О государственной информационной системе московской области «единый центр управления регионом»

Центр управления регионом

Центр работает с конца декабря 2018 года, в нем реализована управленческая модель, состоящая из трех этапов: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем». На первом этапе создается карта проблем жителей Подмосковья с выявлением точек напряженности. На втором этапе о проблеме сообщается исполнителям, которые быстро и качественно должны ее решить. Третий этап — предотвращение аналогичных проблем в будущем.


В центре с помощью информационных систем круглосуточно собираются и анализируются данные из всех сфер жизни Подмосковья. Информация распределяется на профильные блоки: медицина, образование, соцзащита, транспорт и дороги, госуслуги, ЖКХ и мусор, строительство, безопасность, СМИ, нацпроекты. По данным специалистов, каждую неделю поступает 10-12 тыс. сообщений от жителей. Чаще всего они связаны с дорогами, мусором, состоянием дворов.

Всего в центре работают 122 сотрудника из 30 отраслевых ведомств и министерств. Они получают информацию от портала «Добродел» и системы «Инцидент», «горячих линий» губернатора, профильных ведомств, муниципалитетов, отраслевых систем. Чтобы не допускать повторения тех или иных проблем, в центре применяются цифровые технологии для контроля за надлежащим состоянием дворов и подъездов, своевременному вывозу мусора, соблюдению расписания движения общественного транспорта, доступности записи на прием в поликлиники, в детские сады и школы. В 2019 году во всех 64 городских округах были созданы муниципальные центры управления регионом.

Разделение полномочий

Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.

Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие – муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России

В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала

Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов

Цель такой помощи – стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних

Первый сегмент ЦУР, который будет обрабатывать поступающие от жителей обращения в социальных сетях, начал функционировать с 3 апреля.

«Создание Центра управления регионом — давно назревшая необходимость. Создание ЦУР дает нам, прежде всего, возможность быстрого информирования населения, установление надежной взаимной связи  между региональной властью и жителями Ульяновской области», — подчеркнул Губернатор Сергей Морозов.

В основе ЦУР лежит концепция «Все знаем. Быстро решаем. Не допускаем. Информируем». Цель проекта — не просто мгновенная доставка жалоб жителей до исполнителей, но и качественная проработка вопроса: обязательный контроль эффективности решения,  выявление истинных причин проблем и трансформация процессов, которая позволит искоренить причину проблемы. Сервисы ЦУР позволят создавать тепловые карты, выявлять точки напряженности, отслеживать динамику в разрезе территории. Все это должно повысить качество принятых управленческих решений.

Деятельность ЦУР будут обеспечивать прикомандированные специалисты ведомств Правительства, ответственными за направления назначат профильных заместителей министров.

«Мы запустили Центр управления регионом в тестовом режиме. Это только первый шаг, работа будет продолжена —  разработаем новые информационные блоки и интегрируем их в единый центр управления

Сейчас важно провести обучение сотрудников ведомств, определить проблемные зоны, а также провести аудит информационных систем и программного обеспечения.  В мае планируем из тестового режима перейти уже к пилотному», — рассказала заместитель Председателя Правительства, куратор проекта Светлана Колесова


Также она отметила, что параллельно в регионе проводится подготовка к запуску ситуационного центра Губернатора.

Ульяновская область вошла в число первых в стране регионов, где по поручению Президента запустили ЦУР. Первой из субъектов России получила от Подмосковья программное обеспечение для создания такого центра.  Передача осуществлялась в рамках межрегионального соглашения о сотрудничестве при реализации национального проекта «Цифровая экономика» и ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства Минстроя России «Умный город».

Напомним, в марте 2020 года Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с губернаторами до 1 декабря 2020 года обеспечить при участии автономной некоммерческой организации «Диалог» создание в субъектах региональных центров управления с учетом положительного опыта Москвы и Московской области. 19 ноября в Красногорске Губернатор Сергей Морозов подписал соглашение о сотрудничестве с главой Московской области Андреем Воробьëвым о взаимодействии, в частности  — обмене опытом при внедрении передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового трансформации государственного управления.

Контроль за качеством дорог

Особое внимание президента вызвала работа центра управления регионом по контролю за качеством дорог. Оказалось, что за 2019 год жители Подмосковья пожаловались на ямы на дорогах более 12 тыс. раз, всего же было отремонтировано более 300 тыс. проблемных участков на дорогах

Специалисты рассказали, что цифровые технологии позволяют не только быстро выявлять имеющиеся проблемы, но и контролировать скорость и качество их решения. Так, подрядчики обязаны предоставить фотографии с места ведения ремонтных работ, подтверждающие их завершение.

