Иван купала 2019: когда отмечается, история и традиции, купальская ночь, запреты и гадания

Что делали люди во время праздника Ивана Купалы – традиции ночи

Праздновать Купалу начинали вечером, еще до заката, поскольку считалось, что купальская ночь была особенной, наполненной магией, колдовством, чудесами, и можно приобщиться к этой волшебной силе, выполнив определенные ритуальные действия. Вода, растения, огонь тоже наполнялись чудесной силой и становились целебными.


Сила воды

Один из обязательных обычаев – массовое купание, омовение. По мнению язычников, вся нечисть, обитающая в воде, покидала водоемы и можно, вплоть до Ильина дня, купаться, не опасаясь с их стороны каких-то действий. Купание было обязательным еще и потому, что вода, становясь целебной, давала силу, здоровье, исцеляла больных, очищала душу. Считалось, что вода была символом духовного перерождения и начала новой жизни.

Там, где не было водоемов или из-за русалок существовал запрет на купание, купались в святых источниках, родниках, топили бани, парились, запаривали свежесобранные целебные травы. Особой силой, дарованной небесами, наделялась утренняя роса. В ней можно было «искупаться», умыться, выйдя рано утром в поле. Если удалось захватить этот момент, то год сулил удачу, благоденствие.

В праздничную ночь отмечалось содружество водной и огненной стихии, поэтому на берегах рек, озер зажигали огромные костры – их огни, отражаясь в водной глади, уходили в вечность. Вокруг костров совершались ритуалы, обряды.

Сила огня

Огонь в жизни древнего человека занимал главенствующее место, а в ночь на Купала сила его увеличивалась, становилась очищающей. Вечером на больших полянах, возвышенностях, горках зажигали высокий пирамидальный костер – его должны видеть издалека. По центру устанавливали длинное бревно, шест с колесом, лошадиным или коровьим черепом, просмоленной бочкой. В самом конце празднования горящее колесо, бочку скатывали с горы, олицетворяя действием движение солнца. Что примечательно, огонь для разжигания должен быть живым, т. е. его нужно добыть трением.

Костры жгли до утра, и все женщины должны выйти к огню, в противном случае ее могли причислить к ведьмовскому окружению. Вокруг огня зачинали хороводы, плясали, исполняли песни, играли, прыгали через него, чтобы показать свою удачливость – чем выше прыжок, тем счастливее жизнь.

Девушки проходили очищение от порчи, заговоров – прыгали через костер. Если девица прыгнуть не смогла, то ее считали ведьмой, а та, что потеряла девственность до свадьбы, лишалась права на прыжок, чтобы не осквернять купальский огонь. Молодые люди проверяли силу своих чувств – взявшись за руки, прыгали через высокий огонь и, если руки не разжимались, то будущая семья обещала быть крепкой, надежной.

Сила трав

Многие травы, цветы у древних народов наделялись особыми свойствами, помогающими уберечься от злых сил, порчи, хворей, природных бедствий, поэтому они всегда присутствовали в жизни человека. В день накануне и в купальскую ночь, как считалось, целебное растение получает от Земли, Солнца еще бóльшую силу, становится максимально полезным, поэтому специально выделяли время для сбора трав.

Какие-то собирали на утренней зорьке, какие-то обязательно по росе, другие – только вечером, ночью, в полдень. Хорошо, если их сбором занималось не оскверненное ничем старое и совсем юное поколение, т. е. стар и млад.

На заметку!Символом праздника был цветок Иван-да-Марья, отождествляя своей сутью магический союз водной и огненной стихии.

Венок для обрядов

На празднование девушки выходили в венках, сплетенных из полевых и луговых трав, цветов, и не снимали его весь вечер – он обладал особой силой. С помощью венка они совершали обряд омовения – черпали через него воду, омывали лицо, тело, чтобы стать пригожее, румянее.

