Автокубань

Кубань-Г1А1 – модернизированный автобус для театральных работников

Кубань-Г1А1Кубань-Г1А1


В 1978 году на смену устаревшему Кубань-Г1А пришел модернизированный автобус Кубань-Г1А1, который получил двухконтурную тормозную систему для повышения безопасности, новые вентиляционные люки на крыше увеличенного размера, решетку радиатора новой формы с двумя строгими прямоугольными отверстиями, новую наклонную панель приборов и три горизонтальных выштамповки на переднем скате крыши взамен рейсоуказателя.

Модернизированный автобус как и предшественник имел пассажировместимость 21 человек и был предназначен для перевозки театральных работников и реквизита организаций и учреждений культуры.

На грузовое шасси ГАЗ-52-04 крепился металлический каркас кузова, который снаружи обшивался стальными листами. С каждого борта кузова Кубань-Г1А1 было расположено по пять больших окон в резиновом профиле и одно окно в задней части кузова, при этом на правом борту имелась пассажирская дверь, а на левом – водительская. По каждому борту кузова в нижней части крепился молдинг.

Кубань-Г1А1

В темное время суток дорогу освещали две фары и два подфарника на передке и два фонаря со стоп-сигналами на задней стенке автобуса, а также четыре габаритных огня были расположены по краям скатов крыши. На бортах кузова в передней части появились указатели поворотов круглой формы.

Лобовое стекло Кубань-Г1А1 состояло из двух половинок, под каждой из которых крепились стеклоочистители для движения в непогоду. С каждой стороны на передних стойках крепились зеркала заднего вида овальной формы.

В салоне автобуса были расположены десять двухместных сидений с поручнями, между которыми по центру имелся широкий проход. Для освещения салона в крыше были установлены два небольших круглых плафона.

На водительском месте автобуса Кубань-Г1А1 на торпедо был расположен щиток приборов и трехспицевый руль. Справа в кабину выступал моторный короб, который для уменьшения шума накрывался специальной накидкой. При этом очень неудобно между сиденьем и моторным коробом был расположен рычаг коробки передач.

Автобус Кубань-Г1А1 серийно выпускался в Краснодаре с 1978 по 1985 год, когда его в производстве окончательно сменил модернизированный Кубань-Г1А1-01. Кстати последний автобус данной модели для нужд Министерства культуры был изготовлен еще в 1982 году, а затем их выпускали в основном по заказам Госплана СССР для сельского хозяйства и прочих потребителей.

На базе пассажирского автобуса Кубань-Г1А1 был разработан ряд модификаций:

  • Кубань-Г1К1 – автоклуб;
  • Кубань-Г1Б1 – автобиблиотека;
  • Кубань-Г1Л1 – автокниголавка;
  • Кубань-Г1М1 – передвижной краеведческий музей;
  • передвижная парикмахерская на базе Кубань-Г1А1 – опытный прототип;
  • передвижной стоматологический салон на базе Кубань-Г1А1 – опытный прототип.

Кубань-Г1А1

История создания


ККТ-3208 «Кубань» образца 1981 годаПервый вариант автобуса ККТ-3208 и Кубанец-Т12.02 на выставке «Роскульттехника-81»

Следом за автоклубом ККТ-3917 «Кубань» специалисты Проектно-конструкторского и технологического института «Культтехника» разработали на его базе пассажирский автобус, который получил обозначение ККТ-3208 «Кубань».

Первый макетный образец автобуса был изготовлен и представлен на выставке «Роскульттехника-81», которая проходила в московском ЦКПиО имени Горького осенью 1981 года. Этот вариант от всех последующих отличался отсутствием аварийной двери в левой боковине кузова. Он предназначался для перевозки театральных работников и их реквизита, для чего в салоне было установлено 25 пассажирских мест.

ККТ-3208 «Кубань» образца 1981 года

В 1983 году для проведения предварительных испытаний экспериментальным отделом института были построены два опытных образца ККТ-3208 «Кубань». Первый автобус на шасси ГАЗ-53А был изготовлен в марте и по сравнению с макетом вмещал 24 пассажира, так как два передних сиденья в левом ряду были заменены одним, расположенным продольно, а сами сиденья в салоне стали более простыми и без высоких спинок. Второй автобус на шасси ГАЗ-53-12 был построен в декабре и имел общую вместимость до 23 человек, а в его салоне вообще отказались от продольного сиденья.

