Концепция программы «реализация проекта «бережливое производство»

Организация пространств

Классы разделили на два типа – универсальные и профессиональные. В профессиональных классах проводятся уроки, требующие специализированное оборудование. В универсальных классах можно проводить любые другие уроки. «Мы предложили поменять концепцию – не ученики ходят между классами, а преподаватели. Таким образом, первые три этажа – это универсальные классы, где ученики могут оставаться в классах, нужны только переходы преподавателей», — пояснил Соломон.


Рабочие места и учителей, и школьников были стандартизированы по системе 5С (организация рабочего пространства, которая направлена на рациональную организацию рабочего пространства, предполагает сортировку вещей, организацию хранения и постоянное поддержание порядка).

«Это как на производстве: независимо от того, сколько смен вы работаете на одном станке, вы должны прийти на этот станок и найти все, что вам нужно… Мы разработали стандарты и расположения стульев в классе, и расположения предметов преподавателей. Такие стандарты разработаны во всех помещениях школы – примерно в 100 кабинетах все рабочие места приведены в порядок в соответствии со стандартами 5С», — отметил глава ФЦК. 

В школе изменилось пространство столовой. Раньше ученики тратили по 10 минут в очереди. Грамотная организация очереди и процесса выдачи еды позволили сократить это время до 3 минут. Кроме того, появилась возможность электронного заказа обеда с помощью терминала, который располагается у входа в столовую.  

Увеличилось и количество мест за счет расположения барных столов по периметру столовой. Такие изменения привели к тому, что большее число учеников стали ходить на обед: пропускная способность за перемену увеличилась с 82 до 140 человек, а удовлетворенность столовой возросла с 17% до 83%.

Пристальное внимание эксперты ФЦК уделили библиотеке. Раньше ее посещаемость составляла лишь 7%: практически все пространство занимали стеллажи, а школьникам приходилось ждать выдачу книги около 15 минут

На преобразование ушло два месяца, и это дало положительный эффект — сегодня библиотекой пользуется 63% учеников. В обновленной школе она стала не только местом, где можно быстро получить книгу (за 1 минуту), но и местом отдыха, где ребята могут позаниматься и даже посмотреть фильмы с проектора.

Основной массив книг теперь хранится на складе, а заказать их можно в электронном виде – ученик подает заявку на книгу, библиотекарь готовит заказ и информирует о наличии книги. Школьникам остается только забрать свой заказ. 

Досье

— Уровень производительности труда в России значительно ниже, чем в развитых странах. По данным ОЭСР, этот показатель в 2018 году в РФ находится на уровне $28,3 в час. Для сравнения: в Ирландии он составляет $102,3; в Норвегии — $90,2; в Бельгии — $78,1; в США — $74,7 в час. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» ставит задачу повысить производительность труда в России более чем на 20% за 5 лет.

— Участниками программы адресной поддержки повышения производительности труда нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» в Петербурге к 2025 году станут 843 предприятия базовых несырьевых отраслей экономики, сообщил председатель городского комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко на форуме «Труд и занятость» в Петербурге.

— Сегодня в национальный проект вступили более 20 петербургских предприятий. Среди них Балтийский завод, Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова, «Ленполиграфмаш», фабрика детской обуви «Скороход», «Диаконт», машиностроительный завод «Армалит», НПП «Компенсатор», «Металкомп», завод «Электропульт», Невский завод, «Петерпайп», производственная компания «Севкабель», НПФ «ЦКБА», транспортная компания «Пальмира» и т. д.

Базовые инструменты бережливого производства

— Вытягивающее производство

— Поток единичных изделий

— Быстрая переналадка SMED

— Встроенное качество

— Визуальное управление, производственный анализ

— Решение проблем

— Картирование

— Стандартизированная работа

— Система 5С (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование)

— Система ТРМ (всеобщий уход за оборудованием)

Иван Михайлов Все статьи автора 24 декабря 2019, 06:44 543

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Тренд: бережливое производство

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:

  • ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
  • ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
  • ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.

