательно выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив Мосфильмовскую улицу в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в «тайге». Но несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.

Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.

Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.

Из-за сильных морозов Рыбников едва не лишился главного актерского инструмента — своего языка. Сцену, в которой Тося, пробираясь через высоченные сугробы, несет вальщикам горячий обед прямо в лес, снимали в натуре — настоящий снег, заиндевелые пни и всамедлишный пар изо рта. Температура приближалась к отметке в минус 40 градусов. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот — она тут же примерзла к языку и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.

Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.

Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.


Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.

Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу на «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.

Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных российских комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он наконец напьется и снова оставит влюбленных наедине.

Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.

Непросто далась сцена, открывающая фильм, где суровый комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье тосиной койки.

На этот эпизод извели несколько сот метров пленки. Подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от бесконечных дублей, швырнул подушку, буквально не глядя — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.

Как выбрать актера

Когда снимался фильм «Девчата», автор повести, писатель Борис Бедный, постоянно присутствовал на съемочной площадке. Это давало возможность режиссёру Юрию Чулюкину сверяться с мнением автора сценария по каждому эпизоду.

Как это часто бывает, съемкам фильма предшествовали внутренние конфликты и споры. Жена режиссёра Наталья Кустинская очень хотела сыграть роль Тоси Кислицыной. Чулюкин пообещал, что роль будет за ней. Однако подумав, он изменил свое решение, и это было правильно. Мы знаем Наталью Кустинскую в первую очередь по фильму «Три плюс два». Это суперкрасавица типа Мэрилин Монро с пышной женственной фигурой. Она никаким образом не вписалась бы в сибирский леспромхоз. Как ее ни гримируй, Кустинская остается величественной дамой, а образ Тоси — это маленькая шустрая егоза со своим характером и собственным мнением.

Выбор исполнителя главной роли в кинопроекте — это всегда ответственная задача, которую необходимо решить и при этом не ошибиться, так как от этого во многом зависит результат. Съемки фильма «Девчата» начались с небольшим опозданием, но зато успех картине был обеспечен с самого начала.

Ожидание — реальность

Советское начальство не возлагало надежд на отснятую картину, а потому присвоил «Девчатам» третью прокатную категорию. Несмотря на этот досадный факт, фильм завоевал в 1962 году три международные награды. Зарубежные и российские критики и зрители отметили, что девушка напоминает Чарли Чаплина в юбке, а худсовет потребовал переснять все сцены со Светланой Дружининой, так как считал, что красавец Илья не мог увязаться за простушкой Тосей, когда рядом есть знойная Анфиса.

Песню «Старый клен» композитор Александра Пахмутова и автор текста Михаил Матусовский написали специально для фильма. Тогда никто и представить не мог, что в последующие годы грампластинки фирмы «Мелодия» будут разлетаться с прилавков, как горячие пирожки.

Создание фильма

Подбор актёров

Готовясь к картине, Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси своей жене, Наталье Кустинской. Кустинская серьёзно готовилась к пробам и ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого оператора она узнала, что картина уже снимается и в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси предлагалось взять Валентину Малявину и Екатерину Савинову. Тосе по сценарию — восемнадцать лет, а Румянцевой на момент съёмок уже исполнилось тридцать. По задумке режиссёра, на экране Илья выглядит значительно старше Тоси, но в жизни актёры Рыбников и Румянцева — ровесники. Весь гардероб Тоси Кислицыной — находка Надежды Румянцевой: актриса, по её воспоминаниям, увидела этот гардероб на своей знакомой, воспитаннице детского дома.

На роль Ильи первоначально пробовались Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев и Юрий Белов, был утверждён Владимир Трещалов, но пришло распоряжение снимать Николая Рыбникова, удачно сыгравшего перед этим главного героя в фильме «Высота». Рыбникову роль очень нравилась, и, чтобы выглядеть моложе, он специально похудел на 20 кг. Ему хотелось, чтобы Анфису непременно сыграла его жена, Алла Ларионова. Но на роль была утверждёна Светлана Дружинина, которой понравилась роль и которой надоело играть сельских тружениц, и менять актрису Чулюкин не стал. Из-за этого Рыбников на протяжении съёмок общался с Дружининой с холодком. На роль Анфисы также хотели утвердить Клару Лучко, но той не понравилась роль.

На роль Нади Ерохиной пробовались Валентина Талызина (не прошла фотопробы) и Маргарита Криницына (давняя подруга режиссёра по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино), хотя Юрий Чулюкин и настаивал на её кандидатуре). В итоге эту роль сыграла Инна Макарова. На роль проверяющего из района режиссёр пригласил без кинопроб своего давнего друга, однокурсника Владимира Гусева, но тот отказался.

