Допустимо ли в пастырской практике применять знания и методы из области психологии?

В некоторых приходах причащают так, как и до пандемии

— Почему возникло столько споров, разногласий вокруг рекомендации протирать лжицу салфеткой со спиртом?


— Потому, что многие воспринимают лжицу как святыню. Да, с одной стороны, лжица — особый предмет богослужебного обихода, мы их освящаем, как и другие предметы Евхаристического набора. С другой — нельзя же путать Тело и Кровь Христовы с теми предметами, которые к ним прикасаются. 

Здесь уместно вспомнить, что послужило причиной возникновения иконоборческой ереси — это, в том числе, и почитание икон, граничащее с идолопоклонством. Не напоминает вам, хоть отчасти, это сегодняшнюю нашу ситуацию?

Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой

Вообще сейчас возникают вопросы, о которых мы раньше не задумывались. Мирянину нельзя прикасаться к дискосу, потиру, но причащаться нам всем из одной Чаши можно…

Многие думают, что Тело и Кровь Христовы являются дезинфицирующим средством. Именно так считают утверждающие, что через прикосновение к Чаше нельзя заразиться. Отец Стефан Домусчи недавно написал в фейсбуке об этом целую статью, где, в частности, говорит о том, что странно думать, будто кусочек мела, отвалившийся от потолка и упавший в Чашу, перестанет быть мелом, и соответственно вирус от прикосновения больного человека к Чаше останется вирусом. Можно вспомнить и указания учительного известия, как нужно поступить с попавшим в Чашу насекомым.

Вирус — это то самое инородное тело, «насекомое», только невидимое глазу. И через необработанную антисептиком лжицу он спокойно может передаться другому.

И лжица — это предмет обихода, а не «волшебная палочка».

Но почему-то многие этот вопрос переводят в плоскость маловерия… Конечно, Господу все возможно, но зачем искушать Его.

И получается, что форма обряда становится важнее самого таинства.  

Один священник рассказал мне, что человек, который был в храме, где соблюдались меры предосторожности, предписанные священноначалием, сказал: «Мы что, уже не православные, если лжицы спиртом протираем?!» Если из-за такой незначительной, временной меры возникают споры, то что будет, если возникнет разговор на более серьезные темы?

Конечно, есть много вопросов, на которые невозможно дать четкого определения. Поэтому и существуют разные богословские мнения. Но в большинстве случаев такая упертость, непреклонность, агрессивность со стороны прихожан держится на невежестве. А оно возникает как раз тогда, когда акценты делают исключительно на обрядовых формах благочестия. На внешнем, а не на содержании.

Со всем спорным нужно разбираться и давать четкие установки, именно этого сейчас ждет духовенство от своего священноначалия. Раньше такой острой необходимости в этом не было, церковная жизнь двигалась по привычной колее, а сейчас — появились вопросы, которые нужно решать очень быстро.

— Священники — служат, приходят домой причастить тех, кто их просит. То есть в сегодняшней обстановке они подвергаются риску?

Прихожане «геройствуют», а храмы могут остаться без Евхаристии

— Да, серьезнейшему. Сейчас уже есть рекомендации по мерам защиты для священников, приехавших на дом к пожилым людям. 

Но и сами священники, того не подозревая, могут быть инфицированными. Мне кажется, что прежде чем исполнять инструкции об особенностях служения священников во время пандемии, нужно организовывать для духовенства медицинские осмотры, с тем, чтобы мы сами и прихожане были уверены в том, что здоровы.

Но ничего подобного нет

Зато, опять же к сожалению, я знаю немало историй, когда, вопреки благословению священноначалия, в некоторых приходах ничего не изменилось, как причащали народ несколько месяцев назад, так и продолжают причащать без всяких мер предосторожности. 

Приходам не хватает средств, которые жертвуют прихожане

— Как отразятся изоляционные меры на экономике прихода?

— Вот я пришел в храм на службу, нас всего трое — алтарник, певчая и я. Уж какая здесь экономика. 

Да, есть такое понятие, как экономика прихода. Она в это время будет подорвана. Но и до этого была не очень: растут коммунальные платежи, всякого рода отчисления — и все это на фоне обнищания народа. Сейчас еще каждый приход как юридическое лицо обязан заключить договор с региональным оператором на вывоз мусора. Причем даже те приходы, которые не производят никаких коммунальных отходов.  