По результатам испытаний автобусов был выявлен ряд недостатков, а также было рекомендовано доработать планировку салона (изменить шаг сидений и др.) и тормоза (ввести вакуумный ресивер и аварийную сигнализацию). После внесения этих доработок автобус в 1985 году междуведомственной комиссией был рекомендован к серийному производству. Однако его выпуск как на Краснодарском, так и на Буденовском заводах так и не был освоен из-за необходимости значительных финансовых затрат на подготовку производства.

Кубань-Г1А1-01 и ККТ-3208 «Кубань»

Ты помнишь, как всё начиналось…

ПАЗ-651А, один из героев нашего рассказа, был разработан ещё в 1950 году на Горьковском автобусном заводе (ГЗА – не путать с ГАЗ!) и имел индекс ГЗА-651. В Горьком этот автобус выпускали недолго, чуть больше года. В апреле 1952 года постановлением Совета министров СССР ГЗА был переподчинён Министерству промышленности средств связи с полной сменой профиля деятельности. А выпуск автобусов тем же постановлением переносился на площади Завода автотракторного инструмента им. Жданова в город Павлово-на-Оке с его одновременным переименованием в Павловский автобусный завод им. Жданова.


В основе «пазика» лежало рамное шасси грузовика ГАЗ-51, на которое устанавливали кузов с деревянным каркасом. Шасси, впрочем, получило доработанную заднюю подвеску, укомплектованную четырьмя амортизаторами и иными рессорами для большей мягкости хода, а также несколько увеличенный задний свеc. Сохраняя утилитарную стилистику оформления передка базового ГАЗ-51, автобус получил специально разработанную полукруглую декоративную решётку радиатора и капот с полукруглой передней частью, которые должны были подчёркивать сугубо гражданское назначение машины. Кузов автобуса на протяжении первых лет выпуска был деревометаллическим – боковины кузова и двери имели каркас из твёрдых пород дерева, а каркас остальных элементов кузова был выполнен из сваренных металлических профилей. Снаружи всю конструкцию обшивали металлическими листами.

На протяжении выпуска «пазики» постоянно модернизировались. Но самое главное нововведение автобус получил в 1957 году – в производство была внедрена цельнометаллическая конструкция кузова, что позволило существенно увеличить срок службы автобусов. Именно с этого момента в технической документации автобусы стали именоваться ПАЗ-651А (до тех пор они везде обозначались как ГЗА-651), поскольку с горьковской конструкцией они теперь существенно разнились.

Без сомнения, павловские автобусы были самыми массовыми автобусами в СССР тех лет – за весь период выпуска (с 1952 по 1961 год) только базовых пассажирских автобусов моделей ГЗА-651 и ПАЗ-651А было выпущено 32 тысячи экземпляров. Выпуск ПАЗ-651А в Павлово продолжался до 1961 года, где немного видоизменившись, он продержался на конвейере ещё 12 лет, а потом его место занял автобус вагонной компоновки ПАЗ-652.

Несколько иначе сложилась судьба автобуса «Кубань». Краснодарский механический завод «Кубань» не подчинялся Минавтопрому и, входя в структуру Министерства культуры РСФСР, был ориентирован на выпуск автоклубов, театральных автобусов, библиотек и иных передвижных предприятий соцкультбыта.

Этот завод, как и ПАЗ, возник в результате перепрофилирования другого предприятия – из-за отказа Госплана в 1962 году в распределении автобусов для нужд Министерства культуры. Для их производства экстренно был перепрофилирован один из цехов краснодарского Ремпромкомбината, реорганизованный впоследствии в Краснодарский механический завод «Кубань». Несмотря на некоторую неавтомобильность названия, в конце 1970-х годов ХХ века выпуск автобусов составлял уже под 9000 штук в год.

Не секрет, что в СССР автотранспорт могли выпускать десятилетиями, лишь незначительно модернизируя в ходе выпуска. Аналогично выглядела картина и с «Кубанью», конструкция которой в целом сформировалась ещё в конце 1960-х годов, потом незначительно модернизируясь с каждой сменой базового горьковского шасси.

Второй герой нашего рассказа – «Кубань-Г1А1-02» начал выпускаться в 1989 году. Автобус получил новое шасси ГАЗ-53-11. Внешне от предшественника, базировавшегося на шасси ГАЗ-53А, модель Г1-А1-02 отличалась заметно более угловатой крышей, подфарниками и задними фонарями нового образца. Именно Г1А1-02 в 1989 году стал стотысячным автобусом марки «Кубань», и он же стал последней моделью завода – в 1993 году производство «Кубани» было прекращено. Всего было выпущено 112,5 тысяч спецавтомобилей и автобусов марки «Кубань», многие из них несут службу до сих пор.

