Как выбрать способ закупки по 44‑фз

Порядок работы, основные функции, права и обязанности

Все решения, которые принимаются комиссией, должны быть оформлены в виде специального документа – протокола. В том случае, если по каким-либо причинам заседание комиссии не было запротоколировано, оно считается нелегитимным, а заказчик может быть признан нарушившим действующее законодательство в сфере закупок,


Кроме указанного выше правила, для функционирования комиссии по закупкам у государственного или муниципального заказчика в рамках специального положения указываются те цели, которые должны достигаться в процессе работы такого коллегиального органа.

Ключевыми функциональными обязанностями комиссии являются:

  • проверка поступивших в рамках заявок на участие документов от потенциальных исполнителей по контрактам и договорам на соответствие заявленной документации о закупке и действующему законодательству Российской Федерации;
  • определение победителя проведенной закупки на основании итоговой оценки поданных заявочных документов.

Все решения в комиссии могут быть приняты только коллегиальным образом, что существенным образом оказывает влияние на улучшение оценки поданных заявок, с точки зрения объективности.

В том случае, если кто-то из членов комиссии высказывается против того решения, которое принимается всем составом, он должен обосновать свою позицию, а такое обоснование вносится в протокол заседания.

У комиссии по закупкам есть ряд своих прав, которые заказчик делегирует этому коллегиальному органу, отразив их в принятых регламентирующих документах о проведении закупочных мероприятий:

  • право на принятие решений, связанных с возможностью переноса сроков проведения тех или иных процедур, если такой перенос необходим и целесообразен, с экономической и производственной точек зрения, и не срывает сроки освоения выделенных бюджетных средств;
  • право на подготовку и доведение до сведения потенциальных участников тендерных процедур ответов на поступившие от них вопросы в отношении содержания закупочной документации;
  • право на запрос у участников закупки разъяснений в отношении тех документов, которые были поданы в рамках заявки на участие в такой закупке;
  • право на привлечение экспертов, в том числе со стороны, если такое привлечение необходимо для объективной оценки поданных заявок и последующего определения победителя закупочной процедуры;
  • право принятия решения о возможности допуска к участию в закупочном мероприятии того или иного участника либо об отказе в таком допуске;
  • право на исправление ошибок, которые были допущены в своих заявках потенциальными участниками, если такое исправление не противоречит правилам осуществления закупочной деятельности заказчика и действующим нормам законодательства;
  • право на проведение переговоров с теми участниками закупки, с которыми такой процесс необходим для определения позиции в отношении проводимой закупки;
  • право принятия решения об использовании механизма переторжки;
  • право проведения аналитических мероприятий в отношении полученных экспертных заключений по представленным материалам и документам в рамках заявки на участие, а также в отношении тех оценок, которые были получены от участников по некоторым вопросам проведения закупочных процессов;
  • право принятия решений о том, кто из участников закупки может быть признан ее победителем, либо о возможности отказа в проведении такой закупки или о возможности отстранить определенного участника от участия в такой закупке в случае выявления нарушений с его стороны;
  • право на согласование изменений, которые вносятся в договоры, заключенные по итогам процедур, оцененных такой комиссией;
  • право на предварительное согласование подготовленных извещений и документаций в отношении потенциально проводимых тендерных мероприятий;
  • право на принятие решения о завершении той или иной закупочной процедуры без итогового определения победителя;
  • другие права, которые могут быть предусмотрены заказчиком в положении о деятельности закупочной комиссии, а также в действующих федеральных и региональных нормативных актах, регулирующих сферу закупочной деятельности в Российской Федерации.

Документальное оформление работы закупочной комиссии

Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.

Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:

  1. Положение и порядок о работе комиссии.
  2. Приказ о создании комиссии.

Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.

В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:

  1. Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
  2. Порядок ознакомления с материалами по закупке.
  3. Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
  4. Порядок привлечения сторонних экспертов.
  5. Каким образом определяется объективность принятых решений.
  6. Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
  7. Как фиксируются решения комиссии.
  8. Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
  9. Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.

Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.

Образец приказа о создании закупочной комиссии и положения о ее работе по 223-ФЗ можно скачать здесь.


Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.

Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:

  • реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
  • результаты рассмотрения поданных заявок;
  • решение комиссии по каждой заявке;
  • при необходимости — причины признания закупки несостоявшейся;
  • прочая информация.

Образец протокола по результатам проведения торгов в рамках 223-ФЗ, составленный закупочной комиссией, можно скачать здесь.

Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

Важно! Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика. Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
  • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.


Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
  • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Председатель и секретарь закупочной комиссии

Председатель комиссии:

  • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
  • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
  • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
  • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.

Секретарь комиссии:

Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Порядок приема и рассмотрения заявок

Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается в день вскрытия конвертов. Заявки на участие в запросе предложений подаются заказчику в письменной форме. Если до вскрытия конвертов с заявками на участие подана единственная заявка или не подано ни одной, то запрос предложений считается несостоявшимся.

В день проведения запроса предложений до момента вскрытия конвертов с заявками на участие заказчик должен публично объявить присутствующим о возможности подачи предложений, изменения или отзыв. Заказчик должен предоставить право всем участникам закупки присутствовать в процессе вскрытия конвертов.

