«я подумаю об этом завтра. завтра придет совсем другой день!»

Поражение Юга = поражение Скарлетт

В образе главной героини, Скарлет О`Хара многие читатели романа и зрители фильма увидели символ бездумно-прекрасной Америки, за душу и сердце которой сражаются Север и Юг. Под давлением обстоятельств Скарлетт по сути сама становится янки: в ней просыпаются заложенные от природы расчетливость, хитрость и корысть. Но ее голова по-прежнему занята наваждением – идеальной романтической любовью к Принцу (Эшли). «В уме ее, как в американском подсознании, причудливо перемешаны южные сословные предрассудки и собственные мифы, почти никак не соотносящиеся с реальностью: Скарлетт и ей подобные видят только то, что хотят. Скарлетт теряет и Эшли, и Ретта, и уважение соседей». Роман и фильм «Унесенные ветром» по сути хроники двух великих поражений, с которыми герои отказываются смириться. Поражение Юга в Гражданской войне зарифмовано с поражением Скарлетт в финале: американский Юг терпит крах военный и политический, Скарлетт О’Хара – личный. Единственное, что они выигрывают, отказываясь признать свою неправоту, – самоуважение. «Применительно к Югу сама Митчелл считала такое упорство величайшей доблестью, применительно к Скарлетт — свинством». Скарлетт прекрасна, как ее родина, и так же невыносима.


Мой список блогов

  • Два кубика

    Юбка и пуловер-реглан

    описание 1 описание 2 описание 3 описание 4 описание 5

    год назад

  • michele made me

    Hello Blog.

    Hello?… Hello? Is this thing on? Oooh, I think it iiis… I think it’s working… Yes, it still works! AMAZING. Hey there. How are you? Well, I hope. I? I am…

    2 года назад

  • Мастерская счастья

    Мастер класс в Москве

    Друзья, приглашаю Вас 20 января на мастер-класс выходного дня!

    Время: с 12 до 19 часов.

    Место: Москва. метро Шаболовская, улица Малая Калужская, дом 1…

    2 года назад

  • Katyusha Knits

    Шаль «Галактика на твоих плечах»

    Добрый день всем! Давно я не делала постов в блоге, думала, что окончательно перешла в формат инстаграма. Но, все таки в блоге можно более информативно расс…

    3 года назад

  • Все в мире связано…

    Коллекция Беби Альпака +Меринос.

    Что вы вяжете летом? — самый популярный вопрос)) А летом я вяжу то же самое, что и зимой — кашемиры, мериносы, альпаку и шерсть! Только теплая пряжа, только…

    3 года назад


  • Lifi’s Creative News

    Mis primeros trabajos

    Mis primeros pasos

    3 года назад

  • Veta’s Knitting 🙂

    Sunshine Coast

    очень редко участвую в тестировании, но здесь сошлись все звезды, купила красивую пряжу, неравномерной толщины мулине в небольшом количе…

    3 года назад

  • На макушке волны удачи

    Конфета — митенки! Успеть до 1 апреля!

    Дорогие друзья! Приглашаю всех желающих поучаствовать в Конфете — подарком будут митенки, связанные мной 🙂 Сроки правда, совсем сжатые — надо успеть до 1 а…

    4 года назад

  • «В стране чудес…»

    «Аметист»

    Та-дам! Я вернулась! Прошу прощения за долговременное отсутствие, меня засыпало работой и реальной жизнью ))) У меня случился небольшой перерыв между заказ…

    4 года назад

  • Рыжие Рукоделки/ orange crafts

    Игрушечный БУМ !

    Приветик !!! Кто следит за мной давно, в курсе, что, если я чем-то увлекаюсь, то ухожу в это с головой, не отвлекаясь на другие изделия. Три дня уже я погр…

    5 лет назад


  • из жизни абибока)))

    Не виноватая я!

    Про этот плед я узнала от Тани-kioto888, и в покупке этих ниток виновата тоже она)))) Изначально, я решила вязать его для родителей. Потом приурочить это…

    5 лет назад

  • Adushka — Адушка, и все что с ней связанно

    Welcome Sofia

    Привет всем!

