Деструктивные отношения

Признаки деструктивных отношений

Практически каждый взрослый индивид на себе прочувствовал всю тягость деструктивных отношений хотя бы раз. При этом большинству все же удается выйти из подобных взаимоотношений с наименьшими потерями для себя. Однако остаются такие индивиды, которые не осознают, что настала пора разорвать оковы порочного круга взаимоотношений, построенных на унижении, непонимании, страданиях, обидах и боли.


Деструктивная любовь являет собой несозерцательные отношения. Такая связь никогда не разовьётся. В ней все ключевые события неизменно циклично повторяются. Пребывая в деструктивных отношениях, индивид как личность не способен развиться, наоборот, он постепенно «утрачивает себя», забывает о собственных желаниях и нуждах. У него постепенно иссякают силы для преобразования своего бытия.

Деструктивные межличностные отношения приводят к снижению самооценки. Особенность подобной связи заключается в страдании двух участников отношений. При этом предпринять конкретные действия, способные по-настоящему изменить к лучшему ситуацию, никто из них не готов.

У людей, длительно пребывающих в деструктивных отношениях, часто возникают психосоматические недуги. Постоянное воздействие стрессоров и напряжённая обстановка оказывает отрицательное воздействие на психофизическое здоровье партнёров, а также негативно сказывается и на развитии детей.

К признакам связи, несущей разрушение, относят:

– заниженную самооценку;

– страдания;

– постоянно присутствующую обиду на партнёра;

– навязывание мнения;

– отказ признать существование проблемы;

– депрессивные настрои;

– ощущение ненужности, безразличия;

– отсутствие взаимопонимания, уважения;

– неудовлетворённость отношениями;

– тревожность и страх;

– ощущение будто проживаешь не свою жизнь;

– манипуляции;

– отсутствие общих мировоззрений, мнений, увлечений, планов.

В конструктивных отношениях супруги могут открыто обсуждать, тревожащие их ситуации, возникшие проблемы, собственные чувства. Они признают персональную ответственность за психологический климат, царящий в семье.

Профилактика


Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию разрушающей модели поведения гораздо эффективнее, нежели его лечение, поскольку терапевтические меры предполагают постановку на учёт в психиатрическое учреждение. Игнорирование рассматриваемой проблемы в свой черёд нередко приводит травмированию детей, суицидальным поступкам, взрослые лица могут причинить вред окружающим.

Под профилактикой деструктивного поведения понимается сложный процесс, направленный на формирование качеств у индивида, способствующих ему стать подлинным субъектом социальных отношений. Одним из базисных факторов личностного созревания считается подготовка несовершеннолетних к социализации.

А основным институтом социализации детей является семья и школьная среда. Поэтому работа по предупреждению деструктивной поведенческой модели начинаться должна со школьной среды и семьи. Поскольку именно там закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Профилактические мероприятия на уровне учебного заведения обязательно должны охватывать следующие направления:

– наблюдение за трудновоспитуемыми подростками;

– регулярное отслеживание посещаемости уроков трудновоспитуемыми школьниками;

– систематически отслеживать успеваемость таких детей;

– вовлекать трудновоспитуемого ребёнка в трудовую деятельность одноклассников, творческие и спортивные мероприятия, давать общественные поручения;

– стараться нейтрализовать пагубное воздействие родителей, стремиться нормализовать семейную ситуацию;

– регулярно проводить коррекционно-развивающие тренинги и игры.

Основные профилактические действия должны вестись в следующих направлениях:

– обнаружение детей, имеющих риск появления школьной дезадаптации (выявление учеников, часто пропускающих занятия, проводящих много времени в уличной среде, отстающих в успеваемости, конфликтующих с ровесниками или учителями);

– анализ социальной обстановки развития учащегося, имеющего проявления дезадаптивного поведения, объединяя школьников по группам в соответствии с вероятным риском, а также стадиями процесса дезадаптации;

– обучение учащихся умениям социальной компетентности (навыкам саморегуляции, управления конфликтами, самоорганизации, коммуникации, умению справляться с горечью утраты);

– создание и организация допрофессиональной подготовки несовершеннолетних, что заключается в поддержке личности подростка и семьи его в образовании адекватных условий социального взаимодействия, подготовке ребенка к существованию в социуме, профессиональном самоопределении, овладении способами и умениями трудовой деятельности.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины деструктивного поведения

