Столкновение в цемесской бухте

Система отношений между офицерами и матросами на боевом корабле

Нахимов разработал и внедрил новую систему взаимоотношений на корабле между матросами и офицерским составом.


Он входил в состав комиссии, разработавшей ряд документов, определяющих поведение экипажа на судне, взаимодействия офицерского состава и матросов. Например, при содействии Павла Степановича создан свод морских сигналов, Морской устав, а также получила толчок для развития тактика ведения морских сражений.

Особо важное место в развитие военно-морского искусства занимает система воспитания, разработанная Нахимовым. В её основу легло глубокое уважение к личности рядового члена экипажа военного судна

Эта система воспитания способствует дисциплинированности и сплочённости экипажа, а также повышению уровня боевой выучки матросов.

Нахимов высоко ценил матросов. Ведь им отводилась важная роль в бою – управлять парусами, наводить орудие на вражеские корабли, вступать в рукопашное сражение при абордаже неприятельских судов. Поэтому Нахимов запрещал офицерам на своём корабле относиться к подчинённым, как крепостным людям. Он считал, что

Вехой системы воспитания стало проявление заботы о подчинённых. Матросы (а нередко и офицеры), служившие с Нахимовым на одном корабле, приходили к своему командиру за советом, делились с ним своими делами, заботами. Он помогал им делом и, а также требовал от офицеров аналогичного поведения по отношению к подчинённым. В результате таких действий у подчинённых возникало глубокое уважение к командиру.

Система отношений между офицерами и подчинёнными предусматривает не только заботу командира о матросах, но и требования к рядовому составу. Матросы должны быть дисциплинированными, храбрыми и неукоснительно выполнять приказания командира.

Дальнейшие события

Модель парохода «Адмирал Нахимов»

В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были освобождены. Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. После тяжёлой болезни В. Г. Марков умер 31 мая 2007 г. в Одессе.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 м в Цемесской бухте. Экологической и навигационной опасности судно не представляет. Проектов судоподъёма в настоящее время не существует. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально признан местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены. Теплоход «Пётр Васёв» (ИМО 7932599) после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован. Названия судна после 1986 года:

  • «Подольск» — 1986—1995 г.
  • «Langeron» — 1995—2000 г.
  • «An an» — 2000—2003 г.
  • «Myroessa» — 2003—2006 г. 31 августа 2006 года, сухогруз Myroessa снова зашёл в порт Новороссийск.
  • «Orbit» — 2006—2010 г.
  • «Jiajiaxin 1» 2010—2012 (списан, разделан на металлолом в Бангладеш)

В городе Павлограде в честь одной из геройски погибших бортпроводниц парохода Татьяны Фёдоровой названа улица. В 1987 году, к первой годовщине трагедии, на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров. Катастрофа легла в основу фильма «Армавир» 1991 года. Ежегодно 31 августа на место катастрофы приходит катер с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы. Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1997 года является благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской (до 1 декабря 2005 г.). После смерти Г. В. Андриевской фонд возглавила её дочь — Наталия Рождественская. Под её руководством фонд «Нахимовец» также устраивал ежегодные пресс-конференции, выставки, посвящённые памяти судна, его экипажа и пассажиров, содействует в организации съёмок документальных фильмов о катастрофе.

В 2006 году, в двадцатую годовщину гибели судна, служителем Свято-Успенского храма Новороссийска отцом Алексеем было совершено заупокойное богослужение, на борту затонувшего судна был закреплён освящённый деревянный крест. Отец Алексей стал первым и единственным в мире священником, совершившим поминальную службу под водой. В 2007 году новосибирским архитектором С. Моржаковым была изготовлена точная копия парохода «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:150. Модель судна была безвозмездно передана в собственность благотворительного фонда «Нахимовец» в августе 2007 года. В 2007 году экспонат выставлялся на выставках «Русский „Титаник“ — трагедия XX столетия» в городах Одессе и Новороссийске, где проходили мероприятия, посвящённые 21-й годовщине кораблекрушения. В марте 2008 года экспонат выставлялся в рамках выставки «Боль сквозь годы», проходившей в Одессе.

Биография

Павел Степанович Нахимов родился 5 июля 1802 года в сельце Городке Спас-Волжинской волости Вяземского уезда Смоленской губернии. Был седьмым из 11 детей небогатого помещика, секунд-майора — Степана Михайловича Нахимова и Феодосии Ивановны Нахимовой (в девичестве Козловская). Кроме Павла, его родители имели ещё четырёх сыновей — Николая, Платона, Ивана и Сергея. Все братья Нахимовы были профессиональными моряками.