    Конечно же меня долго небыло! Но на все есть веские причины. У нас в семье прибавление.

    25 Ноября 2014 у нас родилась замечательная девочка С…

    5 лет назад

  • Из Сибири…

    Что связалось в ноябре

    Привет всем! Я опять после некоторого перерыва, решила таки сваять небольшой пост и выложить кое-что из последних проектов :-))

    Первым номером показыв…

    5 лет назад

  • Моя взлетная полоса

    Первый раз во второй класс!!!

    Добрый день, дорогие мои читатели!!! Поздравляю всех-всех-всех родителей с 1 СЕНТЯБРЯ!!! Хочется пожелать всего самого наилучшего, пусть наши детки учатся с…

    5 лет назад

  • Крючком и спицами…

    Живы… и будем жить !!!!!

    Девушки, здравствуйте !!! Зашла написать пару строк, потому как немало подруг-единомышленниц пытаются найти меня по другим каналам. Если в двух словах — не…

    6 лет назад

  • Bellabebeco

    Loving that Christmas is approaching!! I love Hello kitty!! Who does’nt?? I had to make this pretty dress!! I made with Feliz farbenmix pattern!! Love!…

    7 лет назад

Показать 5

Показать все

Скарлетт О`Хара: антигероиня


В 16 лет Скарлетт пыталась отбить чужого жениха. Получив отказ, она со зла выходила замуж за нелюбимого человека. Овдовев, не оплакивала его, как положено, а уезжала в Атланту, шокируя родню флиртом с проходимцем Рэттом Батлером. Снова выходила замуж – на этот раз из меркантильных соображений. Несмотря на внушительный список скверных поступков, несмотря на неглубокий ум и эгоистичный характер, Скарлетт стала для миллионов читателей и зрителей образом для подражания, этакой феминисткой XIX века, прообразом современной деловой женщины. Автору романа «Унесенные ветром», писательнице Маргарет Митчелл это категорически не нравилось. Причем не нравилось настолько, что в ответ на вопрос, насколько автобиографичен роман, она резко заявляла: «Скарлет – шлюха, я — нет!». «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего, и я старалась выдержать ее характер. Я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини; я думаю, что это очень скверно — для морального и умственного состояния нации».

О любви и долгий: про что рассказывают «Унесенные ветром»?

Американская стриминговая платформа HBO Max на время удалила из своей библиотеки фильм «Унесенные ветром». Произошло это на фоне масштабных протестов в США после смерти афроамериканца Джорджа Флойда от рук полицейского в Миннеаполисе. Российские зрители, не слишком усердно изучавшие историю, могут сразу и не склеить в сознании эти два события. Для нас «Унесенные ветром» — это в первую очередь история странной, местами весьма болезненной и перверсивной любви сильной женщины к недоступному мужчине. Ну правда, спросите соотечественников, о чем это четырехчасовое кино? В 90% случаев вам скажут, что о том, как женщина всю жизнь любила одного мужчину, а затем внезапно прозрела и поняла, что на самом деле любит другого (нередкая, в общем-то, ситуация — как говорили в одном спектакле по Ярославу Гашеку: «Хотя о многом говорить порой неловко, в делах любви важней всего формулировка»).

При чем же тут рабство? Ах, да, там была смешная и трогательная чернокожая няня Мамушка (Хэтти МакДэниел), которая наравне со своей хозяйкой Скарлетт О’Харой (Вивьен Ли) хранила домашний миропорядок и которой муж Скарлетт, Ретт Батлер (Кларк Гейбл), подарил красную нижнюю юбку. При этом события разворачивались на фоне гражданской войны между Севером и Югом, в ходе которой в 1861 году освободили афроамериканцев (по иронии судьбы, в том же году в России отменяли крепостное право). Собственно, решению HBO Max предшествовала колонка сценариста «12 лет рабства» Джона Ридли, в которой он указал на то, что «…фильм прославляет довоенный Юг и, когда не игнорирует ужасы рабства, предлагает болезненно стереотипное изображение цветных людей. Этот фильм романтизирует Конфедерацию так, что продолжает обеспечивать легитимность идее, что сепаратистское движение было чем-то благородным, лучшим для нации».