В начале развития психологической науки исследования деструктивного поведения проводили З. Фрейд и К.Г.Юнг в рамках психоаналитического подхода. Они изучали влияние неосознаваемых мотиваторов на поведение человека. По Фрейду, деструктивное поведения является следствием негативного отношения человека к самому себе. Он утверждал также, что деструкция является одним из основных влечений; другое – это инстинкт жизни, созидания и любви. Сторонники психоаналитического подхода утверждали, что деструктивное поведение в разной степени свойственно всем людям, отличаются только объекты этого поведения (другие одушевленные и неодушевленные предметы или он сам). Похожей позиции придерживался и А. Адлер, который полагал, что главной причиной деструктивного поведения является ощущение отчужденности и беспомощности. Э. Фромм считал таковой нереализованный потенциал, а также невозможностью использовать плодотворную энергию по назначению. Социальные исследования деструктивного и девиантного поведения начал проводить Э. Дюркгейм, а изучению детерминант, факторов и форм отклоняющегося поведения посвящены работы Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Уорсли и многих других представителей социологии. Так, Мертон утверждал, что причиной девиантного и деструктивного поведения является аномия – особое нравственно-психологическое состояние, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и нравственных идеалов. П. Уорсли исследовал относительность взаимосвязи культурных норм и так называемых абсолютных норм.

Формы деструктивного поведения

Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект. К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:

  • уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
  • сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
  • нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам ..

Выделяются следующие типы деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума);
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
  • нарциссическое;
  • аутическое;
  • конформистское.

Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения .

Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:

  1. самоуничтожением;
  2. самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
  3. самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).

Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).

Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение. В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.

Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:

  1. отрицание, отказ от социальной роли;
  2. сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.

Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.

История изучения

Научные проблемы, связанные с деструктивным поведением человека, стали объектом исследований достаточно давно, еще до появления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Представление о деструктивном поведении как действиях человека, противоречащих нормам человеческого общества, развивали крупнейшие мыслители Античности: Платон, Аристотель, Гиппократ и некоторые другие. Философское осмысление деструкции позволило сформировать несколько подходов к ней.

Прежде всего необходимо выделить морально-нравственные аспекты деструктивного поведения, которые исследовались в рамках философских школ стоиков и эпикурейцев (IV в. до н. э.). Деструктивное поведение трактовалось как отклонение от идеала личности, в котором гармонично сочетаются «естественное и чувственное». В рамках второго направления, естественно-научного, наиболее значительными авторами, изучающими деструктивное поведение, стали Авиценна, Аверрорес, Гален. Их выводы позволили сформулировать предположения о зависимости индивидуального сознания от культурных форм общественной жизни, психического от биологической (как основы), темперамента как формально-динамической структуры организации психической жизни .

Изучение психопатологий и психических расстройств продолжилось и в Средние века. В фокусе ученых того времени находились взаимосвязи соматических и психических болезней и их проявлений. Проблемам причин отклоняющегося поведения личности посвящены работы видных ученых-богословов П. Абеяра и Ф. Аквинского.

Также различные проявления деструктивного поведения исследовали и виднейшие ученые эпохи Возрождения (Б. Телезио, Х. Уарте), Просвещения (К. Гельвеций, П. Гольбах, Дж. Локк как представитель естественнонаучного направления). Этическое основание деструктивного поведения было сформулировано Л. Фейербахом, Г. Гегелем, И. Кантом.. Кроме того, этими специалистами был разработан методологический аппарат, позволяющий исследовать различные поведенческие девиации. В рамках антропологии во второй половине XIX в. деструктивное поведение изучали Э. Ротхакер, А. Гаен, М. Шеллер. На современном этапе утверждается, что не существует прямой объективной взаимосвязи между деструктивным поведением и конституционально-биологическими свойствами индивида. При этом формально-динамическими предпосылками выступают индивидуально-типологические свойства личности (особенности темперамента или характера) .

Примечания

  1. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
  2. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.
  3. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах/ -2006
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — Москва-Екатеринбург, 2000.
  5. Злоказов К. В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2016

Типы виктимного поведения

Виктимность это определение в психологии давно изученное. Если человек сознательно ставит себя в ситуацию, когда ему достается роль «мальчика или девочки для битья», психолог может сразу сделать вывод, что это виктимное поведение. Существует несколько видов виктимности, у каждого из них своя специфика. Самыми распространенными разновидностями являются:

  • пассивное подчинение – жертва вяло, с большой неохотой подчиняется агрессору;
  • псевдопровокация – человек сам не понимает, что своим поведением подсознательно побуждает окружающих к проявлению агрессии или других негативных чувств (пример – юная девушка, надевающая в клуб слишком соблазнительную одежду, или парень, отпускающий пошлые шутки в адрес тех, кто старше и сильнее его);
  • неустойчивая – сочетание первой двух разновидностей, в этом случае в душе у жертвы происходит настоящий хаос, человек сам не понимает, чего он хочет добиться своим поведением.

Наиболее распространен второй тип данного психического расстройства.