Самый главный обряд с венком они старались делать втайне от парней. Под утро, проходив в нем всю ночь, девушка пускала его по течению, закрепив на нем свечку. Если венок тонул, то замуж девушка не выйдет, заболеет, если расплетался, то не стать ей в этом году невестой, прибивало к берегу – не быть свадьбе в ближайшие три года, уплывал далеко – суждено вскоре выйти замуж. Парни, притаившиеся на берегу и наблюдавшие за таинством, старались выловить венок и отдать девушке в обмен на поцелуй.

Деревце для купальской ночи

Обязательным ритуалом было украшение срубленного деревца, купайлы, цветами, ленточками, угощениями. Если на месте гулянья было живое деревце, то использовали его. Возле него пели, играли, водили хороводы, затем парни старались украсть украшения, а девушки отбивались от них. Под утро дерево пускали в речку или бросали в костер.

Традиции, приметы и гадания на Ивана Купалу 2020

Издревле на Руси существовала традиция, согласно которой в купальскую ночь все жители села должны были окунуться в открытый водоем. Причем сначала это нужно было сделать в одиночестве, а уж затем можно было присоединиться к массовым купаниям.

Согласно поверью, водная нечисть в это время уже неопасна, а вся вода становится целебной. Уклоняться от купаний было нельзя, считалось, что воды в купальскую ночь боятся те, в ком пребывает нечистая сила.

Традиция окунания в открытый водоем на Ивана Купалу жива и поныне, но следует соблюдать максимальную осторожность, в том числе в связи с пандемией, вызванной коронавирусом. Купальские игрища на Руси были временем молодежи

В ходу были весьма нескромные развлечения, на которые в эту ночь смотрели сквозь пальцы. Молодые люди даже выбирали себе суженого на одну ночь, чтобы вместе искать заветный цветок папоротника (ритуальное растение, якобы зацветающее в купальскую ночь и приносящее счастье), вместе купаться и, взявшись за руки, прыгать через костер

Купальские игрища на Руси были временем молодежи. В ходу были весьма нескромные развлечения, на которые в эту ночь смотрели сквозь пальцы. Молодые люди даже выбирали себе суженого на одну ночь, чтобы вместе искать заветный цветок папоротника (ритуальное растение, якобы зацветающее в купальскую ночь и приносящее счастье), вместе купаться и, взявшись за руки, прыгать через костер.

Прыжки через купальские костры тоже фактически носили обязательный характер, эта была форма инициации для молодежи, но в развлечении участвовали все взрослые здоровые жители села. Отказ от прыжка или боязнь порицались, такой человек считался нечистым. Его могли высечь крапивой и даже силой столкнуть в воду.

Согласно примете, удачный прыжок через костер нес здоровье и удачу, а если человек обжегся, значит, его целый год будут преследовать болезни и неприятности.

Если парень и девушка, вместе прыгая через костер, не расцепили рук, значит, быть им и дальше вместе. Если разомкнули руки — после купальской ночи расстанутся.

Также накануне Ивана Купалы среди незамужних девушек были приняты гадания: на суженого, на здоровье, на будущую жизнь. Все гадания были связаны с водой. Пускали венки по воде, чтобы по их «поведению» узнать, откуда ждать суженого, и скоро ли замуж. Кидали монетки или камушки в воду и считали круги на воде — чет к счастью, нечет — к проблемам.

Невзначай обрызгивали понравившихся парней: рассмеялся — возможно, зашлет сватов, рассердился — союз не сладится.

Играли с водой и парни. Если парень облил водой девушку, значит, считай, почти посватался. Если девушка рассердилась и нагрубила, ее могли наказать, и она считалась опозоренной.

Самым верным считалось гадание на заветном легендарном цветке папоротника — нашедшей его паре (искали обычно по двое — парень с девушкой) сулили долгую счастливую совместную жизнь. То, что папоротник не цветет, никого не останавливало.

Также в купальскую ночь были приняты довольно непристойные забавы, пришедшие с дохристианской Руси, где добрачная жизнь молодежи была достаточно свободной. С приходом христианства церковь стала бороться с развратом, поэтому непристойные купальские игрища строго осуждались.