Принят в Морской кадетский корпус гардемарином 3 мая 1815 года. Ходил в плавания на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». С мая по сентябрь 1817 года в числе немногих лучших учеников, назначенных на бриг «Феникс» по воле Государя, вместе с другими кадетами, в числе которых были В. И. Даль, П. М. Новосильский и А. П. Рыкачёв, заходил в Стокгольм, Копенгаген, Карлскруну. Окончил курс корпуса в 1818 году, шестым в своём выпуске.

9 февраля 1818 года, был произведён в мичманы и зачислен на службу во 2-й флотский экипаж, служил в Петербурге. В 1820 году ходил по Балтике на тендере «Янус». В 1821 году был отправлен в Архангельск, в команду строившегося там корабля, но вскоре был вызван обратно.

По возвращении в Петербург был назначен на фрегат «Крейсер», предназначавшийся вместе с 20-ти пушечным шлюпом «Ладога» в кругосветное плавание, состоявшееся в 1822—1825 годах. Начальником экспедиции и командиром «Крейсера» был капитан 2-го ранга М. П. Лазарев. Во время плавания, 23 марта 1823 года, был произведён в лейтенанты. По окончании экспедиции награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

После окончания кругосветного плавания в 1825 году был назначен в экипаж строившегося в Архангельске 74-пушечного линейного корабля «Азов», командиром которого стал М. П. Лазарев. В 1826 году «Азов» переведён на Балтику. В 1827 году Нахимов отличился в Наваринском сражении. Он командовал батареей на линейном корабле «Азов» — флагманском корабле эскадры адмирала Л. П. Гейдена. За отличие в сражении 21 декабря награждён орденом Св. Георгия IV класса за № 4141, греческим Орденом Спасителя и произведён в капитан-лейтенанты (14.12.1827).

Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов командовал корветом «Наварин», трофейным турецким кораблём, носившем ранее имя «Нессабиз Сабах» (вступил в командование в 1829 году). В составе русской эскадры блокировал Дарданеллы. С 1830 года, по возвращении в Кронштадт, продолжил командовать «Навариным», неся службу на Балтике.

В 1832 году назначен командиром фрегата «Паллада».

С января 1834 года служил в Черноморском флоте, назначен командиром 41-го флотского экипажа.

30 августа 1834 года произведён в капитаны 2-го ранга.

В 1836 году получил под командование строившийся линейный корабль «Силистрия».

6 декабря 1837 года получил чин капитана 1-го ранга.

13 сентября 1845 года произведён в контр-адмиралы и назначен командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии кораблей.

30 марта 1852 года назначен командующим 5-й флотской дивизией.

2 октября 1852 года произведён в вице-адмиралы.

Крымская война

Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 (30 ноября) разгромил их в Синопском сражении 1853 года.

Высочайшая грамота

Нашему Вице-Адмиралу, Начальнику 5-й Флотской дивизии, Нахимову

Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории

Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинной радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святаго Георгия второй степени большого креста, пребывая к вам Императорскою милостию Нашею благосклонны

На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

Николай

С-Петербург, 28-го ноября 1853 года

25 февраля (9 марта) 1855 года назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведён в адмиралы. Энергично руководил обороной города. Пользовался величайшим нравственным влиянием на солдат и матросов, звавших его «отцом-благодетелем».

Адмирал Нахимов на севастопольском бастионе

28 июня (10 июля) 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Памятная плита на Малаховом кургане на месте, где был смертельно ранен адмирал П. С. Нахимов

Герой «русской Трои»

Черноморский флот стал для Нахимова местом его самых громких побед — под Синопом и во время обороны Севастополя. Севастопольская бухта стала и местом смерти. Адмирал Павел Нахимов, возглавивший севастопольцев после смерти адмирала Владимира Корнилова, умер через семь дней после своего 53-го дня рождения – 12 июля (30 июня по ст. ст.) 1855 года. Он был уверен, что прятаться от пуль и бояться смерти могут только трусы. Последние слова, которые он произнёс 10 июля на Малаховом кургане перед смертельным ранением в голову, были наполнены его обычным презрением к смерти: «Не всякая пуля в лоб!».


