Зверства немецких фашистов над детьми в годы войны: преступления без срока давности

[править] Ссылки

Гелендваген — неотъемлемая часть транспортной жизни этой страны.
Мета  Top Gear • VIP-атрибуты • Автожур • Автомобильные номера • Зарубежный автопром • ОСАГО • Отечественный автопром
Заповедники  /au/ • /tr/ • auto.ru • ru_auto • Южный Порт
Типажи  Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист
Вёдра передвижения  Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль
Лоховозки  Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка
Хрустоциклы  Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер
Летающие гробы  De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154
Шушпанцеры  БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • МАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь
Кошмары  Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик
Направления  Вокруг • M4 • Нахуй
Спецсоревнования  Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • • Формула 1 • Электричкинг
Мемы  • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом?
Фанаты  Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики
Гелендваген — творение сумрачного немецкого гения.
Мета  Deutschland (DDR) • И если один скажет «зиг»… • Когда они пришли… • Сумрачный немецкий гений
Фольксгеноссен  Angry German Kid • Геббельс • Геринг • Гитлер (Гитлар • Мнение Гитлера) • Екатерина II • Кречмер • Лейбниц • Маркс • Менгеле • Ницше • Поттеринг • Рём • Унгерн • фон Хагенс • фон Ширах • Ханс
Расовое искусство  Boll • Die Ärzte • Metropolis • NichtLustig • Raabe • Rammstein • Tokio Hotel • Wagner •
Вундерваффен  Вундервафля • Непотопляемый Сэм • Панцерфауст • Танк «Тигр» • Шушпангевер • Шушпанцер
Технический гений  Adidas • Bf.109 • BMW • Crysis • Junkers Ju 87 • mp3 • Rapidshare • SAP • SecuROM • z0r.de • Газенваген • Гелендваген • Магнитофон • Трабант
Расовая идеология  14/88 • Arbeit macht frei • Int • Jedem das Seine • Untermensch • Waffen-SS • Аненербе • Окончательное решение • Свастика • Фошызм (Гламурный фошызм • Национал-гомосексуализм)
Великая история  Первая мировая война • Поджог Рейхстага • Мюнхенский сговор • Заговор генералов • Протекторат Богемии и Моравии • Пакт Молотова-Риббентропа • Великая Отечественная война • Бомбардировка Дрездена • Берлинская стена (побеги) • Тахарруш

[править] Развенчание мифов

Гелендеваген — УАЗик для Бундесвера

Кровосток о сабже


Мутн первый. В 1976 году Мохаммед Реза Пехлеви, владелец крупного пакета акций «Мерседеса» и по совместительству персидский шах, заказал разработку внедорожника для своей армии. Немцы же в то время то ли пинали балду, то ли пили шнапс, но так или иначе, спустили заказ своим коллегам — расово верным австрийцам из Граца (родины любимого нашего Брауншвайгера) из старой и почтенной конторы «Steyr-Daimler-Puch».

К 1979 году шушпанцер был готов, однако шаха уже выперли из Ирана, и стадо жыпов в количестве 20 тыс. штук надо было срочно куда-то пристраивать — конечно, в первую очередь путём продажи всем желающим, в том числе под заводским именем Puch. Впервые поделка надела погоны не где-нибудь, а в Аргентине, что символизирует, ибо истинные арийцы издревле смываются именно туда.

Гелендваген — типичный паркетник для города

Сабж на родной трассе в привычном режиме

Мутн второй. Сабж имеет весьма солидную внедорожную матчасть. Кузов крепится к мощной стальной раме. И спереди, и сзади установлены жёсткие мосты-балки, как у КрАЗа, которые вовсе не боятся камушков, пеньков и прочих партизан. В наличии понижающая передача, которая включается кнопкой на ходу, что особенно удобно для слабых головой водятлов, которые сначала сворачивают в ебеня, а уж потом вспоминают о необходимости врубить нижнюю.

Тем не менее, дебилам за руль гелендвагена всё же лучше не садиться, ибо, как говорит народная мудрость, чем круче джип, тем дальше топать за трактором.

Реклама также не прочь использовать все особенности сабжа, а потому, по некоторым утверждениям, фирменную заводскую трассу тестирования Mercedes-Benz от начала до конца, помимо сабжа, могли раньше преодолеть всего три чисто гражданских европейских автомобиля, а именно Land Rover Defender, Land Rover Discovery и Range Rover предыдущего поколения, чуть позже по слухам к списку добавился Volkswagen Touareg, который таки тоже преодолел трассу, но реклама — она и в Африке реклама.