Сегодня в связи с мерами ограничения, связанными с коронавирусом, ночные заплывы на Ивана Купалу не рекомендуются

Но, поскольку большая часть пляжей уже открыта, окунуться в воду в купальскую ночь в принципе можно, естественно, соблюдая меры предосторожности

Традиции Ивана Купала – что делали люди во время праздника

Основные празднества приходились на вечер накануне Купалы и магическую Купалинскую ночь. Считалось, что надо совершить все принятые обряды, пройти очищение через огонь и воду, чтобы настроить себя на жизнь в радости, счастье и достатке.

Купалу ждали, заблаговременно готовились, причем не только молодежь, но и люди среднего возраста, старшее поколение. В ночных гуляниях с хороводами и ритуалами прыганья через горящие костры пожилые хоть и не участвовали, но травы целебные собирали, обереги из них делали. Многие отправлялись на поиски цветка папоротника, считая, что распускается он только в эту ночь. Разыскавший цветок обретет силу магическую, которая поможет найти несметные сокровища, исполнить самые заветные желания. Согласно древним легендам, недобрые силы препятствуют поискам, запугивают путников, поэтому найти и сорвать цветок непросто.

На заметку!

Найти цветущий папоротник не удавалось никому. Секрет прост – растение размножается спорами и никогда не цветет.

С другими растениями: полынью горькой, крапивой, марьянником дубравным (иван-да-марья), дела обстояли проще. Их рвали и сушили для ритуалов, использования в качестве оберегов. Помимо перечисленных, собирали на утро праздника одолень-траву, чертополох, лютики, дурман, купаленки, медвежье ушко.

Целебные растения шли на лечение, обереги – для защиты от нечистой силы, болезней, недобрых сил, от порчи и сглаза. На Купалу также собирали ветки травы для обрядовых букетов, венков, для корзин, метел и банных веников.

Среди обязательных ритуалов – вечернее купание, для очищения и оздоровления. В северных регионах омывались в банях, в средней полосе и на юге – в близлежащих водоемах. Считалось, что купаться надо до того, как зайдет солнце. После разводили костры, выбирая просторные поляны на опушке, возвышенности близ озера или на берегу реки. Дрова собирали заранее, для чего специально ходили в лес за хворостом, по дворам жителей села или деревни. Костры жгли до утра, а молодые парни и девушки прыгали через огонь, водили хороводы, распевали обрядовые песни.

По поверьям, костер в Купальскую ночь обладал магической силой, отгонял нечистую силу, способствовал богатству и счастью. Частенько через огонь прыгали парами, и если руки парня и девушки не расцеплялись, быть им в будущем мужем и женой. К праздничному костру обязательно приходили все девушки и женщины деревни. Если кто-то без уважительных причин не появлялся, то могли обвинить в ведьмовстве.

В некоторых регионах с горок катали «огненные» колеса, заранее обмотав старые деревянные обручи от бочек или кадок соломой. Головни и угли от костров разбрасывали по полям, закапывали на грядках в огородах, считая, что так природные силы даруют земле плодородие и богатый урожай.

Девушки сплетали венки, и это было не просто желание покрасоваться в ярком цветочном наряде, но и обязательное ритуальное действо. Готовили веночки из зеленых трав, веток дуба или березы, ежевики, папоротника, луговых цветов. На гуляниях обменивались венками, бросали, выкупали, водили в них хороводы. Финальное событие – опускание венков в реку или сжигание на костре. У ряда славянских племен существовал обычай гадания по плывущему венку: опускали его в воду и следили за движением. Если уплывет по течению и скроется из глаз в дали, судьба счастливой будет, если быстро утонет, ждать несчастья.

Часть веночков оставляли для оберега дома, хлева, домашних животных, хозяйственных построек. Подвешивали венки над входом, укладывали на сеновалы. Высохшие за год экземпляры сжигали за несколько дней до следующего Купалы, так как выбрасывать магический атрибут празднества считалось плохим знаком.