Предметная среда и система 5 S

В детсаду уже работают символы и создана так называемая предметная среда: на каждом из трёх этажей висят таблички-указатели со стрелочками и названиями групп. Их форму с символикой детсада, по словам заведующей, педагоги разрабатывали совместно с родителями. Благодаря такой навигации заблудиться здесь уже не получится.


Для детей на стенах повесили разнообразные интерактивные панели и бизиборды – развивающие доски (последние – рядом с медкабинетом, чтобы отвлечь малышей от мыслей о неприятных процедурах). На этажах, где находятся старшие дошкольники, разместили тематические коврографы, географическую карту Белгородской области и магнитные доски с шахматами и китайскими шашками. На полу пунктиром обозначили опасные участки – места открытия дверей.

В группах – особый порядок по системе организации бережливого производства 5 S (сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка): в раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей в тёплый и холодный периоды. Для спортивной формы – открытая стойка с вешалками, на которые дети вешают каждый свой брелок, чтобы не перепутать. В итоге футболки и шорты не мнутся, как раньше, когда они хранились в шкафчиках, и процесс одевания на физкультуру ускоряется.

Для каждого вида творческой деятельности есть памятки; игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки.

И это подтверждает заведующая:

Такой же строгий порядок и в медкабинете. Папки с документами и детские карточки маркированы разным цветом и разложены не по фамилиям, а по группам здоровья: так, по словам медиков, легче найти нужные документы. Для маленьких пациентов на стенах есть картинки-алгоритмы. Например, рядом с ростомером – как правильно нужно встать, чтобы измерить свой рост.

Скоро креативную среду создадут и на улице. Только пока не решили, как именно её визуализируют: с помощью обозначений на асфальте или указателей на металлических стойках.

Школа тренеров и финансы

Экспертная поддержка и помощь на федеральном уровне в поиске ресурсов и задействовании потенциала в повышении эффективности работы команды и оптимизации процессов — это одна сторона медали

Важное конкурентное преимущество обеспечивается благодаря обучению персонала участников проекта за счет федеральных средств. В частности, ФЦК провел уже четыре Школы тренеров «Производительность.РФ»

Это самый масштабный в стране проект по подготовке внутренних тренеров по бережливому производству. Внутренние тренеры — это сотрудники предприятий, прошедшие программу обучения по инструментам бережливого производства.

В ноябре прошли занятия в третьей по счету Школе тренеров в 2019 году, более 200 сотрудников предприятий из разных регионов России прошли обучение инструментам, позволяющим непрерывно улучшать производственные процессы в компаниях.

Одна из основных особенностей школы — ориентированность на практику: в ноябре участники совместно с экспертами ФЦК разобрали реальные кейсы оптимизации производства, реализации проектов улучшений. Они выявили типичные проблемы, с которыми сталкиваются внутренние тренеры на этапе тиражирования опыта потока–образца, и смоделировали варианты их решения.

Участникам проекта обеспечивается федеральная финансовая поддержка. К 2024 году специальными мерами по стимулированию роста эффективности планируется охватить не менее 10 тыс. российских средних и крупных предприятий. Помимо льготных займов компаниям предоставлен доступ к господдержке, субсидированные кредиты, налоговые преференции. Так, инвестиционный налоговый вычет начала предоставлять участникам нацпроекта в этом году Удмуртия. В 2020 году начнут предоставлять такой вычет еще шесть регионов: Кемеровская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Челябинская области и Краснодарский край.

Льготный заем по линии Фонда развития промышленности — от 50 млн до 300 млн рублей, он выдается под 1% годовых сроком до 5 лет и предоставляется на реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда: приобретение промышленного оборудования, инжиниринг, разработку и трансфер технологий.

Заявителю необходимо быть участником региональной программы повышения производительности труда и иметь сертификат ФЦК о наличии у компании ключевых элементов производственной системы и достаточном уровне использования внутренних ресурсов повышения производительности или наладить у себя производственный поток — образец, подтвердив этот факт в федеральном или региональном центре компетенций.

Что такое «Бережливое правительство»?

Проект «Бережливое правительство» реализуется совместно с Центром эффективности правительства Воронежской области и предусматривает комплекс мер, который позволяет сделать получение бюджетных услуг комфортным.