По заявлениям поклонников, серийный гелендваген выдерживает 12 тыс. км. пробега по этой трассе, в режиме «газ в пол». Испытатели однажды пустили следом Гранд Чероки — just for lulz. Американец не проехал и половины. Что, впрочем, не особо и удивительно — «Великий Широкий» никогда не позиционировался как по-настоящему внедорожная машина, эту нишу в Джипе стабильно отводили под Wrangler.

Гелендваген криво собран, щели в дверях по сантиметру

Мутн третий. Щели — явная фича, а не баг, потому что они всегда сферично-вакуумны и постоянны, даже если загнать эту дуру на два бордюра по диагонали. Цель не вполне понятна и вызывает споры, но выглядит дверка брутально и закрывается с доставляющим звуком «бздынн», так что как минимум на дизайн эта фишка работает в плюс. В нём вообще всё собрано очень сурово и точно, причём отдельные блоки не объединены в некий супер-пупер-девайс, а аккуратно разнесены по раме и соединены валами, способными «сожрать» некоторые перекосы, которые рама может при сложных поворотах судьбы получить — прямо скажем, это вам не мумусик.

Гелендваген устарел

Мутн четвёртый. Все современные причиндалы в базе. Ксеноновые зенитные прожекторы, система стабилизации, круиз-контроль, подогрев и наддув жопы водятла и паксов, видеосъёмка зада, разгон до сотни за шесть секунд и скорость больше 200 км/ч — усё при нём! При этом, имея аэродинамику кирпича, на скорости 100 км/ч сие чудо арийского могущества издает дикий шум и свист, от которого не спасает расовая арийская шумоизоляция и с трудом помогает штатная аудиосистема, так что, приближая своего железного коня к 200 км/ч, ты ощущаешь себя как в центре урагана.

А ежели вам этого мало, то знайте, что хтоничные немецкие сумрачные гении из «Брабуса», АРТа, «Лоринзера» и им подобных ателье спят и видят, как вы будете рассчитываться вашими кровными килоевро за измененную оптику, турбонаддувы, комплект алконавтоотбойников по кругу и хромированные нигра-диски.

Алсо, подобные доработки с легкостью превращают этот куб Свиборга во что угодно, кроме говномеса, и порой позволяют с ревом и свистом пульнуть с перекрестка не хуже среднего спорткара. Пасаны на криворульных Сивиках пускают скупую слезу обиды. Гелик на низкопрофильной резине с ара-поцанскими красными тормозными суппортами заставил не одного анонимуса натурально поперхнуться.

Конструкция

По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2 типов — на 30—50 человек и 70—100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) — Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, — и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.

По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливавшийся на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.

О названии

В захваченных немецких документах это приспособление именовалось как Sonder-Wagen, Sonderfahrzeug, Spezialwagen и S-Wagen (специальный транспорт); также встречается вариант Entlausungswagen (дезинфекционный автомобиль). Первое известное упоминание термина Vergasungswagen (автомобиль для применения газов) приводится в документах Нюрнбергского трибунала (документ 501-PS). В то же время в западной популярной, научной литературе и мемуарах, вышедших после окончания Второй мировой войны, применяется термин Gaswagen или англоязычная калька (gas-van). В русскоязычных изданиях чаще встречается термин «газенваген», нежели оригинальная транскрипция с немецкого — «газваген». В советской исторической литературе также используется название «душегубка».

Выбор названия Gaswagen для автомобилей-душегубок имеет довольно простое основание. Германия в ходе войны испытывала серьёзный дефицит моторного топлива, и неответственные перевозки осуществлялись с использованием автомобилей, работающих на генераторном газе. Эти автомобили назывались «генераторгазвагенами» или просто «газвагенами». Если они работали на сгоревшем дереве (а таких было большинство), то они также назывались «хольцгазвагенами», что в буквальном переводе означает «древесные газовые фургоны». В англоязычных странах такие автомобили, как правило, назывались газогенераторными автомобилями (producer gas vehicles).

Обвинители на Нюрнбергском процессе не затруднились в выборе названия; вслед за «газовыми камерами» лагерей вполне логично применить и «газовые автомобили», тем более автомобилей на генераторном газе было порядка 500 тысяч, и название «газваген» знал любой.

«Немец был силен и ловок…»

Немцам в этом отношении было, как правило, легче.

