Территориальное деление россии

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО)
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  • совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области
  • юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — , а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.

Муниципальное устройство

Основная статья: Муниципальное образование

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Есть ли ответственность?

Традиционный вопрос: кто виноват? Кто же будет крайний, если по адресу не смогут найти объект в экстренной ситуации? Что будет, если адрес будет звучать слишком сложно? Или если адрес будет некорректен?


Ответственность за записи в ФИАС несут органы местного самоуправления, что определяется законом, регламентирующим работу с ФИАС (443-ФЗ, статья 3, часть 2):


«Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения…»

Субъекты федерации

Основная статья: Субъекты Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Областные автономии


Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тбилиси. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Русское царство

См. также: Формирование территории Русского государства

В XVI — XVII веках территория России делилась на уезды. Это деление просуществовало вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной единицы губернии. До этого существовали только более мелкие единицы — уезды и волости. В XVI — XVII веках некоторые из них были объединены в разряды.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами. Указом от 29 мая 1719 года доли были упразднены, губернии были разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. Было учреждено 47 провинций.

Административная часть

  • Генерал-губернаторство – объединяло в себе несколько губерний.
  • Губерния – состояла из 10-12 уездов, 350-400 тысяч душ
  • Уезд – минимальная административная единица, 20-30 тысяч душ
  • Город – центр уезда (ввиду недостаточного количества больших городов, часть деревень была переименована в города, хотя на деле осталась населенными пунктами с небольшим количеством жителей и отсутствием инфраструктуры)

Губернатор, опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:

  • Казенная палата – финансовые дела, сбор налогов, распределение средств внутри губернии.
  • Приказ общественного призрения – надзор за социальными объектами: школы, больницы, приюты и т.д.
  • Городничий – руководил полицией и отвечал за общественный порядок в городе, избирался дворянством.
  • Капитан-исправник – главный уездный чиновник, руководил местной полицией, избирался дворянством. Председательствовал в нижнем земском суде.
  • Город – выделился в специальный административный отдел. Подразделялся на части, а они в свою очередь на кварталы. Полицейский надзор осуществлялся частными приставами и квартальными надзирателями соответственно.

Русское царство

В XVI — XVII веках территория России делилась на уезды. Это деление просуществовало вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной единицы губернии. До этого существовали только более мелкие единицы — уезды и волости. В XVI — XVII веках некоторые из них были объединены в разряды.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. В 1710—1713 годах они были разделены на доли (административно-фискальные единицы), которые управлялись ландратами. Указом от 29 мая 1719 года доли были упразднены, губернии были разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. Было учреждено 47 провинций.

1914—1922 годы

В данный период происходит переход от Российской империи к Российской республике, а затем и к РСФСР.

Становление Российской республики происходит в крайне тяжёлых условиях: Российская империя втянута в Мировую войну, часть её территории оказалась под оккупацией Германией, на оккупированных территориях возникают сильные националистические движения. Исключение составляет восточная часть Османской империи — территория Западной Армении, освобождённая Русской армией к 1917 году. После Февральской революции националистические движения возникают и внутри империи, а после Октябрьской революции и провозглашения РСФСР к внешним врагам и националистическим движениям добавляется третья сила — белогвардейцы.

В результате непрерывных боевых действий как на фронтах, так и внутри страны, Российской империей, а впоследствии и РСФСР, были навсегда утрачены территории Царства Польского и Великого княжества Финляндского. О независимости также заявили губернии, располагавшиеся на территориях современных государств Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан; Бухарский эмират и Хивинское ханство, бывшие вассальные владения Российской империи, вышли из-под вассальной зависимости. На оставшейся части империи время от времени образовывались республики, объявлявшие себя независимыми.

В 1921—1922 годах ситуация начала налаживаться: на всей территории РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Закавказских республиках, а также на территориях бывших Бухарского и Хорезмского эмиратов была установлена советская власть; на территории РСФСР образовано несколько автономных республик.