«Фото есть, а яма?» — поинтересовался Путин.

Воробьев признал, что действительно власти области сталкивались с недобросовестными подрядчиками, которые пытались «чинить» дорогу с помощью фотошопа. Губернатор заверил, что такая лазейка уже перекрыта, поскольку определенный процент выполненных работ проверяется на месте.

Глава государства выступил с рацпредложением: «Вот кто-то прислал заявление, потом подрядчик отработал, прислал вам фотоотчет, а вы запросите заявителя, пусть заявитель подтвердит, что ремонт проведен». Губернатор ответил, что такая возможность у жителей области уже есть.

5 Принципы построения ПТК ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог

    • ведения поездной модели и формирования комплекса приложении по поездной работе;
    • ведения вагонной модели и формирования комплекса приложении по управлению вагонными парками;
    • ведения локомотивной модели и формирования комплекса приложений по управлению парками локомотивов;
    • ведения данных о погрузке/выгрузке (далее — отправочная модель) и формирования комплекса приложений по управлению грузовой работой;
    • ведения контейнерной модели с комплексом приложений по управлению контейнерными перевозками;
    • взаимодействие с внешними источниками входной информации и ее обработки;
    • защиты информации от несанкционированного доступа;
    • управления работой всех составных частей ПО и обеспечения информационного взаимодействия между ними.

сетевые протоколы

Управление в регионах как научная дисциплина

Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.

Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.


Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.

Подведомственные региональные органы

В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:

  • экономико-финансового управления;
  • имущественных отношений;
  • внешнеэкономических связей;
  • промышленности;
  • агропромышленного комплекса;
  • управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • здравоохранения;
  • образования;
  • культуры;
  • соцзащиты населения и др.

Причем каждый государственный орган в регионе – это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.

4 Программно-технический комплекс ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог

    • ведение оперативной модели перевозочного процесса;
    • подготовка выходных данных, описывающих процесс перевозок в объеме и составе, необходимом для пользователей, непосредственно причастных к управлению перевозочным процессом на том или ином уровне, железнодорожном полигоне;
    • решение задач управления — оперативный контроль, учет и анализ, оценка, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование;
    • предоставление оперативно-диспетчерскому и инженерному персоналу, руководству ОАО «РЖД» и железных дорог выходных данных на средствах отображения индивидуального и коллективного пользования.
    • дорожно-сетевыми системами СИРИУС, АСОУП, ДИСПАРК ГИД «УРАЛ-ВНИИЖТ» и др.;
    • системой фирменного транспортного обслуживания (АС ФТО);
    • системами автоматизированного управления движением поездов (САУДП) на участках и в узлах;
    • автоматизированными системами линейных подразделений, других видов транспорта, операторских компаний, важнейших грузоотправителей и грузополучателей.
    • сервер базы данных, на который возлагаются ведение комплексной оперативной модели перевозочного процесса и обеспечение информационного взаимодействия с внешними объектами;
    • сервер приложений, реализующий технологические функции диспетчерского центра;
    • набор программно-технических средств предоставления пользователям в регламенте и по запросам выходной информации о перевозочном процессе (набор АРМ).

Классификация объектов местной власти

Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:

  • по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
  • по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
  • по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
  • по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).

Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования – опосредовано.

6 Состав аппаратных комплексов ЦУП ОАО «РЖД» и ДЦУ дорог

ЦУП ОАО «РЖД»

    • четырехпроцессорный (РIII/IV), 2 источника питания;
    • оперативная память не менее З Гб;
    • дополнительный источник питания (сверх двух);
    • сетевая карта;
    • устройство для чтения и записи компакт-дисков;
    • внутренний контроллер SCSI для RAID-системы;
    • 4 внутренних жестких диска (HDD) по 18,2 Гб.
    • RAID-система с 10 дисками емкостью по 18,2 Гб;
    • 40/80 Гб – внутренний накопитель на ленте (стриммер) плюс 40 лент.
    • клавиатура и монитор 17(19)”;
    • 2 источника бесперебойного питания;
    • полный комплекс вентиляторов и распределительная панель.

ДЦУ дорожного уровня

    • двухпроцессорный (РIII/IV) с возможностью расширения до 4 процессоров;
    • оперативная память не менее 1 Гб;
    • резервный источник питания;
    • сетевая карта;
    • устройство для чтения и записи компакт-дисков;
    • внутренний контролер SCSI для RAID-системы;
    • 4 внутренних жестких диска (HDD) по 9,1 Гб.
    • RAID-система с 10 дисками емкостью по 9,1 Гб.;
    • 20/40 Гб – внутренний накопитель на ленте (стриммер) плюс 10 лент.
    • клавиатура и монитор 15 (17)”;
    • два источника бесперебойного питания;
    • полный комплект вентиляторов и распределительная панель.