И не только потому, что легче пулеметы, в танках — просторнее, а управление даже 56-тонным «Тигром» не требовало (благодаря сервоприводам) никаких усилий.

Не только потому, что немец, как правило, лучше питался.

«Фриц», зачастую, был сильнее физически. Выше ростом, больше весом, лучше тренирован.

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит, —

Александр Твардовский написал это отнюдь не для красного словца.

Трофейная фотография рассказала о подвиге танкиста Егора Игнахина

В воспоминаниях советских фронтовиков мы читаем одно и то же: повстречавшиеся им в бою или (убитыми либо пленными) после боя немцы — это «здоровые, мордастые», «долговязые», «высокие парни», «рослый», «высокий», «крепкий высокий», «верзила», «длинный, здоровый», «дюжий», «дородный», «плечистый», «здоровый мужик», «здоровенный», «здоровущий», «здоровый, килограммов под сто», «здоровенный рыжий детина, головы на две выше меня», «здоровенный такой мужик», «здоровенные немцы»7.


» Я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили, — подчеркивал автор повести «А зори здесь тихие…» Борис Васильев. — Метр восемьдесят минимум «8. А сержанту морской пехоты Владимиру Осипову «здоровенные мужики, от метра восьмидесяти и выше ростом» противостояли еще и в конце октября 1944-го, под Киркенесом в Норвегии9…

Вот еще три предельно красноречивых свидетельства.

«А наши приняли меня за немца — я длинный был «, — вспоминал о своем приземлении после прыжка с парашютом из горящего Як-9Т Николай Иванов10.

«Мы его «Курт» звали — он на немца был похож: высокий, костлявый», — рассказывал о своем сослуживце другой летчик-истребитель, Константин Звонарёв11…

У бежавших из плена немцев, отмечал бывший горный егерь Зигфрид Эрт, не получалось затеряться в России: «их сразу можно было узнать по фигуре». Вот разве что одного беглеца «было не отличить от русского»: «маленький, приземистый»12…

История появления

По сохранившимся архивным документам известно, что нацисты по меньшей мере с осени 1939 применяли угарный газ для умерщвления психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого применялся буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ (СО). На фургонах была нанесена маркировка Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня Кайзера). Ответственным за разработку и применение техники умерщвления при помощи угарного газа был Kriminaltechnisches Institut (KTI) Главного управления имперской безопасности.

15−16 августа 1941 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер находится с инспекторской проверкой в Барановичах и Минске, где знакомится с ходом выполнения задач подразделениями Айнзацгруппы B. По записям в дневнике сопровождавшего его Бах-Залевского, Гиммлер получил от увиденного нервное потрясение и приказал руководителю Айнзацгруппы B Артуру Небе разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел».

По распоряжению Гиммлера в конце августа 1941 из KTI в Минск были доставлены несколько баллонов с угарным газом. Но без герметичных помещений их использование не принесло ожидаемых результатов. Попытки применить обычные выхлопные газы не принесли желаемого результата в силу ряда технических сложностей.

В результате этого возникла идея по созданию мобильных газовых камер, в которых бы использовался вырабатываемый двигателем угарный газ. Небе и глава KTI Хис (SS-Sturmbannführer Heess) в конце сентября обратились для практического воплощения этих планов к начальнику подразделения II D Главного управления имперской безопасности В. Рауффу.

Рауфф отдал приказ своему подчинённому Праделю (SS-Hauptsturmführer Pradel), отметив, что это указание Гейдриха. Прадель, в свою очередь, даёт указание своему подчинённому Вентриту (Wentritt) исследовать и доложить о технической осуществимости данного задания (доставка газов в герметический фургон). Получив положительный ответ, Прадель доложил наверх и вскоре получил от Хиса инструкции по конструированию и применению спецмашины. По приказу Рауффа Прадель и Вентрит посещают в Берлине компанию Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, производящую герметичные конструкции, под предлогом необходимости производства герметичных фургонов для перевозки трупов из зон эпидемий. В заключённом контракте оговаривалось, что RSHA поставит шасси, а компания установит на нём необходимое оборудование. Вскоре первые 6 машин были готовы.

Хатынь, белорусская деревня, сожженная вместе с ее жителями и детьми

В Хатыни на белорусской земле днем и ночью сегодня звонят колокола. Здесь, в деревне Хатынь, 22 марта 1943 года фашистские каратели живьем сожгли 149 жителей, в числе которых было 76 детей. Сегодня чехи говорят всему миру о трагедии в чешской Лидице. Это действительно трагедия. Но там расстреляли только мужчин.