Места съёмок

Посёлок лесорубов снимали в павильонах «Мосфильма» и на улице Мосфильмовской, где высадили около трёхсот деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Натурные съёмки начались на Среднем Урале в Чусовском районе, в посёлке Бобровка (в эпизоде, в котором герои смотрят газету с размещённой фотографией Ильи, видно её название — «Чусовской рабочий») Пермской области. Однако, поскольку снимать на тридцатиградусном морозе оказалось сложно, то после нескольких коротких сцен съёмочная группа продолжила работу в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области, а финал сняли в Ялте.

Сцена с поездом снималась в Рязанской области на перегоне между станциями Спас-Клепики и Пилево.

Музыка

Песню «Старый клён» написали поэт Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова, исполнили её актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. В фильме также прозвучала песня «Хорошие девчата» тех же авторов в исполнении октета «Лайне».

Песни из фильма были выпущены на грампластинках Апрелевским и другими заводами, с середины 1960-х — фирмой «Мелодия».

Продолжение

В конце 1990-х годов Светлана Дружинина (исполнительница роли Анфисы) в одном из интервью высказывала идею снять продолжение «Девчат», но проект так и не был осуществлён.

Соцсоревнование

На заготовках древесины трудится несколько бригад, которые соревнуются между собой за лучшие показатели в работе. Бригадир одной из них, Илья Ковригин, достаточно амбициозный парень, старается вывести вперед свою бригаду, и это ему удается, хоть и с трудом. Ведь остальные вальщики леса тоже не лыком шиты, и поэтому на доску почета попадают то одни, то другие. Смена передовиков происходит довольно часто.

В ходе сюжета незаметно, что соревнуются лесорубы ради высокого заработка, скорее, ими движет интерес спортивный – кто быстрее и лучше выполнит плановое задание. А главным стимулом к хорошей работе является возможность покрасоваться на доске почета. В то время такое соперничество называлось социалистическим соревнованием, и оно проходило как официальное мероприятие на любом производстве, давая возможность отличиться лучшим рабочим и специалистам. Автор фильма «Девчата», режиссёр Юрий Чулюкин, сделал акцент на соцсоревновании. Это было своеобразным приемом опытного кинематографиста, знающего, чем взять бескомпромиссных чиновников в Госкино, от которых зависит, пойдет кинофильм в прокат или его положат на полку. Леспромхоз, где снимали фильм «Девчата» (отдельные эпизоды), находился в таежной глуши, и это говорило о самоотверженности всей съемочной группы, что также учитывалось чиновниками.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА


«Девчата» снимались в 1961 году. Это было удивительное время — начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же — увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.

На роль Кислицыной претендовало много талантливых актрис. У Надежды Румянцевой шансов получить роль было ровно столько же, сколько и у других. Сама она не особенно верила, что ее утвердят. Румянцевой уже исполнился 31 год. Она была намного старше и всех своих конкуренток, и героини фильма. Для такой роли требовался хороший актерский опыт, и у Румянцевой он был. 

Режиссер фильма Юрий Чулюкин знал обо всех талантах Румянцевой – он снимал актрису в своей первой картине «Неподдающиеся». Но утверждать ее в «Девчат» не спешил. Роль Тоси он пообещал своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Однако худсовет во главе с Иваном Пырьевым Кустинскую не утвердил – и внешность не та, и по-актерски ее посчитали слабоватой.

Съемки уже начались, а Чулюкин все не смог признаться жене, что отдал главную роль другой актрисе. Кустинская узнала правду случайно от знакомого кинооператора. Говорят, устроила мужу грандиозный скандал.  Чулюкин пытался спасти отношения с женой, но она так и не смола простить ему этого предательства.

В чем успех фильма?

Кстати музыку к фильму написала Александра Пахмутова, а стихи поэт Михаил Матусовский. Эти песни до сих пор популярны. После выхода фильма на экране, он сразу же стал необычайно популярен.

Многие крылатые фразы разошлись повсюду, их цитировали в шумных компаниях, на работе и в семейном кругу. Советские критики никак не отметили фильм. Зато его заметили зарубежом. На международном кинофестивале в Аргентине Надежда Румянцева получила приз за лучшую женскую роль.

Также отметили киноленту на Эдинбургском кинофестивале и в Каннах.

В общем, фильм настолько хорош, что для многих это видео стало даже настольным, если можно так сказать. Кинолента получилась очень доброй и милой.

До новых встреч уважаемые читатели моего блога!