В честь чего отмечали славяне праздник Ивана Купалы

Всю свою жизнь славяне строили согласно движению Светила, оно служило им ориентиром, циклы его перемещения отождествлялись с циклами жизни человека. Народы и народности старались жить в согласии с природой, отсюда многие обычаи, традиции привязаны к дням равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они служили ориентирами в земледельческих, строительных работах, в планировании общественной и семейной жизни.

Старинный обрядовый праздник Купала (Купайло, Купало), так же как Масленица, Коляда, Радогощь, связан с положением солнца, и отмечался летом в день солнцестояния. К этому времени заканчивались основные земледельческие работы, начинались другие, и можно было отблагодарить бога Ярило, небесные силы, провести обряды. Это был праздник зрелости лета (макушка лета), зеленого покоса, праздник очищения, омовения. Отмечали его, и до сего времени отмечают, западные и восточные славяне.

Традиции и обряды Ивана Купалы

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, с 6 на 7 июля, является его кульминацией. Она наполнена целым комплексом обрядов. Большая часть ритуалов связана именно с купальской ночью.

Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца — в бане, реке или озере. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались большие костры..

Один из главных атрибутов праздника — прыжки через пламя. В языческие времена считалось, что костер обладает целебной силой, а прыжки помогают очиститься: кто прыгнет через костер выше, у того будет самый счастливый год.

В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костер только «живым огнем» — добытый трением. Где-то огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге.

Хороводы вокруг костра водили всю ночь. Девушки выбирали юношей и прыгали с ними через огонь. Согласно поверьям, если во время прыжка руки не расцепятся — скоро быть свадьбе. Также девушки пускали на воду венки и следили — чей тонул, а чей уплывал. Далеко уплывший венок означал скорое замужество или долгую жизнь.

Один из главных элементов празднования — цветы и травы. На Иван Купалу девушки плели венки, а также искали цветок папоротника. Считалось, что этот мифический цветок дает тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности.

Цветок иван-да-марья символизировал магический союз огня и воды. Поверья гласили, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры.

На Купалу было принято умываться водой из колодца или росой. Люди верили: кто в купальскую ночь умоется росой, тот похорошеет и будет здоров весь будущий год.

Сказка о Купале и Костроме

Родились у богини ночи Купальницы и бога Семаргла близнецы – Купало и Кострома. Брат и сестра были разлучены и выросли по отдельности. А когда они встретились, то полюбили друг друга. Страшный грех это, когда любовь между братом и сестрой. И вот узнали молодые люди, что они брат и сестра. Кострома бросилась в реку и утонула. Что делал Купало? Тут мнения расходятся. Большинство утверждает, что Купайло шагнул в ритуальный костер. Некоторые сказки о том, что брат и сестра взялись за руки и оба кинулись в воду и утопились.

А познакомились прекрасные девушка и юноша, когда Кострома стояла на берегу, а Купала проплывал по реке на ладье. Уронила Кострома венок, а Купала его подхватил и передал девушке. И вспыхнула у них любовь с первого взгляда…

Тем самым символом дня Солнцестояния стало соединение двух вечно противоречащих начал – жизни и смерти, которые сливаясь воедино порождают любовь.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.


Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

Какие травы в день солнцестояния надо собирать?

В самый длинный день, накануне самой короткой ночи, травы становятся, как и вода, сильнее. Это не мистика, а факт, подтвержденный многими исследованиями. Наверняка это связано как раз с происходящими в природе в этот переломный момент процессами.

Всего один день в году травы обладают максимальной целебной силой.

Итак, какие травы можно и нужно собирать в этот день. В Сибири рекомендуют заготавливать листья аира и багульника, цветы боярышника и василька, календулы и липы, листья земляники и малины, хвою пихты.

Сам процесс сбора особенный. Нельзя срезать травы, их можно только рвать. При сборе следует шептать особые наговоры. Некоторые травы следует собирать в обнаженном виде.

Совсем не обязательно собирать растения для лечебных целей. Тем более надо знать как найти «одолень-траву», затем правильно ее собрать. Не говоря уж о том, что травы, при незнании как их собирать и применять, могут стать ядом, а не лекарством.