Регионам нужен единый центр управления цифровизацией

Регионам нужен единый координатор внедрения цифровых технологий и тиражирования лучших практик. Об этом говорили участники круглого стола «Проекты в сфере цифровой экономики в регионах России», который прошел в Аналитическом центре.

Весной этого года эксперты провели опрос среди 79 субъектов Российской Федерации, сообщила начальник Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра Виктория Гимади. Выяснилось, что региональные программы по цифровизации существуют или находятся на этапе разработки только в 34 территориях. «Регионы решают схожие проблемы, которые касаются развития государственного муниципального управления, внедрения автоматизированных информационных систем, в сферах здравоохранения, образования, транспорта», — пояснила Гимади.

При этом, как отметили участники круглого стола, регионы зачастую не понимают, как внедрять цифровые технологии и какие лучшие практики применять. По их мнению, для синхронизации процессов необходим единый центр управления цифровизацией.

Аналитический центр намерен формировать более плотную повестку взаимодействия с региональными органами власти по развитию цифровой экономики, сообщила заместитель руководителя Аналитического центра Татьяна Радченко. Речь идет об экспертной, организационной и методологической поддержке проектов в сфере сквозных цифровых технологий.

Кроме того, АЦ займется сопровождением эксперимента по улучшению качества данных в рамках НСУД. В ходе пилотирования системы 13 территорий подключат к НСУД свои информационные системы, а затем внесут предложения по доработке нормативно-правовой базы, требований к структуре и свойствам сведений, рассказал начальник Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Александр Малахов.

Большую работу по масштабированию лучших практик ведет и Минкомсвязи России. Министерство прорабатывает методики отбора региональных проектов, которые в дальнейшем войдут в банк лучших практик по отраслям экономики и будут тиражироваться в субъекты, рассказала ведущий специалист Минкомсвязи Зарина Багиева

«При анализе проектов будет уделено внимание финансовым и техническим сторонам, — пояснила эксперт. — Юридическим лицам будут предоставляться гранты, если их проекты попадут в банк данных»

Кроме того, министерство планирует сформировать пул региональных менеджеров, которые станут связующим звеном между территорией и Минкомсвязи. Планируется, что все субъекты распределят между менеджерами, которые будут централизованно решать вопросы, связанные с цифровизацией.

Подробные результаты обследования представлены в аналитическом докладе «Текущее развитие проектов в сфере цифровой экономики в регионах России».


1 из 16

Эксперты

Виктория ГимадиАлександр Малахов

Т

  • Т — локомотивная служба;
  • Т1-2 — вагоны габарита «РИЦ» I и II класса;
  • ТГНЛ — телеграмма-натурный лист грузового поезда;
  • ТехПД — технологический центр по обработке перевозочных документов (не более одного на каждое отделение дороги);
  • ТКП — текстропно-карданный привод вагонного генератора;
  • ТМО — тоннельно-мостовой отряд;
  • ТНЦ — локомотивный диспетчер;
  • ТНЦС — старший локомотивный диспетчер;
  • ТР — текущий ремонт;
  • ТРЦ — тональные рельсовые цепи;
  • ТРКП — текстропно-редукторно-карданный привод вагонного генератора;
  • ТСКБМ — телемеханическая система контроля бдительности машиниста;
  • ТЧ — тяговая часть (локомотивное депо); начальник депо;
  • ТЧЗр — заместитель начальника локомотивного депо по ремонту;
  • ТЧЗэ — заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации;
  • ТЧЗк — заместитель начальника локомотивного депо по кадрам;
  • ТЧЗт — заместитель начальника локомотивного депо по топливу;
  • ТЧЗс — заместитель начальника локомотивного депо по снабжению;
  • ТЧГ — главный инженер депо;
  • ТЧГТ — главный технолог депо;
  • ТЧИ — инженер из депо;
  • ТЧМ — машинист;
  • ТЧМИ — машинист-инструктор;
  • ТЧП — помощник машиниста;
  • ТЧПЛ — приемщик локомотивов (принимает локомотивы из ремонта);
  • ТЭУ — тягово-энергетическая установка.

Структура ЦУР

ЦУР представляет собой межведомственную рабочую группу, в которой работают действующие сотрудники из ведомств Правительства Московской области. На сегодняшний день это 122 сотрудника из 30 ведомств и 11 отраслевых боксов: медицина, образование, ЖКХ, социальная защита, транспорт, экология, строительство, госуслуги, СМИ, безопасность, национальные проекты. Для каждого ведомства определен топ проблем, которые им предстоит решать. По сути, сотрудники ЦУР – это контролеры качества работы своих ведомств. Они подсказывают решения, которые позволяют не допускать появление новых проблем.