Кастинг

Подбор актеров для «Девчат» стал одной из самых больших проблем производства. Изначально режиссер Юрий Чулюкин планировал отдать главную роль своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Она буквально влюбилась в героиню Тосю, едва прочитав повесть. Но художественный совет «Мосфильма» сходу отверг ее кандидатуру, сочтя Кустинскую «чересчур красивой» для роли простой девчонки. Свою порцию славы она получит годом позже, сыграв роль красавицы-актрисы в фильме Генриха Оганесяна «Три плюс два».

После многочисленных проб худсовет сузил число кандидатур до двух актрис — Надежды Румянцевой и Валентины Малявиной. С первого взгляда казалось, что Малявина больше подходила на роль юной Тоси — к моменту съемок ей исполнилось всего двадцать лет. Тогда как Румянцева уже разменяла четвертый десяток.Однако Надежда Румянцева так качественно подготовилась к роли и сумела создать настолько гармоничный образ, что в итоге худсовет утвердил именно ее. Немалую роль в этом сыграло и то, что Румянцева уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», и режиссер остался доволен сотрудничеством.

С главной мужской ролью тоже все оказалось непросто. Передовика Илью могли сыграть Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Юрий Белов и Владимир Трещалов. Чулюкин настаивал на выборе в пользу Трещалова, но руководство «Мосфильма» сделало ставку на «проверенные кадры» и «протолкнуло» на главную роль Николая Рыбникова. Ранее он удачно сыграл в других производственных фильмах — «Высота» и «Весна на Заречной улице». Статус народного любимца гарантировал успех будущей картине.31-летний актер специально для «Девчат» сбросил 20 килограмма веса, чтобы выглядеть на экране моложе — этот подвиг оценила вся съемочная группа, и Чулюкин с готовностью принял его на главную роль.Не все гладко складывалось у Рыбникова с Румянцевой — актеры, игравшие на площадке влюбленных, за кадром общались «с холодком». В какой-то момент дерзкая Румянцева даже вспылила: «Фильм называется „Девчата“, а, значит, главная роль в нем моя!». Зато соперникам отлично удавались сцены ссор, в изобилии присутствовавшие в сценарии.

С подбором остальных девчат тоже справились не без проблем. Рыбников, чувствовавший себя главной звездой, непременно хотел, чтобы роль Анфисы играла его жена Алла Ларионова. А вместо нее утвердили Светлану Дружинину. Это во многом определило натянутые отношения между ними на съемочной площадке. Руководство «Мосфильма» едва не забраковало Дружинину после просмотра первых отснятых сцен — она была слишком яркой, чтобы зритель мог поверить, что Илья ушел от такой женщины к «простушке» Тосе. Но Чулюкин отстоял Дружинину — она отлично вжилась в образ и прекрасно сработалась со всеми коллегами.На роль Кати взяли Люсьену Овчинникову, близко дружившую в жизни с Надеждой Румянцевой, а роль третьей Тосиной соседки — Нади — досталась Инне Макаровой, сумевшей создать сложный образ своей героини, развив скупые сценарные наброски. «Маму Веру» сыграла Нина Меньшикова.

Главным успехом кастинга стало сотрудничество с ведущим оператором «Мосфильма» — Тимофеем Лебешевым, снимавшим «Кубанских казаков» и «Мичмана Панина». Ему удалось организовать съемки на высшем техническом уровне, и «Девчата» для начала 1960-х годов могли похвастаться отличной картинкой, выгодно отличавшей фильм от других работ.

Издание на видео

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР» на видеокассетах в системе SECAM. С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах совместно с компанией «ВидеоМир», со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В России с 2001 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объединением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 1.0; дополнительно: «Фильмография» и «Коллекция комедий».

В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

Повариха с характером

В свободное время лесорубы отдыхают в клубе, где организованы танцы под радиолу, шашечные и шахматные турниры

Конечно, каждый молодой рабочий старается чем-то выделиться, прославиться или по крайней мере обратить на себя внимание

Бойкая Тося Кислицына проявила свой характер в первый же вечер. Заиграла музыка, начались танцы, а в это время Илья Ковригин сел играть в шашки с бригадиром другой бригады. Играли на «петушка», то есть проигравший должен был встать посредине зала и несколько раз прокукарекать. Илья проигрывал, ему мешала музыка, и он попросил одного из своих приятелей выключить радиолу. Наступила тишина, танцующие пары замерли. Возмущенная таким поведением бригадира Тося молча подошла к проигрывателю и вновь поставила пластинку. Танцы продолжились, но ненадолго — снова подошел друг Ильи и прервал музыку. И вот тогда-то повариха высказала заслуженному бригадиру Ковригину все, что она о нем думает.


С этим читают