– Когда люди слышат слово «бережливое», им кажется, что речь идет про экономию каких-то ресурсов государства. Но на самом деле мы говорим о сбережении ресурсов гражданина: времени, денег и здоровья, – пояснил руководитель секретариата губернатора Воронежской области Игорь Лотков.

«Бережливый» подход предполагает постоянное усовершенствование работы бюджетной сферы. Многие проблемы удается решить при помощи цифровизации – внедрения современных технологий в бюджетную сферу. Это позволяет одновременно упростить и ускорить работу сотрудника. Другие решаются при помощи грамотной оптимизации процессов, третьи подразумевают постоянный обмен идеями между сотрудниками различных уровней.

– «Бережливое правительство» – культура, нацеленная на то, чтобы не только начальник, но и каждый работник думал о том, как повысить качество своей работы. Возьмем для примера концерн Toyota. Там создали кружки качества, в которых каждый рабочий мог предложить свои идеи по совершенствованию автомобиля. Это вывело марку в ряды мировых лидеров. Такой же формат сегодня идет в бюджетную сферу. Как нам сделать лучше сельский клуб? Создать систему информирования и предварительного бронирования мест, – считает Игорь Лотков.

Насколько сегодня эффективны программы бережливого производства

Опыт использования системы бережливого производства в целом, а также отдельных ее элементов в различных компаниях показал перспективность и эффективность самой концепции. Поэтому сегодня ее применяют не только на заводах по изготовлению автомобилей (Toyota, Honda и др.), но и в других сферах деятельности:

  • информационные технологии;
  • медицина;
  • строительство;
  • торговля;
  • нефтедобыча;
  • логистика;
  • образование;
  • банковские услуги.

Вне зависимости от области использования система бережливого производства помогает существенно увеличить эффективность рабочей деятельности и значительно уменьшить потери. Для этого требуется лишь приспособить ее под определенную организацию.

Компании, внедрившие в свою деятельность такую систему, часто называют «бережливыми». По своим характеристикам они несколько отличаются от всех других предприятий.

Прежде всего, очень большое значение в них придается людям. Оборудование и технологии здесь – это только средство достижения цели, а специалисты представляют собой созидательную силу. Идеология «бережливых» предприятий заключается в том, что только люди (не теории, стратегии или технологии) со своим интеллектуальным и творческим потенциалом способны помочь фирме добиться высоких результатов и привести ее к успеху.


Кроме того, «бережливые» компании стремятся к максимальному сокращению издержек и непрерывному улучшению бизнес-процессов. Примечательно то, что в ежедневной оптимизации деятельности участвуют абсолютно все сотрудники – от обычных рабочих до высшего руководства.

Следует также отметить, что любые решения, которые принимают руководители таких организаций, непременно учитывают перспективы будущего развития. И текущие финансовые интересы при этом не имеют определяющего значения. Управляющие «бережливых» предприятий исключают из своей деятельности бесполезные методы: оценку специалистов с помощью сложных систем различных показателей, неоправданно жесткий контроль, администрирование-командование. Основные функции «бережливого» менеджмента – это своевременное обнаружение проблем, их предупреждение и решение, а также адекватная организация рабочей деятельности в целом. Плюс ко всему здесь высоко ценится способность сотрудников распознавать и разрешать проблемы на своем рабочем месте.

Согласно информации, предоставленной медиахолдингом «Эксперт», бережливое производство начали использовать в России только в 2004 году. Всего за 3 года эта система показала ошеломительные результаты:

  • В области черной металлургии время переналадки уменьшилось на 70 %.
  • На 30 % снизились издержки на предприятиях, занимающихся сборкой автомобильных узлов, а также приборостроением и нефтедобычей.
  • Высвободилось 25 % трудовых ресурсов в сфере нефтедобычи.
  • В организациях, специализирующихся на приборостроении, высвободилось 30 % производственных площадей.
  • На 45 % выросла эффективность оборудования в области цветной металлургии.
  • Незавершенное производство нефтедобывающих компаний сократилось на 50 %.
  • В сфере авиационной промышленности, а также приборостроения на 60 % уменьшился производственный цикл.