Вернемся к экономике. Понятно, что количество пожертвований напрямую связано с числом пришедших в храм, но я же не могу рисковать жизнью людей и писать объявления: «Приходите — каждый день у нас будут проводиться соборования». Зачем? Для повышения сбора пожертвований? Когда я слышу в таких случаях о маловерии, я понимаю, что имею дело с очень безответственными людьми, которые не слышат ни Патриарха, ни власти, ни голоса разума.

— Да, приходам без пожертвований — тяжело. Где проходит грань, после которой экономическая составляющая начинает доминировать?

— Эту грань мы уже давно переступили. Подавляющее число приходов не живет на средства, пожертвованные своими прихожанами. 

Каждый священник стоит перед выбором — превращаться ли ему в требоисполнителя, которому, чтобы прокормить свою семью, нужно все время держать ухо востро и не пропустить желания людей — освятить квартиру, автомобиль и так далее. Если в древней Церкви все было связано с литургией: была крещальная литургия, во время венчания супруги причащались вместе, то сейчас очень многое существует в отрыве от Евхаристии.

А священникам нужно жить, причем порой они служат в таких приходах, где мало прихожан, а значит, мало средств. Если даже в храм приходят люди, кто они — ответственные постоянные прихожане, понимающие, что приход нужно содержать, платить за коммунальные услуги, или просто «захожане», которые зашли в один храм, потом через пару месяцев — в другой и никакого понимания того, что такое ТВОЙ приход, не имеют.

Священник вынужден сейчас думать не только о том, как прокормить свою семью, содержать приход, но и как найти деньги для епархии. И тогда он из священника превращается в «добытчика».

Понятно, что всегда были благотворители, которые помогали конкретному храму. Но как только меняется экономическая ситуация в худшую сторону — кризис и так далее, сразу становится меньше людей, которые жертвовали на какие-то благотворительные программы при храмах, на реставрацию, на украшения храмов и так далее. Для священника сейчас актуальным становится вопрос не как найти средства на роспись храма, а чем заплатить за отопление и свет. Причем коммунальные расходы растут. И какой выход из этой ситуации — я не знаю.

Где и когда можно исповедоваться?

Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.

На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет. 

Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.  Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни. Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

Служение пастора людьми. И Он поставил … пастырями

Итак, мы видим, что в отношении людей есть ТОЛЬКО одно место Писания, говорящее о служении Пастора в Церкви. О его обязанностях мы можем говорить ТОЛЬКО с точки зрения служения Иисуса, как Пастыря. Павел, Петр в своих посланиях не упоминают этого служения.

 Никаких других наставлений, условий для рукоположения или назначения нет.

Единственное место, которое ТОЛЬКО В НАШИХ БИБЛИЯХ написано как слово «пастырь» по отношению к человеку – это послание Петра. Но в греческом оригинале это слово звучит как «пресвитер, старейшина». Именно это слово упоминается в последующих посланиях, где говориться о служении пресвитера.

Я не знаю, почему слово «пресвитер, старейшина» используемое в дальнейших посланиях для нас перевели ИМЕННО В ЭТОМ МЕСТЕ как «пастор». Это не является темой для нашего рассуждения сегодня. Об этом мы говорим подробно в теме Пресвитер

Самое важное – это понять, кто такой пастор с точки зрения Слова

Смиритесь под крепкую руку Божью – подразумевает принять то служение, которое является санкционированным Богом, а не людскими правилами и традициями. Более подробно о служении пастора читайте тут https://dom-na-vostoke.ru/sluzhenie-pastora/

Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

Епископ Тихон (Шевкунов): «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.

В некотором роде кощунство

О2

Сервис «Елицы» у представителей православной церкви вызывает определенное доверие, потому что его основатель известен, он создал православную социальную сеть, которая имеет ряд направлений деятельности, в том числе занимается благотворительностью. А вот сервис РПЦ-онлайн, наоборот, вызывает массу вопросов. Его деятельность с трудом может быть проверена, а бухгалтерия и механизмы передачи записок остаются непрозрачными, отметил в беседе с «Известиями» заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

— Мы считаем эту проблему очень сложной и думаем о том, как взаимодействовать с государственными органами и гражданским обществом, чтобы навести какой-то порядок. Сервис РПЦ-онлайн незаконным образом использует название, чтобы ассоциироваться с Русской вравославной церковью, хотя никакого отношения к ней он не имеет. Есть общее правило, согласно которому нормальным способом взаимодействия с церковью является посещение храмов и пожертвование, в том числе за требы, в тех храмах, где человек регулярно присутствует во время богослужений. Мы исходим из того, что верующий человек связан со своим приходом, общается со священнослужителем и там же осуществляет пожертвования. Поэтому не думаю, что у людей, которые живут полноценной приходской жизнью есть необходимость использовать онлайн-сервисы, — пояснил Кипшидзе.