Действительно, события в фильме поданы весьма однобоко — исключительно с точки зрения южан. Рабы тут выведены в качестве прислуги, обычно довольной белыми хозяевами. Афроамериканцы милы, а порой и глуповаты, никто из них не рад полученной свободе. Мотивы «проклятых янки» (северян. — Прим. ред.) и вовсе не озвучены: Скарлетт убивает одного из них выстрелом в упор, и мы (благодаря магии кино) сочувствуем напуганной женщине, ведь этот солдат на экране — воплощение мерзости. Однако наивно полагать, что в 1939 году «благородные южане» и «несимпатичные янки» были чем-то самим собой разумеющимся — в открытых источниках достаточно информации о том, как продюсер Дэвид О.Селзник на полном серьезе опасался, что фильм не отобьет вложений: уж слишком скользкой была тема гражданской войны, с которой на тот момент прошло всего-то 74 года.

К тому же в 1915 году вышел потрясающий (с точки зрения формы) и совершенно ужасный, абсолютно расистский (с точки зрения содержания) фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», в котором афроамериканцы были выведены животными, от которых кровь стынет в жилах (большинство темнокожих, кстати, сыграли актеры в блэкфейсе). Поэтому создатели «Унесенных ветром» (фильм начал делать Джордж Кьюкор, а заканчивали Виктор Флеминг и Сэм Вуд) во время работы над картиной наверняка держали в уме то, что ее выход вызовет протесты (собственно, так и произошло: в частности, против была Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения).

Как Скарлетт О’Хара стала ролевой моделью?

Вообще, за 80 лет «Унесенным ветром» от кого только ни прилетало. Внутренний раскол почти сразу же сформировала авторка оригинального романа Маргарет Митчелл — еще на стадии создания литературного произведения. Сама того не желая, она подарила Америке новую героиню, хотя и считала Скарлетт весьма и весьма нехорошей особой. Но, о чудо, взбалмошная, упрямая, циничная и прущая как танк к заветной цели (главное — больше никогда не голодать!) южанка полюбилась всему миру. А Вивьен Ли настолько хорошо справилась с ролью, что ее Скарлетт уже почти век является ролевой моделью для миллионов женщин.

Своей героиню отчасти считают и некоторые феминистки (она, self made woman, сумела выстоять и возродить родную Тару), и сторонницы выгодного брака (мастерски окрутила троих мужиков и стала богатой). А уж сколько предположений выведено на тему, что Мелани (возлюбленная Эшли Уилкса) и Скарлетт — это две стороны одной и той же медали или, наоборот, лютые антагонистки. Сколько копий сломано в спорах о том, кто тут леди, а кто — девушка с низкой социальной ответственностью, просто не счесть. А насчет того, что представляют собой Ретт Батлер и Эшли Уилкс — и кто из них больше подходит (и не подходит) главной героине, — сказано столько слов, что хватит, наверное, на несколько поколений вперед.

Юг проигрывает войну: давай, до свидания

Основная идея фильма заявлена в начальных титрах: это история об уничтожении цивилизации. Парадокс романа «Унесенные ветром», ставшего символом американской литературы, и его экранизации, оказавшейся символом американского кино, заключается в том, что по своему духу и содержанию они абсолютно антиамериканские. Создатели «Унесенных ветром» красочно и подробно рассказывают о том, как погиб мир, который населяли последние настоящие леди и джентльмены. Что же пришло им на смену? Другой мир, который хорошо знаком современникам-американцам, свидетелям Великой депрессии, — циничный, деловой мир янки, главными ценностями которого был успех и деньги. Маргарет Митчелл поставила вопрос ребром: да янки ли Америка? До этого никто не пытался подвергнуть такому сильному сомнению этот человеческий тип и его право представлять страну. «Старые ценности — хороши они были или плохи, но, по крайней мере, не прагматичны, не завязаны на нужды низкой жизни, — унесены ветром истории, а на смену им пришло нерассуждающее торгашество». «В стране, лишенной опыта истории, противоречия прогресса сказались с особой остротой: хищничество, спекуляции и циничное ограбление труда расцвели, почти не ведая препятствии». «В прогрессивных американцах-переселенцах начисто отсутствовала любовь к земле, к родовому гнезду, которая была свойственна проигравшим южанам: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»» их не волнует», «они снуют-переселяются по континенту туда, где есть работа, оставляя по пути могилы родителей».