Итоги использования бережливого производства в России и других странах к 2017 году стали еще более впечатляющими:

  • Автомобильная промышленность – производственные площади высвободились на 20 %.
  • Электронная промышленность – производственные площади высвободились на 25 %.
  • Изготовление товаров массового потребления – запасы уменьшились на 35 %, производственный цикл сократился на 25 %, производство возросло на 55 %.
  • Авиационная промышленность – производство стало быстрее в 4 раза.
  • Фармацевтическая промышленность – уменьшились расходы в 5 раз.
  • Цветная металлургия – производительность возросла на 35 %.

В России систему бережливого производства на сегодняшний день используют ООО «ЕвроХим», ПГ «Группа Газ», ООО «ТехноНИКОЛЬ», ООО «Орифлэйм Косметикс», ОАО «Хлебпром» ВСМПО-АВИСМА, ЭПО «Сигнал», ООО «Эксперт Волга», ПАО «КамАЗ», ОК «Русал» и множество других крупных компаний.

Однако, к сожалению, на российском рынке пока что недостаточно специалистов, которые способны оптимизировать бизнес-процессы посредством внедрения этой системы.

В широком смысле бережливый менеджмент – это концепция, предназначенная для устранения любых видов потерь, развития персонала, увеличения производственной эффективности и реализации новейших методик управления компанией. Ее можно внедрить практически в любую организацию.

Бережливые технологии в Сарове

ОТЧЕТЫ:

ОбОО

  • МБОУ «Школа-интернат № 1» 
  • МБОУ Гимназия № 2 
  • МБОУ Лицей № 3 
  • МБОУ Школа № 5 
  • МБОУ Школа № 7 
  • МБОУ «Школа-интернат № 9» 
  • МБОУ Школа № 10 
  • МБОУ Школа № 11 
  • МБОУ Школа № 12 
  • МБОУ Школа № 13 
  • МБОУ Школа № 14 
  • МБОУ Лицей № 15 
  • МБОУ Школа № 16 
  • МБОУ Школа № 17 
  • МБОУ Школа № 20 
  • МБОУ ЦО 

ДОО

  • МБДОУ «Детский сад № 1» 
  • МБДОУ «Детский сад № 2» 
  • МБДОУ «Детский сад № 3» 
  • МБДОУ «Детский сад № 4» 
  • МБДОУ «Детский сад № 5» 
  • МБДОУ «Детский сад № 8» 
  • МБДОУ «Детский сад № 9» 
  • МБДОУ «Детский сад № 14» 
  • МБДОУ «Детский сад № 15» 
  • МБДОУ «Детский сад № 16» 
  • МБДОУ «Детский сад № 19» 
  • МБДОУ «Детский сад № 29» 
  • МБДОУ «Детский сад № 30» 
  • МБДОУ «Детский сад № 31» 
  • МБДОУ «Детский сад № 35» 
  • МБДОУ «Детский сад № 37» 
  • МБДОУ «Детский сад № 41»
  • МБДОУ «Детский сад № 42»
  • МБДОУ «Детский сад № 44»
  • МБДОУ «Детский сад № 45»
  • МБДОУ «Детский сад № 46»
  • МБДОУ «Детский сад № 47»

ОДО

  • МБУ ДО «Станция юных натуралистов» 
  • МБУ ДО ДДТ 
  • МБУ ДО «Станция юных техников» 

Завершенные проекты:

  • Изменения в расписании онлайн, МБОУ Гимназия № 2 (скачать)
  • Оптимизация процесса выдачи справок обучающимся, МБОУ Школа № 14 (скачать)
  • Оптимизация систем хранения лабораторного оборудования по химии, МБОУ Школа № 11 (скачать)
  • Цифровой архив, МБОУ «Школа-интернат № 1» (скачать)
  • Организация рабочего места и рабочего пространства кабинета химии, МБОУ Школа № 12 (скачать)
  • Сокращение времени на учет посещаемости школы-интерната учащимися, МБОУ «Школа-интернат № 9» (скачать)
  • Рациональная организация пространства кабинета наглядных учебных пособий, МБОУ «Школа-интернат № 9» (скачать)

Нормативные документы

  • Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Стандартизация работы (скачать)
  • Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Визуализация (скачать)
  • Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Организация рабочего пространства 5С (скачать)