У хатынских детей и их матерей такого шанса не было. Толику Яскевичу, мальчику из Хатыни, который сгорел вместе с матерью, было всего семь недель отроду. В семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро. Все они были сожжены. Многим из заживо сгоревших детей было от 2 до 5 лет.

Из находившихся в сарае детей остались в живых семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама, который был смертельно ранен в живот и получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе «Хатынь».

И таких Хатыней, уничтоженных вместе с их жителями и детьми, в Белоруссии в период немецкой оккупации было немало. В экспозиции зала «Нацистский оккупационный режим на территории Беларуси» экспонируется макет сруба колодца, в который во время карательной операции в деревне Шуневка Докшицкого района гитлеровцы бросили детей и учительницу.


Рядом — колодезный журавль из деревни Литовец Дзержинского района, которая была сожжена вместе со 196 жителями вместе с детьми в январе 1943 года.

«Все помнят факт, — сообщает Артур Зельский, директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь», — когда канцлер Германии Вилли Брандт в 1970 году в Варшаве стал на колени перед памятником восстанию в Варшавском гетто, — это считается актом покаяния. А кто из немецких лидеров стал на колени в Хатыни? Кто вообще из немецких лидеров за почти пятьдесят лет существования мемориала в нем побывал? Кто извинился, кто покаялся перед нашим народом?».

Старший научный сотрудник отдела военной истории Беларуси Института истории НАН Ирина Воронкова привела другой пример:

Хатынь вместе с их жителями сожгли каратели из 118-го батальона шуцманшафта 201-й охранной дивизии и особого батальона СС «Дирлевангер». Костяк 118-го батальона был сформирован в Польше в начале 1942 года. Затем формирование 118-го шуцманшаф батальона было продолжено в Киеве преимущественно из украинских националистов, связанных с ОУН (мельниковцев).

Многие участники карательной операции в Хатыни были найдены и расстреляны. Но не все. Командир 118-го батальона Константин Смовский после войны был активным деятелем эмигрантских организаций, к ответственности не привлекался и умер в Миннеаполисе США. Один из карателей Иван Слижук, после войны являлся активным членом оуновской эмиграции, умер в Лионе в 1994 году.

Благополучно доживал свой век и другой участник преступления (читайте «Как армия США повторила зверства фашистов над мирным населением и детьми во Вьетнаме») в Хатыни — Иосиф Винницкий, активный деятель украинской диаспоры в Канаде, умерший в Монреале. На 2015 год единственным оставшимся в живых известным членом 118-го батальона был Владимир Катрюк, с 1951 года также проживавший в Канаде. В 1999 году Канада лишила его гражданства после того, как вскрылись изобличавшие его в военных преступлениях сведения, но в ноябре 2010 года суд вернул ему канадское гражданство.

В мае 2015 года против Владимира Катрюка возбудил уголовное дело Следственный комитет России по статье 357 УК РФ («Геноцид»), но Канада отказала России в выдаче Катрюка.

Практика применения

На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи приводят такую информацию о применении данного устройства:

Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызывать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались (также известен ряд случаев, когда газвагены размещались прямо у крематориев/рвов).

Первые модели «газвагенов» имели конструктивный недостаток, из-за которого помещённые в них люди мучительно умирали от удушья, а кузова потом приходилось убирать от экскрементов и других выделений, что вызывало недовольство обслуживающего персонала. С начала весны 1942 этот дефект был устранён — помещённые в кузов постепенно теряли сознание и уже потом умирали.

Во Второй мировой войне, развязанной немецкими нацистами, погибло огромное число детей.

Вначале я хотела бы процитировать отрывки из замечательной речи, подготовленной российским журналистом ВГТРК Андреем Медведевым для немецкого Бундестага взамен выступления печально знаменитого мальчика Коли из Уренгоя. Она посвящена убитым, казненным, сожженным, заживо похороненным, заморенным голодом и пытками в немецких концлагерях советским детям. Эту свою речь — «Если бы мне пришлось выступать в Бундестаге, как мальчику Коле…» — он опубликовал в Интернете:

«Уважаемые депутаты! Сегодня я увидел чудо. И это чудо называется Германия. Я шел к вам и смотрел на красивые берлинские улицы, на людей, на замечательные памятники архитектуры, и теперь я стою тут, и смотрю на вас.