Попытку привлечь внимание прихожан заказами молебнов в известных храмах в РПЦ считают спекулятивным приемом. Просьба помолиться, по словам Кипшидзе, имеет ценность, если она исходит от человека, который нуждается в поддержке, а ее эффект зависит от веры самого человека, а не от значимости храма или известности священника


О3

— Тем более это не может быть связано с размером пожертвования. К сожалению, некоторые наши соотечественники продолжают рассматривать церковь как некий сервис духовных услуг, которому можно передать какие-то средства и получить что-то взамен. Спасителю нужны не наши средства, а наше сердце, заменить духовное движение к Богу, трансакциями через платежные системы — в некотором роде кощунство, — отмечает зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом.

Несмотря на то что средства коммуникации призваны облегчить нашу жизнь, повсеместное их использование в духовной жизни ведет к упрощению сложных взаимоотношений и замены их более простыми решениями.

— Это сравнимо с той коммуникацией, которую мы поддерживаем со своими родными людьми. Конечно, мы можем написать им смс или сообщение в мессенджере, но если мы решим, что можем ограничиться такой коммуникацией с женой, детьми или родителями, то легко себе представить, во что превратятся отношения внутри семьи. Не менее ценными являются отношения, которые мы поддерживаем путем участия в церковных таинствах. Они не передаются в виртуальном пространстве и являются непременным условием участия в духовной жизни. Мне кажется, что мы теряем что-то от полноты церковной жизни, если замыкаем ее в рамки виртуального пространства, — резюмировал Кипшидзе.

Лобби недели

Истовая вера в тандеме с божьей помощью – это несокрушимая сила, доказала Русская православная церковь. Когда небо за тебя, можно даже пролоббировать закон, который гарантирует тебе финансовый рай прямо на бренной земле. Госдума одобрила к принятию законопроект, который освобождает РПЦ от обязанности отчитываться перед властями о своих финансах – бесстрастно констатирует РБК. Другими словами, церковь теперь вообще неподконтрольна Министерству юстиции. Да что там Минюст! Даже прокуроры смогут приходить в храмы только с целью помолиться. А официально или тем более с проверкой – только по приглашению церковного руководства. За чудесный и богоугодный закон депутаты будут голосовать 20 ноября. Как думаете, примут или нет?

Способ донесения просьбы

Помимо молебнов, в интернете без труда можно найти сайты, предлагающие онлайн-исповедь. Причем откровения людей публикуются здесь же. Безусловно, никакого отношения к церковному таинству исповеди такой вид откровений не имеет. А по мнению экспертов, подобные сервисы таят в себе скрытую опасность. Монетизировать сервис онлайн-исповеди и виртуальную часовню несколько сложнее: обычно создатели ограничиваются реквизитами для пожертвований.

— По большому счету, интернет как способ заказа молебна не несет в себе никакой угрозы. Вы просите церковное сообщество или клирика помолиться, и способ донесения этой просьбы не столь существенен. Другое дело — таинство исповеди. Традиционно оно совершается тет-а-тет между священником и человеком, раскрывающим перед ним свои грехи и духовные болезни. Но опять же мы делаем через интернет многие вещи, о которых раньше и подумать не могли, — отметил Батарчук, добавив, что некоторое время назад многих возмущала замена живого огня на лампочки. А совсем недавно церковь благословила появление реалити-шоу одном из монастырей, где можно будет наблюдать за уединенной монашеской жизнью.

О7

— Если человек не имеет возможности присутствовать в храме, то почему бы ему не воспользоваться интернетом? Я не вижу в этом ничего ужасного, вопрос лишь в том, кто находится на другом конце провода. Там могут оказаться и сектанты, и просто бездельники, да и кто угодно. Как и везде в интернете, нужно иметь некий навык и пользоваться цифровой гигиеной. Как явление — это не хорошо и не плохо, а совершенно в ногу со временем, — рассказал «Известиям» религиовед Денис Батарчук.