Документы правительства Нижегородской области

Распоряжение правительства Нижегородской области от 27 февраля 2018 г № 172-р «О реализации проекта «Эффективное правительство, эффективный муниципалитет» (скачать)

Документы министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

  • Приказ от 25.10.2019 г. № 2562 «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 27 декабря 2018 г. № 2926» (скачать)
  • Приказ от 27.12.2018 г. № 2926 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в системе образования Нижегородской области на период 2018-2021 годы» (скачать)
  • Приказ от 07.11.2018 г. № 2459 «Об оптимизации внутренних процессов в подведомственных государственных образовательных организациях Нижегородской области» (скачать)
  • Приказ от 14.08.2018 г. № 1808 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области» (скачать)

Документы Департамента образования Администрации г. Саров

Приказ от 04.12.2019 № 191 «О реализации проекта по внедрению бережливых технологий на территории города Сарова в 2019-2021 г.г.» (скачать)

Оформляем проект правильно

  • Пример проекта 
  • План мероприятий 
  • Пример анкетирования № 1 
  • Пример анкетирования № 2 
  • Производственный анализ № 1 
  • Производственный анализ № 2 
  • Пример оценки результатов 
  • Простые истории службы занятости

5S

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

  • Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
  • Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
  • Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.

Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

  • На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
  • На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
  • Количество (сколько предметов здесь можно разместить).

Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.


Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:

  • Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
  • Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
  • Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т.д.

Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

Как совершенствоваться?

  • Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
  • Делайте фотографии «до»/»после», чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
  • Прибегайте к помощи аудиторов.
  • Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
  • Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Новая волна: внедрение бережливого производства в России

В России попытки внедрения методов бережливого производства начались в 2000-е гг. В этот процесс были вовлечены как флагманские российские компании, так и небольшие производственные предприятия. Все они искали пути снижения издержек в условиях высокой инфляции, характерной для тех лет.

К примеру, КамАЗ начал внедрение бережливых практик в 2005 году. За несколько лет были выявлены и удалены устаревшие или малопродуктивные станки, оптимизировано использование земельных участков. Эффект был быстрым: уже к 2009 году завод начал выпускать 23 автомобиля в час вместо 10 в 2007 году.

Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ) предпринял первые попытки оптимизации по принципам lean также в 2005 году. Прежде всего, предприятие столкнулось с кадровой проблемой. С одной стороны, не хватало специалистов в этой области. С другой, консервативно были настроены и многие рабочие, скептически воспринимавшие подобные улучшения ещё по опыту периодов «застоя» и перестройки. А человек — это критически важный элемент бережливого подхода, потому что практически каждый рабочий, инженер, мастер становится своего рода аналитиком, прогнозистом, менеджером и педагогом. Привлекли в тот период иностранных консультантов, но значимых результатов не достигли.

Второй «подход» у завода состоялся уже в 2014 году. Внедрять бережливые подходы начали на участке выпуска автоматических выключателей, а затем распространили эту практику на всё предприятие. Первоначально предполагалось, что эффективность вырастет незначительно — на доли процентов. Однако на практике эффект оказался куда значительнее. Во-первых, удалось сократить расход площадей. На начало эксперимента работали 800 человек на площади 20 тыс. кв.м, а к концу внедрения производственная площадь сократилась до 10 тыс. кв.м. При этом номенклатура продукции выросла в два раза — с 6 тыс. единиц до 12 тыс. единиц. Во-вторых, оптимизация рабочих мест и производственных операций позволила повысить зарплату специалистов в среднем на 80%, не увеличив при этом долю затрат на труд в отпускной цене продукции. Сокращений в этот период также не было. Сегодня на заводе трудится более 1,5 тыс. человек, а производственные площадки занимают 60 тыс. кв.м., ассортимент насчитывает более 28 000 наименований. Во всех шести цехах трудится по одному lean-мастеру, в задачи которого входит постоянный мониторинг производственных процессов. Все выявленные «узкие места» обсуждаются на «кружках качества».