Тело адмирала Павла Нахимова на его квартире, накрытое пробитым ядрами флагом с линейного корабля «Императрица Мария». Литография Василия Тимма с рисунка Николая Берга

Любимец севастопольцев упокоился в адмиральской усыпальнице — Владимирском соборе, рядом со своим учителем адмиралом Лазаревым и товарищами по севастопольской обороне Корниловым и Истоминым. Как писал очевидец, траурная процессия, двигавшаяся к собору, шла сквозь двойной строй стоявших «на караул» матросов и солдат. Даже неприятель в этот день не тревожил город обстрелами, а когда гроб с телом адмирала достиг собора, с бастионов было видно, что на стоявших в гавани английских и французских кораблях начали спускать флаги в знак уважения к защитнику «русской Трои». Так окончилась жизнь адмирала Павла Нахимова – человека, в полном смысле отдавшего всю свою жизнь без остатка и сожаления флоту и заслужившего вечную славу.

«Матросский батька» из Севастополя

Черноморский флот стал для Павла Нахимова местом, где он в полной мере смог проявить все свои таланты, определявшиеся все тем же ревностным и самоотверженным отношением к морскому делу. Как отзывались о нем товарищи, «всецело преданный службе, он вне неё не знал и не имел никаких интересов; сослуживцы составляли его семью, а все его честолюбие заключалось в строгом исполнении своего долга». Из этой характеристики невнимательный человек мог бы сделать вывод, что Нахимов представлял собой классический тип недалекого служаки, который совершенно не находил для себя занятий вне казармы и плаца (точнее, казармы и палубы), но подобное мнение несправедливо и ошибочно. Скажем, вскоре после назначения на Черноморский флот Нахимов стал главой Комитета директоров севастопольской Морской библиотеки. Он самым внимательным образом изучал все книжные и журнальные новинки как на русском, так и на английском и французском языках, нередко сетуя, что-де некоторые флотские офицеры до такой степени прельщаются чужим, что своим пренебрегают, и так увлекаются ложным образованием, что никогда русских журналов не читают и хвастают этим.

Многое переняв у своего учителя, Павел Нахимов так же, как и Михаил Лазарев, уделял колоссальное время обучению молодых офицеров, попадавших служить под его начало. В отличие от своего учителя, он выступал по отношению к ним не только внимательным наставником, но и чрезвычайно требовательным начальником. По воспоминаниям офицеров, служивших у Нахимова, он с трудом соглашался с мыслью о том, что у морского офицера может быть в жизни другой интерес, кроме службы, и неизменно требовал, чтобы ни офицеры, ни матросы не получали ни минуты праздности, кроме отведенных уставом. И вот тогда, во время короткого отдыха в кают-компании Павел Нахимов превращался в умного и образованного собеседника, в командира и наставника, вникающего во все нужды и потребности своих подчиненных.

«Адмирал Павел Нахимов на 5-м бастионе во время первой бомбардировки 5 октября 1854 года». Картина художника Иллариона Прянишникова, 1871-1872 гг.

Требовательность и ревностное отношение Нахимова к службе могли кому-то показаться напускными, если бы строже всего он не относился к самому себе. Именно себе он не давал никаких возможностей лениться, именно с себя требовал уважительного и внимательного отношения к матросам, которых считал основной военной силой флота. Достаточно привести такой факт: будучи командиром линкора «Силистрия», капитан второго ранга Нахимов запретил на своем корабле телесные наказания для нижних чинов и требовал от своих офицеров относиться к матросам как к товарищам по службе, а не как к крепостным особого вида.

Технические данные т/х «Петр Васев»:

1. Длина наибольшая, м — 183,52. Ширина, м — 26,653. Высота борта, м — 15,054. Осадка в грузу, м — 10,755. Тоннаж БРТ, рег.т — 18604,516. Дедвейт, т — 324427. Мощность ГДВ, л.с. — 114008. Скорость, уз — 14,5

Т/х «Петр Васев» по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.

31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.


В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

В 22.47 легли на курс 36о в точке — 44о 32,5 сев. широты, 37о 48,9 вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х «Адмирал Нахимов». В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов» заблаговременно. Вахтенный помощник Зубюк П.А

производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии

Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х «Адмирал Нахимов» уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду «стоп-машина». Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

В 23.10 дал команду «средний» и сразу — «полный назад», сопроводив его звуковым сигналом — 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.


В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость — около 5 узлов, руль право на борту.

Удар был нанесен в правый борт п/х «Адмирал Нахимов» в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

Корпус (бульб) т/х «Петр Васев» вошел в корпус п/х «Адмирал Нахимов» при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х «Адмирал Нахимов» на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.

Указанный разворот т/х «Петр Васев» происходил под действием поступательного движения п/х «Адмирал Нахимов».

Т/х «Петр Васев» в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

Из-за значительной пробоины на п/х «Адмирал Нахимов» оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х «Адмирал Нахимов» из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х «Адмирал Нахимов», имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95′ сев. широты, 37о 52,9′ вост. долготы на глубине 47 метров.