Описание симптомов

Деструктивное поведение как сигнал психологического расстройства

Такие понятия как конструктивное и деструктивное поведение стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Причины и следствия


Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы:

  • Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки);
  • Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения:

  • Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов.
  • Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил.
  • Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.

Понятие виктимность

Виктимность это стремление постоянно чувствовать себя жертвой обстоятельств или окружающих. В психологии виктимизация это осознанное стремление подставить себя «под удар», чтобы потом наслаждаться страданием. Основные особенности этой патологии:

  • человек постоянно попадает в неприятные ситуации;
  • эти ситуации могут быть самыми разнообразными: от стихийного бедствия и техногенной катастрофы до крупного семейного или рабочего конфликта;
  • личность, желающая играть роль жертвы, намеренно провоцирует окружающих на агрессивное поведение;
  • человек желает во всем подчиняться кому-либо и целенаправленно ищет себе «хозяина», «господина».

Виктимность в ее крайне извращенной форме проявляется как мазохизм – стремление причинять себе вред и терпеть боль, причиняемую окружающими.

Виктимность как социально-психологическое явление

Виктимность это в психологии и социальных науках многогранное явление, имеющее социальный подтекст. Такое поведение часто характерно для неуверенных в себе девушек (женщин), которые росли в неблагополучных семьях и страдали от детских и юношеских комплексов. Разумеется, они не знают, что это такое виктимность, но испытывают явное удовольствие от того, что попадают в неприятные ситуации.

Как социально-психологическое явление этот феномен на данный момент недостаточно изучен. Однако установлена четкая закономерность: чем моложе человек, тем больше у него тяга к жертвенному поведению. Поэтому такое расстройство часто отмечается у подростков, постоянно попадающих в плохие компании и поддающихся дурному влиянию более сильных сверстников.

Такое состояние часто возникает у детей, страдающих от сильной опеки родителей. Если родители внушают ребенку, что он ничего не может сделать самостоятельно, подросток так и будет покорно «плыть по течению», слушаясь тех, кто сильнее морально и физически. Это очень опасно, поскольку именно такие представители молодежи чаще всего попадают в компании, нарушающие закон. Для коррекции состояния рекомендуется своевременное обращение к психологу или психотерапевту. Самостоятельно справиться с синдромом вечной жертвы вряд ли получится, потому что для этого человек должен полностью изменить свой тип мышления.

Интересно. «Вечного страдальца» часто называют крылатым выражением «козел отпущения». Этот термин имеет ветхозаветные корни: по большим праздникам иудеи приносили в жертву козла и считали, что на него переходят все грехи еврейского народа.

Виктимность может проявиться в любом возрасте, при любых условиях

Отличия от конструктивного редактирования статей

Участники нередко отражают в статьях точку зрения того или иного меньшинства. Это соответствует целям Википедии, при условии, что приводимые мнения проверяемы, подкреплены авторитетными источниками, не содержат признаков оригинального исследования, сформулированы нейтрально и, в частности, не придают чрезмерного веса маргинальным, малораспространённым точкам зрения либо не представляют некое мнение (даже если оно поддерживается большинством) в качестве единственно возможного, единственно правильного или доминирующего при наличии других значимых и подтверждённых авторитетными источниками мнений. При этом бремя доказательства проверяемости, авторитетности источников или значимости некой точки зрения лежит на участнике, добавляющем информацию либо желающем её сохранения в Википедии.

Проверяемые и значимые точки зрения могут включать в себя также и псевдонаучные или ненаучные концепции, если они опубликованы в авторитетных источниках. Участники могут включать в статьи сведения об активных публичных дискуссиях и спорах по какому-либо актуальному вопросу, если эти споры задокументированы в авторитетных источниках. Это исключение, однако, не касается исторических, давно завершённых дискуссий, итог которых давно известен и документирован в авторитетных источниках. Например, в наше время не будет считаться корректным стремлением к соблюдению НТЗ внесение в статью мнения, согласно которому Земля плоская (даже если оно будет оформлено как «некоторые считают, что…»), — несмотря на то, что для такого утверждения можно найти авторитетные источники и несмотря на то, что вопрос о том, является ли Земля плоской или шарообразной, был актуален в Европе вплоть до позднего Средневековья. В Википедии приемлемы и допустимы статьи, которые рассказывают о дискредитировавших себя, опровергнутых или не разделяемых большинством точках зрения и гипотезах и об их защитниках и последователях, если они проходят по критериям значимости. Например, теоретически может существовать статья об «Обществе сторонников плоской Земли», но утверждения о том, что Земля плоская, неприемлемы для статей Земля или География, даже если они представлены как точка зрения меньшинства.