Для того, чтобы защитить свой дом от бед и несчастий, соберите и высушите в купальскую ночь листья папоротника. Подходящей травой для оберега дома будет и зверобой.

Если сорвать ветки рябины в День Купалы и украсить ими свой дом, то можно быть уверенными, что беды и завистники обойдут его стороной.

Веники, собранные в день Солнцестояния также обладают магией здоровья. Если у вас есть баня, то не забудьте запастись березовыми вениками. Если нет возможности искупаться в озере или реке, в купальскую ночь можно и нужно мыться в бане. Вам обеспечено не только здоровье, но и успех в предстоящем году.

Верите вы или нет в магию купальской ночи, травы и ветки, собранные для украшения домов, нельзя выбрасывать. Наши предки их бережно высушивали, а потом сжигали или по определенному поводу или случаю (например, чтобы отвести грозу).

Как раньше праздновали Купалу?

Это то, что касается доподлинно известных и дошедших до нас без искажения данных. Жгли костры, купались в водоемах, собирали травы. В подробностях – как купаться, как плести венки, прыгать через костер, — уже имеются разные мнения. Наверняка, закрались ошибки, и не обязательно это связано с тем, что прошло много времени. Например, кто-то утверждает, что в ночь на Купалу всей деревней купались голышом… А в костры кидали в качестве жертвоприношений что-либо – кусочки еды, жир и прочее. Где тут вымысел, где правда?

Купались, судя по названию праздника, это точно. То, что вода в день летнего солнцестояния приобретает целительные свойства, наши мудрые предки точно знали. Поэтому и купались, запасались водой и росой, что знали о магических силах астрономического и природного явления.

Огонь также имели сакральное значение, а потому не спроста жги ночью костры вблизи водоемов. Да и не спали эту ночь тоже не зря. Прыгая через костер, очищались от скверны. Те женщины, кто отказывался прийти вместе со всеми на праздник и прыгнуть через костер, считались за ведьм. За кого считали мужчин, отказывающихся прыгнуть, что-то упоминаний нет. Или они все прыгали или же их принимали за колдунов?

Девушки прели венки, бросали их в воду. Было много поверий, как и куда поплывет венок. Еще одна гадальная ночь, наряду с гаданиями под Рождество.

Иван-да-Марья – цветок, который считается «причастным» к празднику. Также только в эту ночь цветет папоротник и с ним связывают много преданий.

Можно ли христианам отмечать ночь на Ивана Купалу? Что говорит церковь?

Считая великим праздником Рождество Иоанна Предтечи, церковь издавна осуждала народные магические обряды, связанные с праздником. «Зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское», — объяснялось в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (XVI век).


Несмотря на это, народные традиции оказались очень живучими. И по сей день представители Русской православной церкви то и дело выступают с заявлениями о том, что языческие обряды — это нехорошо.

«Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры, — объяснял в 2005 году порталу «Православие.ру» Иеромонах Иов (Гумеров). — Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество».

«Смердящий дым пылающих костров приятен демонам и прискорбен ангелам и христианам, тем паче, что «праздник» сей совершается в ночь под Рождество св. Иоанна Предтечи. Церковь однозначно осуждает эти языческие игрища», — говорится на сайте Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Reuters

Купальские «чудеса», традиции и обряды

С Купальем связано много удивительных легенд и преданий. В народе верили, что в эту ночь реки светятся особым призрачным светом, а в их водах купаются души умерших в облике русалок. По земле ходят ведьмы, колдуны и духи, которые стремятся навредить человеку, растения и звери разговаривают, а солнце на рассвете «играет».

Купальский обряд включает в себя сбор трав и цветков для венков вечером, а также подготовку большого костра. Кроме этого, обычно выбирают Купалинку и Купалежа — своего рода «короля и королеву» праздника Ивана Купала.