Есть примеры внедрения бережливости и в легкой промышленности. С 2011 года использует на своих предприятиях методы lean пивоваренная компания «Балтика». К примеру, благодаря внедрению немедленной переналадки (SMED) в цехе розлива замена одного из самых часто используемых видов оснастки теперь происходит за 28 минут, а не за 45 минут, как раньше. Удалось сократить поломки оборудования на 45%, увеличить коэффициент эффективности его применения на 3,2%. Регламентация производственных действий рабочих, введение четких протоколов и рекомендаций позволила снизить число лишних операций на 48%.

На транспорте больших успехов во внедрении lean достигли в РЖД. Здесь профильная программа реализуется с 2010 года. Железнодорожники смогли оптимизировать техобслуживание подвижного состава компании. В 2019 году исключение дублирования операций по обслуживанию грузовых вагонов только на трёх станциях позволило сэкономить 2,7 млн рублей. В целом в 2019 году практиками lean было охвачено 1 533 линейных подразделений РЖД, а их внедрение дало экономический эффект размером 1,7 млрд рублей.

Применяют практики бережливого производства и в финансовой сфере. В частности, «Сбербанк» в 2011 году запустил проект «Биржа идей». Любой сотрудник компании мог предложить улучшение в работе, а после успешной реализации его идеи получал за это премию. За пять лет реализации инициативы банк сэкономил 350 млн рублей. Продуктивность труда в розничной сети повысилась на 50%, сократились очереди и нагрузка на сотрудников. В «Сбербанке» созданы lean-лаборатории, которые постоянно проводят мониторинг производственных процессов.

Ученики теряют время

На первом этапе специалисты проанализировали, как расходуется время учеников и учителей в течение дня. Оказалось, что все участники учебного процесса тратят слишком много времени на перемещения по школе, поиск кабинетов, стояние в очередях, заполнение документов и поиск необходимых вещей. Все это сокращало свободное время учеников, которое можно было потратить на отдых или подготовку. 

Потери времени возникали у учеников, как только они заходили в школу – приходилось стоять в «пробках» у турникетов, толпиться и сталкиваться в зоне переобувания. По рекомендациям специалистов, была оптимизирована работа турникетов, благодаря чему были разведены потоки входящих людей. Кроме того, сейчас донастраивается система, благодаря которой вход в школу станет возможным с помощью гаджета, и не придется искать специальный пропуск. Помимо этого, ученики получили возможность переобуваться в гардеробных комнатах, где у каждого класса появилась своя вешалка.

Расписание уроков стало электронным и работает по принципу электронного табло в аэропортах. Теперь оно располагается на всех этажах, а не только на первом, как было раньше. При этом сами этажи стали тематическими: первый – «Библиотечно-информационный», второй – «Социально-гуманитарный», третий – «Физико-математический», четвертый – «Научно-технологический».

По всей школе появились указатели, была изменена и система нумерации кабинетов. При этом удалось развести потоки людей – лестницы и входы в столовую и гардероб стали с односторонним движением. Теперь ученикам стало проще ориентироваться в школе, а за счет кругового движения прекратились столкновения между школьниками, что снизило травматизм и повысило безопасность. В результате время перемещения учеников между кабинетами сократилось с 22 до 6 минут в день.

Визуальный менеджмент

Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.

Визуальная навигация — один из инструментов бережливого производства. В школе и детском саду она нужна детям, родителям — то есть потребителям образовательных услуг. Если в образовательном учреждении несколько входов, корпусов, то необходима внешняя навигация. Внутри, соответственно, организовывается внутренняя навигация. Ориентируясь на детей, лучше использовать не буквенные и цифровые обозначения, а рисунки. Из указателей можно сделать настоящее украшение помещений!

Отдельное внимание стоит уделить визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Любая разметка должна быть стандартизирована:

Раз зашла речь об удобстве детей и родителей, стоит задуматься о клиентоориентированном дизайне помещений. Навигация — лишь его часть. Чтобы действительно вывести свою учебную среду на новый уровень, старайтесь использовать в пространстве дидактические элементы, создайте зону выполнения домашнего задания для учеников, обустройте зону комфорта для родителей с удобной мебелью, кулером, образцами заявлений и витриной ученических наград.

В одних школах инструменты бережливого производства уже используются во всю, в других — они пока в новинку. Делитесь своим опытом с коллегами на онлайн-площадках «Российского учебника»!


С этим читают