30 декабря 1922 года был создан Советский Союз (СССР) как единое государство, однако БССР (Белоруссия), УССР (Украина), РСФСР и ЗСФСР (Закавказье) вошли туда на равных правах. Таким образом, для РСФСР, как правопреемницы Российской империи, территории белорусских, украинских и закавказских губерний были утрачены. В 1940 году в СССР вошли также территории бывших остзейских губерний Российской империи, но также на правах союзных республик, то есть эти земли для РСФСР также оказались утраченными.

РСФСР


Основная статья: История административно-территориального деления РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

Список округов

Название Площадь(км²) Население(чел.)2020 г. Плотностьнаселения(чел/км²) субъектовРФ центр Естественныйприрост ()2018 г. ВРП (млрд руб.)2018 г. ВРП на душу населения(тыс.руб./чел.)2018 г.
1 Центральный ЦФО 650 205 39 433 556 60,65 18 Москва −2,9 29 412 747,5
2 Северо-Западный СЗФО 1 686 972 13 981 992 8,29 11 Санкт-Петербург −2,1 9015 645,7
3 Южный ЮФО 447 821 16 466 084 36,77 8 Ростов-на-Дону −2,4 5849 355,6
4 Северо-Кавказский СКФО 170 439 9 930 933 58,27 7 Пятигорск 6,8 1942 197,2
5 Приволжский ПФО 1 036 975 29 287 683 28,24 14 Нижний Новгород −2,6 12 467 423,1
6 Уральский УрФО 1 818 497 12 360 752 6,80 6 Екатеринбург 0,1 12 755 1032,5
7 Сибирский СФО 4 361 727 17 118 387 3,92 10 Новосибирск −1,5 8332 484,4
8 Дальневосточный ДФО /ДВФО 6 952 555 8 169 203 1,17 11 Владивосток −0,1 5204 634,2
Россия 17 125 191 146 748 590 8,57 85 −1,5 84 977 578,7

Центральный

Основная статья: Центральный федеральный округ

Центр федерального округа — город Москва

  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Калужская область
  • Костромская область
  • Курская область
  • Липецкая область
  • Московская область
  • Орловская область
  • Рязанская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Тульская область
  • Ярославская область
  • Город федерального значения Москва

Северо-Западный

Основная статья: Северо-Западный федеральный округ

Центр федерального округа — город Санкт-Петербург

  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Архангельская область
  • Вологодская область
  • Калининградская область
  • Ленинградская область
  • Мурманская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Город федерального значения Санкт-Петербург
  • Ненецкий автономный округ

Южный

Основная статья: Южный федеральный округ

Центр федерального округа — город Ростов-на-Дону

  • Республика Адыгея

  • Республика Калмыкия

  • Республика Крым
  • Краснодарский край
  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Ростовская область
  • Город федерального значения Севастополь.

Основная статья: Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — город Пятигорск

  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Северная Осетия
  • Чеченская Республика
  • Ставропольский край

Приволжский

Основная статья: Приволжский федеральный округ

Центр федерального округа — город Нижний Новгород

  • Республика Башкортостан
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Татарстан
  • Удмуртская Республика
  • Чувашская Республика
  • Пермский край
  • Кировская область
  • Нижегородская область
  • Оренбургская область
  • Пензенская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Ульяновская область

Уральский

Основная статья: Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — город Екатеринбург

  • Курганская область
  • Свердловская область
  • Тюменская область
  • Челябинская область
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский

Основная статья: Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — город Новосибирск

  • Республика Алтай
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Алтайский край
  • Красноярский край
  • Иркутская область
  • Кемеровская область — Кузбасс
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Томская область

Дальневосточный

Основная статья: Дальневосточный федеральный округ

Центр федерального округа — город Владивосток

  • Республика Бурятия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Магаданская область
  • Сахалинская область
  • Еврейская автономная область
  • Чукотский автономный округ

С этим читают