Уже ночью на Ивана Купалу принято зажигать костер, водить вокруг него хороводы, танцевать у огня и петь обрядовые песни. Конечно, Купалье неразрывно связано с гаданиями: многим известно гадание при помощи венка, который надо бросить в реку.

Увидеть эти чудеса, понять язык зверей и птиц можно с помощью цветка папоротника, по поверьям зацветающего всего на миг раз в году. Он давал сверхъестественную способность видеть будущее и находить скрытые сокровища мира, но заполучить его мог только очень смелый человек. Поиск «папараць-кветкі» – один из самых таинственных ритуалов купальской ночи, считалось, что найденное в лесу соцветие принесет большое счастье и удачу..

 Кроме того счастливый обладатель чудесного цветка мог видеть все клады на земле. По преданию цветок папоротника находили только очень смелые люди. Для этого нужно было перед заходом солнца в глухую чащу, туда, куда не проникает петушиный крик. Потом выбрать место, где много папоротника, зажечь громничную свечку и ждать до полуночи, пока не распустится цветок. Нечистая сила при этом будет стараться напугать смельчака, заставить его уйти.

Купальский цветок – не единственное растение, которому поклонялись наши предки. Они считали, что в этот день все растения имеют невероятную целебную силу. Поэтому женщины и девушки днем шли на луг или в поле собирать цветы и травы, которые освящались в церкви. Этими растениями потом лечились весь год.

Ни одна купальская ночь не обходилась без костра – очищение огнем было самым важным ритуалом Купалья. Подготовкой костра всегда занимались парни: они собирали со всей деревни старые и ненужные вещи, складывали их на берегу реки. Обязательным атрибутом было зажженное колесо, которое поднимали на шесте вверх. Оно символизировало солнце.

Не прийти на купальский костер считалось грехом. Тут разворачивалось широкое гулянье: готовился обрядовый ужин, водились хороводы. Молодые люди прыгали парами через костер. Существовало поверье, что если во время этого прыжка руки молодых не разойдутся – быть свадьбе, а разойдутся – они не будут вместе.

Существовало и еще одно поверье, связанное с огнем: считалось, что если кинуть в костер рубашку больного ребенка, то вместе с одеждой сгорят и все болезни. В огонь бросали все старое и ненужное, и при этом просили нового хлеба, льна, плодовитости домашним животным.

Важен был и еще один ритуал – очищение водой. Люди верили, что вода в купальскую ночь обладает такой же очистительной силой, как и огонь. Поэтому все старались искупаться в эту ночь. Кроме того молодые девушки гадали на суженого на берегу реки. Они пускали свои венки на воду и смотрели. Если венок утонет, то замуж девушке не выйти, а суженый ее разлюбил. Если венок плывет очень далеко, то такой девушке суждено много счастья. Иногда девушки плели два венка – для себя и для жениха. Если они в воде соединялись – быть свадьбе, если плыли в разные стороны – то и молодые расходились в разные стороны.

Утром после Купалья все качались по росе. Считалось, что эта роса даст силы и здоровье на целый год. А еще купальской росой умывались, что оберегало от кожных заболеваний и головных болей.

Купалье всегда было одним из самых веселых и разгульных праздников. По традиции праздновать должна была вся деревня, так как такое единение при выполнении обрядов гарантировало благополучие каждому жителю. Спать в купальскую ночь считалось страшным грехом. 

На Купалье белорусы проводили еще много символичных обрядов:

  • сбор целебных трав и цветов, приобретающих в эту ночь особую силу;

  • ритуал очищения огнем (через купальский костер люди прыгали, в нем сжигали колесо-«солнце», одежду больных, старые вещи);

  • гадание на будущее (девушки пускали по воде купальские венки);

  • обрядовый ужин;

  • ритуалы защиты домов и полей от нечистой силы;

  • прошение богатого урожая и достатка;

  • обрядовые песни и хороводы, шумные веселые игры;

  • ритуал очищения водой на рассвете, умывание росой.

Издавна в Купалье участвовали все жители селений от мала до велика, ведь только всеобщее исполнение обрядов обеспечивало благополучие.


С этим читают