И я понимаю, что всё это чудо. Что вы все родились на свет и живете в Германии.

Почему я так думаю? Потому что, учитывая то, что ваши солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии имели полное моральное право уничтожить весь немецкий народ. Оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна.


Но не сделала. Жалею ли я об этом? Конечно, нет. Я преклоняюсь перед стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта.

На пряжках немецких солдат писалось: «С нами Бог». Но они были порождением ада и несли ад на нашу землю» (Андрей Медведев: Если бы мне пришлось выступать в Бундестаге, как мальчику Коле… //https://tekstus.livejournal.com/790904.html).

  • Они с детьми погнали матерей / И яму рыть заставили, а сами
  • Они стояли, кучка дикарей, / И хриплыми смеялись голосами.
  • У края бездны выстроили в ряд / Бессильных женщин, худеньких ребят…
  • Нет, этого я не забуду дня, / Я не забуду никогда, вовеки!
  • Я видел: плакали, как дети, реки, / И в ярости рыдала мать-земля…
  • Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, / Он падал, издавая вздох тяжелый.
  • Детей внезапно охватил испуг, — Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
  • И выстрела раздался резкий звук… — Я, мама, жить хочу! Не надо, мама…
  • Муса Джалиль, татарский поэт, замученный и казненный немецкими фашистами в плену

А вот строчки из художественного произведения французского писателя Гари Ромена из его известного романа «Европейское воспитание», написанного во время войны и изданного в 1945 году:

  • — Ты не спишь, мой мальчик?
  • — Нет. Папа… Сколько это будет продолжаться?
  • — Не знаю. Никто не знает… Ни один человек.
  • Вдруг он сказал:
  • — На Волге сейчас великая битва…
  • — А где это?
  • — На Волге. Под Сталинградом… Люди сражаются за нас.
  • — За нас?
  • — Да. За тебя и за меня, и за миллионы других людей.
  • Гари Ромен. Европейское воспитание. 1945

Во время Второй мировой войны люди всего мира с надеждой смотрели на Советский Союз, хорошо понимая от кого зависит исход этой войны. Они знали, что советские солдаты отдавали свои жизни не только за своих детей, но и за их детей.

Только неблагодарная Европа об этом сегодня забыла.

душегубка III[править]

В Викиданных есть лексема душегубка (L107987).

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. душегу́бка душегу́бки
Р. душегу́бки душегу́бок
Д. душегу́бке душегу́бкам
В. душегу́бку душегу́бки
Тв. душегу́бкойдушегу́бкою душегу́бками
Пр. душегу́бке душегу́бках

ду-ше-гу́б-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -душ-; интерфикс: -е-; корень: -губ-; суффикс: ; окончание: .

Семантические свойстваправить

Значениеправить

  1. специальный автомобиль, в котором нацисты, воевавшие с СССР в 1941–1945 гг., истребляли мирных граждан, отравляя их выхлопными газами ◆ Я стал рассматривать страшные фотоснимки в книжке и подумал о том, что должны были почувствовать люди в душегубке, когда был пущен газ… Анатолий Ким, «Белка», 1984 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  2. перен. душное, задымленное помещение ◆ Но день пришел такой парной, что палатка сделалась душегубкой. В. П. Астафьев, «Царь-рыба», 1974 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )

Гипонимыправить

Конструкция

По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2 типов — на 30—50 человек и 70—100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) — Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, — и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.

По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливавшийся на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.

«Гвозди бы делать из этих людей…»

«Вокруг меня собираются немцы — молодые, здоровые, спортивного вида сытые ребята», — вспоминал плененный в августе 1941-го под Ленинградом Борис Соколов18.

«Большинству в 1943 году исполнилось 18 лет, — писал о полученном осенью 1943 года его мотострелковым взводом пополнении Евгений Бессонов. — Физически они были неокрепшими, роста в основном ниже среднего, щупловатого телосложения «19.

Фронтовые судьбы молодых актеров, сыгравших в довоенном фильме «Юность поэта»

18-летний минометчик Владимир Логачёв в 1944-м таскал 19-килограммовый ствол 82-мм миномета при собственном весе 51 кило20…

А ведь в 1943-1944 годах пришлось мобилизовывать и 17-летних…

Воевать Красной армии было физически тяжелее, чем вермахту. Но это она, а не сытый «накачанный» вермахт дошел до Победы, мобилизовав терпение и моральную готовность к лишениям, во все времена отличавшие русского солдата.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ


С этим читают