Функционально Единый центр управления регионом (ЦУР) состоит из следующих подсистем:

  • классификации и маршрутизации входящих обращений и сообщений;
  • подготовки ответов;
  • обратной связи и контроля удовлетворенности;
  • контроля исполнения задач;
  • мониторинга и аналитики;
  • формирования предложений для дополнительного финансирования, позволяющая на основе поступивших обращений и сообщений формировать перечни задач, требующих ремонта, строительства, благоустройства;
  • деперсонализации (обезличивания) сообщений;
  • интеллектуальной обработки и машинного обучения;
  • интеграции;
  • администрирования;
  • хранения данных;
  • мониторинга доступности ЦУР;
  • информационной безопасности.

Структура диспетчерской системы

    • сеть диспетчерских центров управления перевозками;
    • комплексы информационно-управляющих, интегрированных и информационно-справочных дорожно-сетевых АСУ;
    • единая комплексная модель перевозочного процесса (ЕМПП);
    • корпоративное хранилище информации (КХИ) о перевозочном процессе;
    • различные АСУ управления технологическими процессами линейных подразделений;
    • системы автоматического съема информации о перемещении подвижных единиц с устройств СЦБ станций и перегонов;
    • системы автоматической идентификации подвижного состава (тягового подвижного состава, вагонов, контейнеров);
    • прикладные комплексы задач, реализующие сквозные информационно-управляющие технологии на АРМ оперативно-диспетчерского персонала и других работников сетевого центра управления перевозками (ЦУП) и дорожных диспетчерских центров управления перевозками (ДЦУ), а также центр управления местной работой отделений (ЦУМР) и опорных центров (ОЦ).
    • из САУДП (ДЦ, ДК) в ДЦУ железной дороги сообщений об отправлении, прибытии и проследовании поездов;
    • из ДЦУ железной дороги в САУДП сообщений о характеристиках поезда (номер, индекс, длина, вес и другие данные, требующиеся для АРМ ДГЦ, ДГЦУ);
    • сообщений о корректировке данных о поезде в пути следования (отцепка, прицепка вагонов, «бросание» поезда и другие, требующие отражения на АРМ ДГЦ, ДГЦУ, а также в поездной, вагонной, локомотивной и бригадной моделях);
    • сведений об ограничениях (окна, предупреждения) для отражения на АРМ ДГЦ, ДГЦУ и учета при оперативном планировании пропуска поездов.

Безопасность и контроль дорожного движения

Путин похвалил организацию по повышению безопасности дорожного движения в Московской области. Он ознакомился с установленным в центре управления регионом порядком, когда после каждого дорожно-транспортного происшествия анализируются различные факторы безопасности движения на данном участке, в случае необходимости устанавливаются новые дорожные знаки, ограничители, подсветка.

Осмотрел президент и систему контроля за движением 9,5 тыс. автобусов по 2115 маршрутам Подмосковья. Специалисты сообщили, что 30 января на маршруты не вышли всего лишь три автобуса из-за поломок, которые были заменены резервными транспортными средствами. Воробьев заметил, что система также контролирует безналичную оплату проезда пассажирами, что также позволило повысить собираемость средств. Он сообщил, что в 2020 году планируется провести объединение московской и подмосковной систем транспортных карт «Тройка» и «Стрелка», что будет более удобно людям.

По словам губернатора, одной из самых острых проблем жителей Московской области до последнего времени оставался вывоз мусора. Теперь центр управления регионом контролирует вывоз мусора с 29 тысяч площадок, при этом можно отслеживать и сортировку отходов, поскольку начали использоваться мусорные баки разных цветов.

Объединение усилий

Когда были проанализированы 3,5 млн обращений граждан в 2018 г., стало понятно, что 70% проблем относится к полномочиям муниципальных образований. Чтобы научить исполнителей на местах грамотной работе с сообщениями жителей, было принято решение о создании муниципальных ЦУРов. На данный момент открыты и активно работают 64 муниципальных филиала. Для выстраивания этой деятельности городским округам предоставляются методология, программные комплексы и другие инструменты работы с жалобами жителей.

Таким образом, ЦУР и муниципальные филиалы совместно в круглосуточном режиме выполняют функции стратегического, текущего и оперативного планирования, мониторинга и контроля исполнения управленческих решений, помогают значительно сократить время решения проблем граждан и отслеживают общую социально-экономическую ситуацию в Подмосковье.


С этим читают