По его мнению, появление подобных сервисов — естественный процесс. Интернет проникает во все сферы нашей жизни, и в религиозную в том числе. При этом использование интернета как способа для заказа молебнов не приведет к уменьшению числа прихожан в храмах. Люди старшего возраста относятся к подобным нововведениям достаточно скептически.

Ревность недели

Тему сложных отношений продолжает портал Sports.ru, опубликовавший поучительную историю о бойце ММА и порномодели. Дивной Кристи Мак следовало десять раз подумать, прежде чем уходить от такого парня, как Джонатан «Военная машина» Коппенхейвер. Без подруги боец продержался всего три месяца, а потом пришёл её навестить, и, конечно, застал с новым бойфрендом. Дальше всё было так же красиво, как в «восьмиугольнике», с той лишь разницей, что оппоненты не могли дать Джонатану сдачи. На этой неделе стало известно, что Коппенхейверу инкриминируют не просто побои, а покушение на убийство. Полюбуйтесь, какую красоту он едва не отнял у зрителей формата XXXL.

Рекомендации исповедующемуся:

— Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения. — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов». — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно!  Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно.  Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида. — Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство. — Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом). — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания. — При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу  с молитвой «Господи, даруй мне зрети моя согрешения».

Дополнения из разных источников

Кратчайшая исповедь

Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.

Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.

Грехи смертные , то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели:

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.


4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них

Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

Содомский грех.

Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Конец и Богу слава.

Вам может быть интересно:

1. Грех и покаяние последних времен – Глава II. О грехах – архимандрит Лазарь (Абашидзе)

2. Нам оставлено покаяние – игумен Никон (Воробьев)

3. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики – святитель Феофан Затворник

4. Аскетические опыты, 1 часть – О покаянии. – святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Об истинном христианстве. Книга 1 – святитель Тихон Задонский

6. Мысли христианина о покаянии и причащении – праведный Иоанн Кронштадтский

7. Лествица – Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице – преподобный Иоанн Лествичник

8. Беседы о покаянии – святитель Иоанн Златоуст

9. Радость покаяния – Антоний, митрополит Су́рожский

10. Уроки покаяния по библейским сказаниям – епископ Виссарион (Нечаев)

Побег недели

https://youtube.com/watch?v=idF-VDpWdh4

Пингвины наглядно показали, что их умственные способности не стоит недооценивать. Арктические птицы первыми поняли, что зоопарк в Дании – не самое безопасное место для представителя фауны, имеющего планы на долгую и счастливую жизнь. Вчера здесь скормили львам жирафа Мариуса, сегодня уже самого царя зверей распотрошили на потеху публике, а что будет завтра? Торжественное четвертование пингвинов? Вы уверены, что хотите лично узнать, что придумают весёлые живодёры? Нет? Тогда улыбаемся и валим! Именно под таким заголовком вышел сюжет о сообразительных птицах на телеканале 360°.

Как вывод

Исходя из того, что мы увидели в Слове, можно сделать очень важный вывод. Он касается как тех, кто желает служить пастором, так и тех, кому служат те, кто называет себя пастором.

Не следует всегда с недоверием относиться к служителям. Давайте помнить, что они подвергаются намного большим атакам со стороны дьявола. Если погубить пастыря, то рассеются овцы. Именно поэтому сами пастыря должны быть открытыми и честными по отношению к Богу и людям. Вы не просто «обычные верующие как все». Вас избрал Иисус и поставил в СВОЕЙ ЦЕРКВИ на служение, которое Он уже расписал и определил.

Я предлагаю тем, кто считает себя пастором и защищается тем, что кто-то его рукоположил на это служение проверить себя. Верное ли основание вы выбрали для своей защиты? Устоите ли на суде, который будет основываться на Слове? Насколько правильно вы поступаете, когда не считаете и не принимаете другого, как пастора только потому, что никто его не рукоположил на это служение? Чем вы руководствуетесь? У пророка Иеремии Бог осуждает неоднократно тех, кто поступает без послания Бога, но прикрываются Его волей.

А членам церкви я посоветовал бы посмотреть, куда вас ведут. Не именно сегодня или месяц назад. Общее направление. Сравните его со Словом. Я подчеркну. Сегодня в мире очень много негатива, связанного со служителями. И виной, порой, они сами. Но увидьте общую картину. Пастор – это тот человек, которого Бог избрал для того, чтобы пасти Свою Церковь. В Слове не зря написано, чтобы младшие повиновались старшим. Не зря написано, чтобы все подчинялись друг другу. Любовь все побеждает.


С этим читают