Равнение на передовиков

Что же, перейдём к модели ПАЗ-651А. Прежде всего отметим, что на российском рынке это не первая модель ПАЗ-651А – уже многие годы модели «пазика» в различных вариантах исполнения методом гальванопластики изготовляются украинской мастерской «Вектор-моделс». Кроме того, несколько лет назад компания «КлассикБас» выпустила модель его близкого родственника – КАвЗ-651А.

Как и модель «Кубани», «пазик» изготовлен в Китае

Но важной особенностью этого процесса изготовления являлся постоянный контроль исполнителя со стороны российского заказчика. Именно по этой причине замечаний к модели на порядок меньше


Впрочем, пойдём по порядку.

Начнём с измерений. Размеры настоящего ПАЗ-651А подсмотрим в книге Д. Дементьева и Н. Маркова («Автобусы ПАЗ. История и современность». Книга I. М., 2013) и переведём их в 43-й масштаб.

Результаты измерений автобуса ПАЗ-651А
Размер реального автобуса, мм Идеальный размер в масштабе 1:43 (с округлением), мм Фактический размер модели производства DiP Models, мм
Длина – 6170 143,5 143
Ширина – 2380 55,3 56
Высота – 2750 64 63

Пожалуй, неплохо! И вдвойне неплохо, если учесть практически схожую (3600 руб. в розницу) цену с «Кубанью». Что же, рассмотрим модель подробнее. Судя по всему, перед нами модель автобуса выпуска после 1957 года – именно с этого года на крыше автобуса появились коробчатой формы воздухозаборники-«улитки», заимствованные у специализированных версий автобуса. Кстати, эти воздухозаборники, появившиеся практически в одно время с переходом на цельнометаллический каркас кузова, однозначно указывают, что это именно ПАЗ-651А, а не его предшественник марки ГЗА. Производитель модели тщательно учёл все ранние мелкие изменения в конструкции реального автобуса, накопившиеся к этому моменту: изменены места крепления верхних габаритных огней по сравнению с ГЗА, задний бампер выполнен в виде двух отдельных брусьев вместо одного цельного, установлено двухместное сиденье в левом ряду позади водителя вместо одиночного.

В основу модели автобуса было положено уже отработанное шасси модели ГАЗ-51 с передними поворотными колёсами. Главной задачей компании было сделать на том же высоком уровне пассажирский кузов, разработав попутно и несколько оригинальных деталей вроде бамперов и подфарников. Можно сказать, это удалось сделать, хотя и с некоторыми оговорками. Традиционно переразмеренными, перешедшими с модели грузовика ГАЗ-51, остались стойка зеркала заднего вида и замки капота. Вызывает вопрос размещение выхлопной трубы в специальном отверстии по левому борту сзади. Мне не встречались фотографии автобусов с именно так размещённым выхлопом – на всех снимках выхлопная труба выводилась в юбку кузова в задний левый угол.

В полном соответствии с прототипом модель получила надпись на боковинах капота «Павловский автобусный завод им. Жданова». Отдельно добавляют модели обаяния хромированные передний и задний бамперы – производитель не поскупился и не стал использовать дешёвую серебрянку, а полностью имитировал хром и на бамперах, и на поручнях сидений, и в кулисе открывания пассажирской двери, и на ободках фар и подфарников. А вот выделенные цветным лаком верхние габариты на боковых скатах крыши и на задней стенке кузова вызывают досаду – будь они изготовлены из соответствующего цвета стекла, они выглядели бы более уместно на такой деталированной модели, чем крашеные. Отметим, что пассажирская дверь совершенно правильно не получила ручки для открывания снаружи – это всё же автобус служебного назначения и открывал дверь изнутри водитель при помощи специального механизма.

Производитель на 2014 год заявил выход ПАЗ-651А в трёх разных вариантах окраски. Сначала вышел классический сине-белый автобус одного из ярославских предприятий (надпись на аншлаге над кабиной – «Заказной»), в июле на полки магазинов поступит вариант, окрашенный в выразительный оттенок зелёного цвета с зеленоватой же верхней частью кузова, копирующий вариант сочинского рейсового автобуса, ходившего по маршруту «Вокзал – Старая Мацеста». А третьим мы увидим лимитированный сине-белый вариант, отличающийся от уже вышедшего синего выделенным контрастного цвета молдингом по верху юбки кузова и фотографией В.И. Ленина в маршрутоуказателе и надписями там же «Автобаза» и «Служебный». Тираж этой модели составит 420 экземпляров.

1 / 2


С этим читают