Цвета небес: способ передачи эмоций

«Унесенные ветром» стали первым полностью цветным фильмом, получившим премию «Оскар». Само по себе это не удивительно: в этом отношении у него практически не было конкурентов, потому что цвет стал промышленным стандартом в кино только в 60-е годы. Это, впрочем, не умаляет заслуг создателей, которые во время съемок решились на уникальные эксперименты. Они использовали специально подобранные цвета в эпизодах, обладающих особой эмоциональной значимостью (и более условных по сравнению с остальной частью фильма). Цвет неба в сценах закатов, где главная героиня выглядит темным силуэтом, меняется в зависимости от ее настроения. Чтобы усилить драму происходящих событий, авторы фильма используют неприятные цвета, окрашивая ограды и руины в черный, а цвет индиго вместе с красным часто используется, чтобы передать атмосферу мрака и несчастья.

«Унесенные ветром»: первый телесериал

Сюжет фильма шаг за шагом подводит зрителей к неоднозначному финалу, в котором Скарлетт понимает, что всегда любила не Эшли, а Ретта Батлера. Он уходит («Если честно, дорогая, мне теперь на это наплевать!»), она остается («Я уеду домой, и уже там придумаю, как вернуть Ретта Батлера!»). Этот открытый, незавершенный финал кардинально отличается от концовок драматургически целостных голливудских фильмов 30-х и теоретически позволяет снимать продолжение «Унесенных ветром» до бесконечности, как сегодня снимают телесериалы. Подобная рыхлая драматургия делает это кино прототипом всех современных мыльных опер. Смотрите в следующем эпизоде: «Я подумаю об этом завтра. Завтра придет совсем другой день!».

Что не так с дисклеймерами?

Безусловно, при разговоре об «Унесенных ветром» невозможно игнорировать контекст (рабство и войну Севера и Юга), а также тот вопиющий факт, что темнокожая актриса Хэтти МакДэниел, первая афроамериканка, взявшая «Оскар», не получила приглашения на премьеру, а на церемонии вручения премии сидела в отдельной части зала, предназначенной «для цветных». Однако, несмотря на романтизацию довоенного Юга, война в фильме — это все же не ее содержание, а фон (к тому же южане выглядят как люди, которые сами навлекли на себя беду). В первую очередь картина рассказывает о человеческом несовершенстве и, напротив, невероятном благородстве, которые лезут сквозь все благообразные социальные маски в самые трудные времена. Все же это не прямой побратим «Рождения нации». В картине содержится больше нюансов, чем в великом и ужасном фильме Гриффита.

Об «Унесенных ветром» стоит спорить, но одного дисклеймера в этой ситуации явно недостаточно. Вообще, со стороны крупных студий (Warner Bros

или «Диснея», неважно) такие предупреждения выглядит как желание подстраховаться и снять с себя всю ответственность за происходящее на экране. Неужели они уверены, что зрители не могут думать самостоятельно? Что зрители не понимают, что любое произведение искусства не существует в вакууме? Не для того ли человеку дан ум, чтобы проводить простейший анализ, не принимая на веру все, что сказано художником? Дисклеймер — слишком простой и удобный рецепт: грубо говоря, отмазка

Нет ничего проще, чем написать, что «произведение содержит устаревшие этические нормы». Быть может, гораздо адекватнее снабдить фильм не дисклеймером, а развернутой исторической справкой? К тому же у HBO она есть: к выпуску юбилейного бокс-сета «Унесенных» владеющая стримингом студия Warner Bros. сделала 30-минутный док с комментариями историка Гари Лева. И, быть может, об этом студиям стоит задуматься не завтра, а уже сегодня.


С этим читают