Регламент рассмотрения заявок на участие в запросе предложений предполагает прохождение следующих этапов:

  1. При рассмотрении заявок на участие в запросе предложений все конверты с заявками вскрываются.
  2. Один участник вправе подать только одну заявку на участие. При поступлении от участника нескольких заявок одновременно обе они отклоняются.
  3. Отклоняются от тендера: участники запроса предложений, которые подали заявки, не соответствующие требованиям, установленным в закупке, предоставившие недостоверную информацию, а также в некоторых других случаях по ст. 14 44-ФЗ. Отстранению не подлежит участник закупки, который не подтвердил свое право на преимущества по ст. 28, 29 44-ФЗ, если участник запроса предложений заявил о предоставлении указанных преимуществ (для учреждений уголовно-исправительной системы и обществ инвалидов); а также в случаях, когда дальнейшее участие в закупке допустимо по ст. 14 44-ФЗ (если не предусмотрен запрет на участие иностранных товаров).
  4. Сведения из заявок об участнике и предложенных им условиях реализации контракта, которые служат критерием оценки заявок, объявляются при вскрытии конвертов и в дальнейшем вносятся в протокол проведения запроса предложений.
  5. Все заявки фиксируются в виде таблицы, и затем она прилагается к протоколу.
  6. Оглашаются итоги проведения запроса предложений с указанием на заявку, которая была признана лучшей.
  7. После того как была оглашена заявка, признанная лучшей, запрос предложений завершается и всем участникам предлагают внести улучшенное предложение по исполнению контракта (предлагать в заявке худшие условия недопустимо). Это можно сделать не позднее следующего рабочего дня за датой проведения запроса предложений.

По результатам запроса предложений заказчик публикует в ЕИС выписку из протокола проведения закупки, которая содержит перечень отстраненных участников с указанием оснований для такого отстранения, а также с указанием условий исполнения контракта, которые стали лучшими. При этом указания на победителя закупки такой протокол еще не содержит.

Если все присутствующие при проведении запроса предложений откажутся направить окончательное предложение по условиям, то закупка признается завершенной. Такой отказ фиксируется в протоколе, и поданные заявки на участие приравниваются к запросу предложений.


Вскрытие конвертов с окончательными предложениями происходит на следующий рабочий день после завершения предыдущего этапа закупки и прописывается в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, которые направили окончательные предложения, могут присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями.

Победителем закупки становится участник, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует критериям из извещения о проведении запроса предложений. Если несколько предложений содержат одинаковые условия, то побеждает заявка, которая поступила первой.

Каждому предложению присваивается порядковый номер в порядке убывания выгодности. Итоговый протокол должен быть размещен в ЕИС в день его подписания.

Правила выбора к использованию разных форм и типов конкурентных закупочных процедур заказчиком

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день не устанавливает для государственного или муниципального заказчика ограничений по поводу того, какие именно закупки он должен использовать для удовлетворения своих нужд. Статья 3 указанного закона содержит указание на те формы закупок, которые должны быть использованы в обязательном порядке для обеспечения нужд заказчика, использующего указанный федеральный нормативный акт в рамках регулирования своей закупочной деятельности. Однако нет ограничений по использованию других дополнительных форм процедур, которые также могут в итоге привести к подписанию определенного контракта.

Единственным условием при выборе форм закупки по 223-ФЗ является то, что применяемые процедуры должны в обязательном порядке соответствовать требованиям всех федеральных и региональных актов, отвечающих за регламентацию закупочной деятельности.

Для того чтобы со стороны заказчика было зафиксировано четкое соблюдение действующего закупочного законодательства, имеются специальные требования в отношении выбора существующих закупочных процедур. Так, заказчик обязан руководствоваться следующими принципами при выборе тех или иных процедур:

  • соблюдение законодательства о защите конкуренции. Этот принцип выражается в ограничении использования процедур, которые не дают возможности потенциальным исполнителям в полной мере соревноваться между собой за право заключения договора. Исключение составляют договоры и контракты, которые заключаются с организациями, относимыми к естественным монополиям (например, в сфере оказания коммунальных услуг);
  • соблюдение требований гражданского законодательства об использовании разумных сроков для заключения контрактов или договоров (от этого принципа зависит выбор проведения тех или иных процедур, например, конкурсов, аукционов или запросов котировок);
  • соблюдение требований о необходимости сохранения баланса между проводимыми конкурентными торговыми и неторговыми процедурами (например, на договоры, заключенные по итогам запроса котировок, отводится меньшее процентное соотношение совокупного годового объема закупок, нежели в отношении договоров, подписанных по итогам аукционов);
  • соблюдение требований руководящих органов Российской Федерации в части выбора открытого или закрытого типов процедур. Так, если предметом закупки являются товар, работа или услуга, которые относятся к сведениям, специально охраняемым действующим федеральным законодательством, заказчик не имеет права выбрать открытый тип процедуры для заключения контракта или договора. Аналогичным образом заказчик будет обязан выбрать закрытую процедуру в том случае, если предмет закупки включен в специальные перечни Правительства Российской Федерации;
  • после последних изменений действующего законодательства в сфере закупок все закупочные процедуры должны проводиться в электронной форме за исключением случаев, прямо описанных в Положении о закупках товаров, работ, услуг, действующем в организации-заказчике, а также в действующем законодательстве в сфере закупок. Если заказчик определяет процедуру, как электронную, она должна быть проведена только на специально аккредитованной электронной торговой площадке. В противном случае, такая процедура не может быть признана электронной даже в том случае, если на нее поданы документы в электронной форме с использованием различных носителей (например, дисковых накопителей) либо посредством электронных сервисов обмена данными (например, с помощью электронной почты);
  • к закрытым процедурам заказчиком приглашаются те потенциальные участники, с которыми раньше у заказчика были контракты, исполненные без нарушения их условий. С каждым исполнителем количество контрактов должно быть не менее трёх.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.


С этим читают