Иногда добросовестный участник может быть введён в заблуждение псевдонаучными или ненаучными публикациями, утверждениями из неавторитетных или недостаточно авторитетных источников, или может допускать непреднамеренные искажения текста цитаты или содержания источника, на который он ссылается, или непреднамеренно использовать формулировки, нарушающие требование нейтральности изложения. Такой участник может разумно и аргументированно защищать свою позицию в течение некоторого, достаточно короткого, времени, — однако его можно переубедить или, по крайней мере, он может смириться и перестать настаивать на своей точке зрения, когда ему представят убедительные аргументы и свидетельства того, что он заблуждается или не прав, или когда он обнаружит, что существует консенсус относительно ненейтральности, неподтверждённости авторитетными источниками или незначимости либо нерелевантности для статьи вставляемой им информации. Этим добросовестный участник отличается от деструктивного.

С целью защитить добросовестных участников от возможного преследования со стороны участников, придерживающихся другой точки зрения, от необоснованных обвинений в деструктивном поведении и от иных потенциальных манипуляций с данным руководством, ни один участник не должен подвергаться санкциям (предупреждениям и блокировкам) за деструктивное поведение (то есть прежде всего за систематические нарушения ВП:НТЗ, ВП:ОРИСС, ВП:ПРОВ, ВП:АИ), если среди нейтральных, не вовлечённых в конфликт участников нет консенсуса относительно того, что данный конкретный участник действительно ведёт себя деструктивным образом, или если отсутствует решение Арбитражного комитета, констатирующее факт деструктивного поведения участника и систематических нарушений им вышеуказанных правил. Настоящее руководство не относится к участникам, в отношении которых Арбитражным комитетом установлены ограничения на редактирование статей той или иной тематики — такие участники в случае нарушения ими установленных ограничений могут подвергаться блокировкам в соответствии с решением Арбитражного комитета, а не в соответствии с данным руководством.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.


Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как выйти из деструктивных отношений

Люди попадают в деструктивные отношения вследствие двух причинных факторов: они сливают собственные границы и утрачивают достоинство. Сливание границ заключается в неумении сказать «нет». Люди испытывают дискомфорт в обращении партнёра с ними. Им неудобно остановить сожителя, они надеются, что абьюзер сам поймёт все. Жертвам деструктивных отношений неловко обнародовать, что они желают в действительности. А достоинство они утрачивают, когда позволяют обращаться с собой плохо, унижать себя, обвинять, беспричинно критиковать.

В связи с вышесказанным, выход из деструктивных отношений, прежде всего, подразумевает признание наличия таких взаимоотношений. Если любовные узы не позволяют человеку ощущать себя свободно, дабы проявить себя, быть собой, чувствовать себя полноценной личностью, то необходимо осознать, что отношения разрушающе воздействуют на индивида и выходить из них. Попытки игнорировать сложившую ситуацию, мысли, что всё само рассосётся, приведут лишь к углублению зависимости от тирана и потере себя.

Поэтому, в первый черёд, следует отметить важность воли в деле разрыва токсичной связи. После осознания собственного пребывания в дисфункциональных отношениях, необходимо мобилизовать всю имеющуюся волю и не поддаваться таким соблазнительным, ведущим в никуда, думам оставить всё как есть

Также не стоит верить обещаниям абьюзера, что всё изменится. Конечно, некоторое время он станет вести себя иначе, но потом обращение сделается еще хуже, поскольку он поймет, что жертва полностью подконтрольна ему.

Так, например, для прекрасной половины деструктивные отношения с мужчинами разорвать, прежде всего, следует физически, то есть съехать от супруга. Очень важным на данном этапе является абсолютное прекращение любого взаимодействия с партнёром. Это значит игнорировать звонки, сообщения в соцсетях, смс-ки и иные виды общения. Также не следует пытаться следить за тем, как он проводит время. Помимо того рекомендуется запрятать подальше все совместные фотографии, подарки и иные памятные штучки.

Теперь можно переходить к следующему этапу – пересмотру собственных приоритетов

Если индивид очутился в деструктивных отношениях, следовательно, в его жизни существует зона, недополучившая внимание. Поэтому ему следует направить всё внимание на развитие ресурсов, недополучивших внимания

Например, пойти в спортзал, чтобы сбросить пятёрку лишних килограмм, дабы изменить собственный внешний вид. Ресурсом здесь будет имидж. Можно изучить что-то новое, например, иностранный язык. Тогда знания будут являться ресурсом. Проще говоря, необходимо силы направить на самосовершенствование собственной личности.

Любая даже незначительная победа над собой повышает самооценку соответственно и достоинство.

На последнем этапе следует поблагодарить абьюзера, поскольку благодаря ему человек стал лучше, начал развиваться. Ведь именно домашний тиран невольно указал ему на его самые слабые стороны, вынудил трудиться над улучшением себя и качества своего бытия.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

С этим читают