Память

Памятник П. С. Нахимову в Севастополе

Во время Великой Отечественной войны были созданы военно-морские Нахимовские училища. В 1944 Президиумом Верховного Совета СССР были учреждены ордена Нахимова 1-й и 2-й степени, а также — медаль Нахимова.

Орден Нахимова 1-й степени

  • В 1946 году режиссёр Всеволод Пудовкин снял художественный фильм «Адмирал Нахимов». Роль Нахимова в нём сыграл актёр Алексей Дикий (за эту работу Дикий получил Сталинскую премию I степени и стал лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр»). В 1947 году Дикий ещё раз исполнил роль адмирала в фильме «Пирогов».
  • В 1952 году имя П. С. Нахимова присвоено Черноморскому Высшему военно-морскому училищу.
  • В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). Он заменил стоявший у Графской пристани памятник работы Шредера и Бильдерлинга, снесенный в 1928 году в соответствие с декретом Совнаркома «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции» (имевшее место в советской литературе утверждение, что памятник был разрушен гитлеровцами в период оккупации Севастополя, неверно — на пьедестале памятника Нахимову в начале 1930-х был установлен памятник Ленину, и уже этот памятник был уничтожен в 1942—1943 гг.).
  • 5 июля 1992 г. открыт бюст П. С. Нахимову на его родине в Вязьме Смоленской области.
  • 5 июля 2012 года открыт памятник в Санкт-Петербурге, на улице Нахимова, в сквере «Малые Гаванцы», возле гостиницы «Прибалтийская».
  • Именем П. С. Нахимова в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Томске, Смоленске, Астрахани, Йошкар-Оле, Загорянском, Фрязино, Феодосии, Ялте, Северодвинске, Конотопе, Сумах, Перми, Измаиле и Минске названы улицы, в Москве и Мариуполе — проспекты, в Находке — улица Нахимовская, а в Севастополе — проспект и площадь, в Одессе — переулок. Самая длинная улица правого берега города Кемерово также носит имя адмирала.
  • В период с 2005 по 2012 год в Москве установили три памятника адмиралу.
  • В 2013 году в Ейске (Краснодарский край) установлен бронзовый бюст адмиралу П. С. Нахимову.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище установлен памятник П. С. Нахимову.

Нахимов и противники

Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

Бюст Нахимова, установленный возле Музея судостроения и флота в Николаеве.

В то же время в период, когда Севастополь был захвачен союзниками, крышки гробов адмиралов были проломлены мародёрами, которые похитили золотые эполеты с их мундиров, о чём свидетельствует «Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина», датированный 23 апреля (11 апреля ст.ст.) 1858 года, составленный по результатам осмотра усыпальницы адмиралов.

Корабли

Имя Нахимова в разное время носили различные военные корабли и гражданские суда:

  • «Нахимов» — российский грузовой пароход (затонул ).
  • «Адмирал Нахимов» — российский броненосный крейсер (погиб в Цусимском сражении ).
  • «Червона Украина» — бывший «Адмирал Нахимов», лёгкий крейсер типа «Светлана» (погиб 13 ноября 1941 года в Севастополе).
  • «Адмирал Нахимов» — советский крейсер класса «Свердлов» (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Берлин III», советское пассажирское судно (затонуло 31 августа 1986 года в Цемесской бухте).
  • «Адмирал Нахимов» — советский большой противолодочный корабль (списан в ).
  • «Адмирал Нахимов» — бывший «Калинин», атомный ракетный крейсер проекта 1144 (на модернизации).

География

  • Озеро Нахимовское в Выборгском районе Ленинградской области.
  • Нахимовское (Смоленская область) — село переименовано в 1952 году в честь 150-летия со дня рождения П. С. Нахимова. В бывшем селе Волочек Сычевского уезда (ныне Холм — Жирковский район Смоленской области) находилось имение крестного отца и родного дяди адмирала, в связи с этим и произошло переименование этого села.

Музеи

  • Молодёжный центр-музей имени Адмирала Нахимова в Смоленске
  • Музей им. Нахимова на родине адмирала в Хмелите, Смоленская область.

Нумизматика

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. С. Нахимова. 25 рублей, серебро, 2002 год

  • В 1992 году Банк России выпустил:
    • монету из медно-никелевого сплава качеством Пруф-лайк номиналом 1 рубль, посвящённую 190-летию со дня рождения П. С. Нахимова.
  • В 2002 году Банк России выпустил:

С этим читают